Книга (ларец) закрытая и открытая — символ защищенности и беззащитности сознания.

Голубиная книгаН.К. Рерих. Голубиная книга.

«Голубиная книга» иллюстрирует русский народный духовный стих с одноименным названием. В Голубиной книге идет речь о происхождении мира. Смысл легенды — философский, с позднейшими вариантами христианской мифологии. В ней сохранились отзвуки самых глубоких времен, доходящих до источника общего и для индийских Вед, и для русского фольклора. Недаром заветная книга, о которой пели сказители, именуется «голубиной», Голубиная книга - Деталь - Н.К. Рерихто есть «глубинной», что означает одновременно и «древняя» и «мудрая».

    По легенде Святая книга упала на землю из грозовой тучи. Она была «и не малая, не великая: долины книга сороку сажень, поперечины двадсяти сажень». Сотни христиан от царей и князей до простого люду пришли посмотреть на книгу, но никто не отваживается дотронуться до нее. Только мудрейший царь Давид Евсеевич, приблизился к ней. Она раскрылась, открыв ему слово Божие. Затем и князь Володимир Володимирович подошел к книге и попросил царя Давида прочесть и объяснить Божьи деяния, чтобы понять, как сотворил он землю, прекрасное солнце, луну, звезды и прочее. Но мудрый царь ответил, что не может прочесть Святую книгу, потому что она слишком велика. Он не может удержать ее в руках или положить на аналой, но наизусть может прочесть слово Божье: «Земля начала быть по Божьей воле; Прекрасное солнце — лик нашего Господа Иисусу Христа; луна — Его грудь, а многочисленные звезды — его Божественное одеяние…».

    Эпизод на картине представлен так, как легенда повествует о нем. Темная грозовая туча нависла над средневековым русским городом, перед собором лежит огромная открытая книга. Около нее стоит седобородый царь, и передает мудрость ее «православному народу», собравшемуся вокруг великой Книги.

    «И голубиная книга с небес упала. И сокровище сверху пришло. И не сразу нашли мудрого для прочтения книги. И разные народы помнят об этих принесенных благовестях…» (Н.К. Рерих.)

книга мудростиНиколай Рерих. Книга Мудрости.
1924. Холст, темпера. 88,5 x 117.
Частная коллекция.

Книга мудрости(1924 г.)

Книга мудрости и духовности… На картине виден субурган — ступа, которая ставится над могилами святых и великих людей на Востоке. Она символизирует Чашу, силу духа, огненное устремление человека, сидящего высоко в горах и читающего Книгу Мудрости. Цвет одежды свидетельствует о том, что его мысли устремлены к Высшему, к Прекрасному. Его сердце настолько огненно, что сливается с излучениями, исходящими от каменной ступы, где могут храниться священные писания Высоких Учителей.

На самой ступе можно разглядеть восточный тонкий лик, обращенный в высь. Просматриваются еще три лика, олицетворяющих три аспекта Божественной Мудрости.

Горы напряжены высокими мыслями подвижника и как бы звучат частотой, светом и радостью.

Листы Книги хранят Мудрость Учение Владыки Шамбалы, объясняющее цель и смысл жизни и истинное строение планов Бытия. На картине внизу — физический план, выше — — Тонкий, отличающийся по цвету от плотного, далее — голубоватая ментальная сфера и Сияющий Огненный План.

Учитель, сидящий в горах, постигает Высшие Знания через физический план, о чем свидетельствует золотисто-желтый цвет его мудрости. «Здесь Иисус постигал Мудрость своих Учителей, здесь Будда возносился духом, здесь кристаллизовывалась Веданта…»

Под Книгой Мудрости Н.К.Рерих подразумевает и всю прекрасную Природу, которая окружает Учителя, и у которой можно учиться бесконечно.

roerich162 книга жизни

Николай Рерих. Книга жизни.          
1939. Холст, темпера. 66,3 х 122,2.
Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.

Картина «Книга жизни» создана Н.К.Рерихом в гималайской долине Кулу. Лама, сидящий на склоне горного ущелья, сосредоточенно читает Cвященную книгу. Вблизи него расположились пятнистые олени, чье присутствие в картине перекликается с событиями из жизни Благословенного Будды, который в Оленьем парке в Сарнатхе произнес свою первую проповедь к живым существам; среди слушателей были пятнистые олени [6].

Фигура ламы подчеркнута гармоничными мягкими линиями. Композиционно Н.К.Рерих расположил оленей и ламу на одной диагонали. Все полотно построено на богатейшей гамме цветовых оттенков: решенный в коричневых тонах передний план и в зеленовато-голубых – задний.

Н.К.Рерих с помощью цвета создает энергетический аккорд, исходящий из недр гор к сияющему свету, льющемуся из Космоса. Световые энергии гор и Космоса сплетаются в гармоничную симфонию красок. Покрытые вечными снегами вершины переданы почти так же, как на картинах Леонардо да Винчи: они будто бы растворены в легкой дымке. Все пространство картины наполнено тишиной, той тишиной «могущества, которая, – как писал Н.К.Рерих, – управляет гармонией жизни» [3, с. 103]. В 1940-е гг. картина «Книга жизни» участвовала в выставках в индийских городах Лахор, Индора, Майсур, Хайдарабад [1].

Сюжеты, связанные со Cвященной книгой, возникали в творчестве художника неоднократно. В 1911 г. в имении княгини М.К.Тенишевой в Талашкине он работал над картиной «Книга Голубиная (Помин о четырех королях)», иллюстрирующей русский духовный стих [4, с. 301]. Вновь к этому сюжету Н.К.Рерих вернулся в 1922 г. в Америке, где был создан второй вариант картины «Голубиная книга». Спустя два года в Индии художник написал картину «Книга мудрости», вошедшую в серию «Его Страна». В отличие от двух вышеназванных произведений, в «Книге мудрости» на фоне вершин Гималаев склонился над заветной книгой восточный мудрец-лама [7, с. 239].

В произведениях Н.К.Рериха Книга Мудрости, Книга Жизни, на чьих страницах вписана история бытия всего человечества и каждого отдельного человека, являeтся символом высшего знания. Такое знание синтезировано в книгах Учения Живой Этики [2, § 13]. О привнесении этого знания в повседневную жизнь человека писала Е.И.Рерих: «…жизнь есть лучший Учитель и без жизни ничему нельзя научиться, но кто-то должен открывать на это глаза, и без ведущего Начала вся человеческая эволюция задержалась и растянулась бы на бесконечные века. Потому для ускорения так необходимы именно книги Учения, в которых собраны в сжатых огненных формулах все знания, накопленные веками глубоких многосторонних опытов. В книгах Учения вдумчивый ученик найдет ответ на самые сложные проблемы жизни, освещенные со многих сторон, так же как и много совершенно конкретных утверждений по всем отраслям науки» [5, с. 380].

Н.А.Голянова

Примечания:

1. Paintings by Professor N.Roerich // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1. Д. (вр. №) 8998. Л. 62, 63, 79, 93.

2. Учение Живой Этики. Иерархия. М.: МЦР, 1995. 3. Рерих Н.К. Детство // Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

4. Рерих Н.К. Эрдени Мори // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999.

5. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 1. М.: МЦР, Благо твор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 1999.

6. Рокотова Н. Основы буддизма. Новосибирск: Согласие, 2001.

7. Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами: По страницам дневника 1922–1934 гг. М.: Сфера, 1998.

чтение у рекиЭдвард Роберт Хьюз  Чтение у реки

 ______________________________________________________________________________________________________

http://gallery.facets.ru/show.php?id=431

http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0219/p0219.htm

http://gallery.facets.ru/show.php?id=430

Добавить комментарий