Цвета интерьера.

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — с помощью этой классической фразы мы ещё в детстве успешно запоминали основные цвета солнечного спектра. Ведь вся эта цветовая гамма всегда много значила для психологии человека, зачастую определяя его душевный настрой и создавая психологический комфорт, либо дискомфорт. Поэтому к цветовому решению своего жилищного пространства мы должны подходить с особой тщательностью.
Перегружать помещение цветовой гаммой не стоит. Желательно выбрать не более пяти цветов (а ещё лучше два-три плюс их оттенки). Сначала подбирается доминирующий цвет, а затем — подчёркивающие его, вспомогательные.
«Психология» основных цветов
КРАСНЫЙ. Для многих дизайнеров это один из излюбленных цветов, так называемой, «тёплой» гаммы (вспомним нашу особую приверженность к нему в детстве). Он вселяет в человека жизнерадостность, силу и уверенность. Красный цвет — идеальный «раздражитель» (не только для быков на корриде). Поэтому недаром он признан и наиболее сексуальным.
Но не стоит забывать, что он также самый «агрессивный» и в больших количествах действует угнетающе, особенно на меланхоликов. По этому поводу вспоминается байка про студента, утомившегося постоянно занятым в общежитие туалетом и выкрасившим его в красный цвет. В результате — время пребывания в столь «кричащей обстановке» значительно сократилось.
По этой же причине не стоит перенасыщать красным оформление спальни и будуара. Атмосфера постоянного возбуждения, как выясняется, не всегда уместна.
ЖЁЛТЫЙ. Этот цвет был популярен на Востоке и счтался там символом Вечности и величия. Он создаёт оптимистичное и бодрящее настроение и, к тому же, прекрасно сочетается с остальными цветами. Тёплые «солнечные» оттенки практически никогда не несут в себе отрицательного заряда.
ОРАНЖЕВЫЙ же годится для тех, кто хочет ещё больше усилить в интерьере ощущение «теплоты» и жизнерадостности.
ЗЕЛЁНЫЙ, представляющий собой сочетание синего и жёлтого, традиционно считается цветом покоя и гармонии. Особенно благотворен он для холериков, на которых оказывает успокаивающее воздействие.
СИНИЙ. Самый популярный среди цветов «холодной» гаммы. Оттенки синего тоже создают ощущение покоя и несут расслабляющий и «освежающий» эффект.
Бледно-голубые оттенки символизируют молодость, морские — совершенство и бесконечность, а иссиня-чёрные — авторитет и власть.
ФИОЛЕТОВЫЙ. Это сочетание красного и синего имеет оригинальное психологическое воздействие. «Тёплый» красноватый оттенок приносит в фиолетовый эффект неожиданности и одновременно сдерживается «холодным» синим.
БЕЛЫЙ — наряду с чёрным особую, отдельную от спектральных группу цветов. С помощью белого (а также светлых пастельных тонов) удаётся визуально расширить помещение. К тому же белые стены и потолок создают эффект воздушности, невесомости.
ЧЁРНЫЙ особенно хорош для контрастного подчёркивания и выделения других цветов. На чёрном фоне они «звучат» особенно ярко и выразительно. Однако, выбирать чёрный превалирующим цветом могут только отъявленные оригиналы, ибо в больших количествах он навевает мрачное и подавленное настроение.
Цветовая гамма в разных комнатах
КУХНЯ. Здесь, как считают психологи, уместны «тёплые» цвета — красный, жёлтый, оранжевый. Особенно актуальны они в том случае, если кухня для вас одновременно и основное место трапезы. Дело в том, что вышеназванные цвета возбуждают и усиливают аппетит, в то время как чёрный, напротив, его угнетает. Мебель и пол в кухне также желательно оформить в тёплых тонах.
ВАННАЯ. Для маленьких ванных без окон наиболее подходят пастельные тона с вкраплениями белого, чёрного или ярких цветов. В просторных, хорошо освещённых, ваннах цветовая гамма может быть и более насыщенной, яркой и контрастной.
СПАЛЬНЯ. Для её оформления традиционно используются светлые пастельные «тёплые», создающие атмосферу уюта. Если спальня невелика, то использование в ней ярких контрастных цветов неразумно. Лучше сыграть на нюансах — оттенках того, или иного цвета. Впрочем, если вы молоды и холосты, то можете и поэкспериментировать. Даже «агрессивный» красный цвет вполне уместен, так как является лучшим фоном для «любовных игр».
ДЕТСКАЯ. Младенцу до двух лет необходимы только мягкие ненасыщенные цвета. Однако, едва он подрастёт, как детская может превратиться в самое яркое, пёстрое и весёлое помещение в доме.
Но постепенно яркие контрастные цвета придётся сменить на более спокойные и строгие — ведь ребёнок пойдёт в школу и цветовая гамма в его комнате не должна будет отвлекать его от занятий.
КАБИНЕТ. Тут обычно преобладают коричневатые и зеленоватые оттенки, создающие атмосферу покоя и сосредоточенности. В сочетании со светло-коричневой мебелью такая «тональность» наиболее благоприятна для холериков и сангвиников. Спокойным же людям не повредит включить в интерьер и более яркие детали, оказывающие бодрящее воздействие.
ГОСТИННАЯ. Это место коллективного времяпрепровождения каждый из вас может оформить, сообразуясь лишь со своей фантазией и индивидуальностью. Особо строгих правил цветового оформления здесь не существует. Лишь бы «тональность» гостиной не слишком дисгармонировала с колоритом других комнат.
Цветовые сочетания
Важнейшее условие цветового оформления интерьера — гармония в сочетании различных цветов и оттенков.
Для молодых людей, обожающих шумные вечеринки, подходят смелые контрастные решения (фиолетовый с жёлтым, синий с оранжевым и даже красный с зелёным).
Тем же, для кого дом — прежде всего, место покоя и уюта, лучше строить цветовое решение на нюансах — то есть либо подбирать оттенки цвета, выбранного за основной, либо светлые оттенки других цветов. А уже затем на этом ненавязчивом фоне можно разместить отдельные контрастные пятна — тёмную мебель, разноцветные витражи, эффектные вазы.
С помощью разных цветов можно выделять «зоны» в помещениях, особенно в случае комнат с совмещёнными функциями («кухня-столовая», «кабинет-гостиная»).
Контрастные цвета следует совмещать с особой осторожностью. Если вы выбираете фиолетово-жёлтое сочетание, то первый цвет должен быть тёмным и насыщенным, а второй, наоборот, — чистым (без примесей других цветов).
Если же вы решили расширить помещение с помощью белого цвета, надо учитывать, что он способен осветлять яркие цвета. Например, красный рядом с белым примет розоватый оттенок, а синий — голубоватый.

Цвета в интерьере в свете учения Гёте.

Цвета в интерьере в свете «Учения о цвете» Гёте отличаются несколько иной теоретической базой. В своей работе «Учение о цвете» Гете описывает явления цветовой индукции (феномен послеобразов) — яркостной, хроматической, одновременной и последовательной — и доказывает, что цвета, возникающие при последовательном или одновременном контрасте, не случайны. Все эти цвета как бы заложены в нашем органе зрения.

Контрастный цвет возникает как противоположность индуцирующему, т.е. навязанному глазу, так же как вдох чередуется с выдохом, а любое действие влечет за собой противодействие. В каждой паре контрастных цветов уже заключен весь цветовой круг, так как их сумма — белый цвет — может быть разложена на все мыслимые цвета и оттенки.

(Немного подробнее про цветовую индукцию (возникновение послеобразов). Это мелкий шрифт, так что можно не читать, если вы поняли, о чём речь. Итак, вероятно, вы замечали такой феномен — если смотреть некоторое время (например, минуту) на какой-либо яркий предмет, а потом перевести взгляд на нейтральный светлый фон (например, на потолок), то перед глазами (на потолке) будет цветовое пятно (тот самый послеобраз) похожей формы и контрастного, противоположного цвета. Так, если вы смотрели на красный круг, то перед глазами будет зеленоватое пятно. И, естественно, наоборот. Это и есть цветовая индукция).

Опыты Гете с цветными тенями показывали, что диаметрально противоположные цвета и являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании зрителя. Желтый цвет требует сине-фиолетового, оранжевый — голубого, а пурпурный — зеленого, и наоборот. Гете считал, что цвет, «независимо от строения и формы материала, оказывает известное воздействие на душевное настроение.

Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями». Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека.

(Опять же, немного подробнее про опыты с цветными тенями. Опыт делается очень просто — берётся предмет, который будет отбрасывать тень. Освещается источником нейтрального света (свечкой, направленной лампой — чем угодно, чтобы появилась чёткая тень). Определяется цвет тени. А потом перед источником света ставится цветное стекло. Например, красное. Определяется цвет тени (она становится зелёной). И так далее. Отличия лучше видны при нейтральном свете и когда тень падает на светлый фон).

Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на
«положительные» — желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и
«отрицательные» — синий, красно-синий и сине-красный.

Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй — неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным».
Существует также разделение цветов на
«характерные» и
«бесхарактерные».

К первым относятся пары цветов, расположенные в цветовом круге через один цвет, а ко вторым — пары соседних цветов.

Учение о цвете Гёте также содержит несколько очень тонких определений колорита. Например, в живописи существует прием смещения всех красок к какому-либо одному цвету, как если бы картина рассматривалась сквозь цветное стекло, например желтое. Гете называет такой колорит фальшивым. Над своим «Учением о цвете» Гете работал с 1790 по 1810 г, т.е. двадцать лет, и основная ценность этого труда заключается в формулировании тонких психологических состояний, связанных с восприятием контрастных цветовых сочетаний. Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную теорию.

Качества цветов по Гёте.

Качества цветов по Гёте определяются не только внешним воздействием цвета, но и внутренним откликом человека на это воздействие. Одним из главных жизненных кредо Гёте было наблюдение — что и вам мы советуем делать, подбирая себе цвета в интерьере.

Качество жёлтого цвета по Гёте. Если смотреть сквозь желтое стекло, то глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что… веет теплом.

Чисто желтый — приятен. Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или нанесении на «неблагородную» поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Холодный желтый цвет в интерьере говорит о свободолюбии и широте взглядов его хозяина. Удачно смотрится в дизайне гостиных и столовых. Очень интересен в сочетании с чёрным и белым для ванной комнаты. Тёплый оттенок желтого прекрасно подойдёт для детской комнаты. Этот оттенок повышает настроение и благотворно влияет на развитие позитивного мировоззрения.

Качества оранжевого цвета по Гёте. Все положительные высказывания о желтом цвете подходят и для оранжевого, но в более высокой степени. Оранжевый «энергичнее» чисто желтого. Может быть, поэтому, этот цвет, по Гёте, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами.

Оранжевый цвет интересен в дизайне кухни, он вызывает аппетитные ассоциации. Этот оттенок широко используется при создании интерьеров в восточном или африканском стилях. Он также прекрасно подойдёт для зимнего шале, так как обладает прекрасным согревающим свойством.

Желто-красный цвет по Гёте (на самом деле жёлто-красный — это тот же оранжевый; вполне вероятно, имеется в виду более красный оранжевый). Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные, здоровые, суровые люди особенно предпочитают эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.

В дизайне интерьеров этот цвет используется для создания выразительных цветовых акцентов в помещении. Желто-красный не терпит присутствия иных ярких цветов, поэтому хорошо смотрится среди бледных, пастельных тонов, и в сочетании с белым цветом.

Синий. «Как цвет это — энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто». Гете тонко чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными.

Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде. В немецком языке понятия синего и голубого цветов заложены в одном слове. Голубой и синий цвета – это цвета воды, неба и воздуха, довольно банально выглядящие в ванной комнате. Однако при сочетании со светло-зелёным прекрасно подойдут для детской шумного и подвижного ребёнка. В сочетании с холодным бежевым оттенком эти цвета практически идеальны для спальни.

Сизые и светло-голубые интерьеры с обилием стекла и отражающих свет материалов широко используются при оформлении офисных помещений, так как позитивно влияют на нервную систему потенциально клиента, позволяя ему комфортно чувствовать себя при важных деловых переговорах.

Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но, по мнению Гете, безрадостный. Этот загадочный оттенок издавна использовался в одеяниях магов, как символ знаний и силы, интеллекта и эрудиции. Оформляя свой интерьер при помощи лилового, либо фиолетового оттенка, у Вас есть возможность создать атмосферу серьезности и тайны.

Этот оттенок используется при оформлении спален и ванных комнат, так как способствует релаксации и самокопанию, а также при оформлении гостиных, если есть желание подчеркнуть неординарность и экстравагантность вкусовых предпочтений.

Чистый красный цвет Гете рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете «идеальное удовлетворение». Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения. Интерьеры в красном вызывают ощущение эмоциональной активности. Этот цвет идеально подходит для гостиных и кабинетов в классических стилях, а также для гостиных, ванных комнат и кухонь в стиле модерн.

Спальня оформленная в красном цвете указывает не только на дурной вкус, но и приводит к серьйозным нарушениям нервной системы. Совсем иначе обстоит дело при попытке воссоздания восточных стилей. В китайском, а также арабском интерьерах красный цвет занимает одну из ведущих ролей, без его магии просто не обойтись.

Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он — любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда». Именно поэтому в современном интерьере этот цвет используется лишь только для деталей, и никак не для доминирующих акцентов.

Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа «отдыхает». Зелёный цвет тёмных оттенков – это серьезный цвет кабинетов и классических гостиных, светлый же оттенок, более живой и весёлый, будет уместен как в кухне, или в ванной, так и в детской комнате.

Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют «цветовой круг» Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали. Основными правилами «цветового круга» сознательно или же на подсознательном уровне пользуется каждый профессиональный дизайнер интерьера, поскольку неграмотное владение гармонией цвета в теории делает невозможным создание гармонии на практике.

http://interesko.info/cveta-v-interere-v-svete-ucheniya-o-cvete-gyote/

http://interesko.info/kachestva-cvetov-po-gyote/

Добавить комментарий