gandex.ru-19837_0be0a3de954e5932d28f34662006592d

Этот столь распространенный у нас посевной злак отличается темно-зеленым стеблем и листьями; грубым, плотным, слегка наклоненным колосом с очень короткими остями. Возделывается в Европе, Азии, Северной и Южной Америке. Пшени́ца (лат. Triticum) — род травянистых, в основном однолетних, растений семейства Злаки, или Мятликовые, ведущая зерновая культура во многих странах, в том числе и России. Мука из зёрен пшеницы идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Пшеница также используется как кормовая культура, входит в некоторые рецепты приготовления пива. Корневая система мочковатая, колоски расположены колосом, по одному в каждом углублении его стержня. Стержень у диких видов ломкий. Колоски 2-5-цветковые; цветы тесно сближены, только нижние 1-3 плодущие, верхние мужские или неразвитые. Наружные колосковые чешуи (плёнки) парные, широкие, тупые, наверху по крайней мере с 1 зубцом или с 1 или несколькими остями. Нижняя цветковая чешуя на спинке выпуклая, часто ладьеобразная, со многими жилками, на конце с 1 или несколькими зубцами или остями. Зерно с глубокой бороздкой, на вершине пушистое, свободное.

История растения. Пшеница была известна в странах Передней и Средней Азии (на территории современных Турции, Ирака, Сирии, Ирана, Туркменистана) за 7-6 тысяч лет до нашей эры, на Балканах и территории современной Греции — за 6-5 тысяч лет до н. э., Египте — более чем за 4 тысяч лет до н. э. К началу нашей эры растение известно практически по всей территории Азии и Африки; в эпоху римских завоеваний злак начинают культивировать в разных уголках Европы. В 16-17 веках европейские колонисты завезли пшеницу в Южную, а потом и в Северную Америку, на рубеже XVIII-XIX веков — в Канаду и в Австралию. Так пшеница получила повсеместное распространение. Лидеры по выращиванию пшеницы — Китай и Индия. На втором месте США, Россия. Ни один хлеб не имеет столько разновидностей или сортов, как пшеница. Каждая страна, кроме общераспространённых сортов пшеницы, имеет и свои местные.

 Действующие вещества: кроме крахмала (85%), в сырье содержится клейковина и вода.

Применение. Для медицинских целей перерабатывается в пудру и присыпки, используется как связующее для пилюль и таблеток. В последнее время масло из пшеничных проростков находит применение при нарушениях деятельности сердца и кровообращения, а также при общей слабости и усталости.

post-4527-0-13898400-1467635717

СИМВОЛИКА

Пшеница

Популярный символ сельского хозяйства и плодородия земли. У славян зерна пшеницы символизировали богатство и жизнь, предохраняли человека от порчи.

Сноп пшеницы — популярный символ сельского хозяйства и плодородия земли; часто он использовался и в геральдике (называясь «гарб», от французского gerbe, сноп); он фигурирует на гербе «Бейкерз компани» (хлебобулочной компании), а раньше был символом пекарей. В книге Знаки на пабах Пол Корбалисс пишет, что поначалу изображение снопа на вывеске «паба» означало, что предлагаются пекарные изделия своей выпечки, «совмещая таким образом две главных составляющих жизни в одном бизнесе».

Зерно

Богиня зерна идентифицируется с созвездием Девы.

Зерно и вино, как хлеб и вино, представляют сбалансированный продукт сельского хозяйства и, вместе с тем, провиант для жизни.

Меры зерна изображают плодородие, изобилие.

Как составная часть погребальных ритуалов, зерно означает изобилие в потустороннем мире. Ростки пшеницы или ячменя использовались во многих погребальных культах и похоронных обрядах Средиземноморья, Персии, Китая и особенно в Египте, а также в церемонии Страстной Недели в восточном христианстве.

Растущее зерно означало как возрождение героя, так и весенние посевы.

По народному обычаю, из нильского ила делали маленькие фигурки Озириса и втыкали их в зерно в амбарах; выращивание урожая было символом пробуждения после смерти.

Золотой цвет Солнца символизирует всех солнечных богов, богов злаков и также богов созревания урожая.

Современный обычай заключения брака сопровождается обрядом осыпания пары рисовыми зернами (символ плодородия), что, как и сама эта зерновая культура, имеет азиатские корни, поэтому на Западе такая традиция отсутствует.

Почти всем зерновым присуще общепринятое значение, согласно которому они являются семенными образами.

Пшеница является естественной негеральдической фигурой. 

Снопы или колосья пшеницы можно встретить как в качестве главной, так и второстепенной фигуры.

Символизирует богатство, изобилие, достаток, рост, сельское хозяйство, жизнь.

Иногда особое внимание уделяют количеству колосков или семенам (в них могут зашифровать количество населённых пунктов, районов, входящих в состав образования).

 Из Живой Этики.

“…Зерно уже заключает психическую энергию. У древних было знание о добывании психической энергии в момент размягчения зерна…“
(АГНИ ЙОГА, § 557).

«Не только атланты, но и египтяне помнили энергию зерна. Ради этой энергии они полагали зерна в гробницы. Более разумное применение было уже забыто. Двигатель энергии мог приводить в движение большие корабли и разные машины.

Если прикосновение руки может двигать огромные предметы, то конденсированная энергия зерна может дать длительное напряжение. Даже находящиеся около зерна люди получают оздоровление» (АЙ. § 558).

«…Семя, дающее росток, излучает особое напряжение психической энергии. … Утреннее солнце после символа ночной пралайи действует особо жизнеспособно, вызывая психическую энергию. Так же проснувшаяся жизнь семени, как утро, посылает свои молитвенные эманации» (АЙ, § 606).

«Лечение ароматами цветов, смол и зерен восходит к глубокой древности. … Зерна ячменя незаменимы для легких…» (И. § 316).

«Отложение психической энергии, конечно, совершенно реально как в царстве животном, так и в царстве растительном. …

Конечно, можно находить психическую энергию в зачатках среди зерен, особенно во время брожения. Пшеница, рожь, ячмень, кукуруза и многие растения и плоды могут дать опыты жизненной энергии. Конечно, опыт продолжителен, требует точности и терпения, и свободы сопоставления фактов, ибо могут быть замечены самые неожиданные сопоставления и явления отравления от облаток» (С, § 120).

«Победа заключается в каждом семени. Семя в сущности своей вечно. Оно перемещается из одной формы в другую, но хранит неистребимую сущность. Очень берегите и почитайте каждое семя, каждое зерно жизни. В нем заключена высшая огненная энергия. Даже в лучших научных исследованиях люди не найдут ее. Она измеряется огненными мерами, и только огненное сердце может иногда постигать пульс зерна жизни. Но говоря о невозможности открыть зерно жизни земными мерами, все же не огорчим ученых: они могут наблюдать. Много пользы может дать наука о зерне» (МО2, § 357).

«…Каждое семя — это зерно трансмутирующих энергий, способных из окружающей его материи создавать формы по своему роду и сущности. Именно со стороны трансмутации элементов характерна активность зерна. В одной и той же почве семена розы, левкоев, герани, дуба, кукурузы и так далее дают формы совершенно различные, характерные своим особыми свойствами и особенностями. Стоит подумать о запахе роз или полыни, чтобы представить себе всю мощь трансмутирующей силы зерна» (ГАЙ, 1963, § 362).

«…Имеется легенда, что пшеница была принесена Изидою с Венеры. Интересно отметить, что ботаники утверждают, что, тогда как все злаки встречаются в диком виде, пшеница никогда и нигде не была найдена в ее первобытном состоянии» (ПЗ, с. 159).

Притча о пшенице

Еврейская притча

Это древняя притча, должно быть очень древняя, потому что Бог еще жил на земле в те дни. Однажды пришел человек, старый фермер, и сказал:
– Послушай, Ты, может быть, и Бог и, может, Ты и создал мир, но одно я должен Тебе сказать: Ты не земледелец. Ты не знаешь даже азов фермерства. Тебе необходимо поучиться немного.
– Что ты предлагаешь? – спросил Бог.
– Дай мне один год, и пусть все происходит, как я хочу, и увидишь, что получится. Бедности не станет.
Бог согласился и дал фермеру один год.
Естественно, фермер просил самого лучшего, он думал только о лучшем: ни буря, ни гром, ничего опасного для урожая. Фермер получал все нужное, все благоприятное и был счастлив. Пшеница росла очень высокой! Если он хотел солнца – было солнце, когда он хотел дождя – шел дождь, и ровно столько, сколько он хотел. В этом году все было правильно, все было математически точно. Пшеница выросла такой высокой!
И вот фермер пришел к Богу и сказал:
– Смотри, в этот раз урожай будет такой, что даже если в течение 10 лет люди не будут работать, то еды хватит.
Но когда урожай был убран, зерен в пшенице не оказалось.
Фермер был несказанно удивлен. Он спросил Бога:
– Почему так случилось? Что я делал неправильно?
Бог сказал:
– Потому что не было возражения, не было конфликта, не было трения, потому что ты устранил все трудности, твоя пшеница осталась пустой. Немножко борьбы было бы в самый раз. Бури необходимы, гром и молния нужны. Они пробудили бы душу пшеницы, желание жить и наполняться соком.

ДРУГАЯ ЛЕГЕНДА О ХЛЕБНОМ КОЛОСЕ рассказывает, как Богородица ходила по земле под видом старой нищенки, чтобы испытать милосердие людей. Женщина пекла блины и отказалась дать Ей кусочек, сказав: «Я лучше отдам собаке». Богородица разгневалась, вышла в поле и оборвала верхушку колоса — остался только маленький стебель, и то лишь благодаря заступничеству Христа.
Пшеница в христианском искусстве символизирует хлеб причастия, по словам Иисуса на Тайной вечере: «Это — Мое тело».

ПШЕНИЦА В ИСКУССТВЕ

Живопись

Скульптура

Дополнительный материал (перейти по ссылке) — Пророщенная пшеница.

Добавить комментарий