Арсений ТарковскийБиография

Арсений Александрович Тарковский родился 25 (12 по старому стилю) июня 1907 г. в городе Елизаветграде Херсонской губернии (ныне – Кировоград, Украина). Его отец Александр Карлович (бывший член партии «Народная воля», отсидевший за революционную деятельность в тюрьме) служил в банке. Мать работала учительницей. Арсений был вторым ребенком в семье. Его старший брат Валерий погиб в бою против банд атамана Григорьева в 1919 г.

С малых лет Арсений читал русских и зарубежных классиков, посещал вечера приезжавших в город известных поэтов – И. Северянина, К. Бальмонта, Ф. Сологуба. Он и сам рано начал писать стихи.

Тарковский учится в классической гимназии, а после прихода большевиков – в единой трудовой школе. В начале 20-х гг. (точная дата неизвестна) Арсения и его друзей арестовали за опубликованное в газете стихотворение с нелестной характеристикой Ленина. Юноше удалось убежать. Он скитается по Украине и Крыму, голодая, временами зарабатывая сапожным ремеслом, работая в рыболовецкой артели.

В 1923 г. он приезжает в Москву. Здесь посещает Высшие государственные литературные курсы, где знакомится с Марией Вишняковой, ставшей в феврале 1928 г. его женой. Брак с Вишняковой распался, когда их дети – Андрей (будущий всемирно известный кинорежиссер), и Марина были совсем маленькими. Второй женой Тарковского в середине 30-х гг. (официально в 1940 г.) становится Антонина Бохонова.

Еще учась на литературных курсах, Тарковский начинает писать литературные фельетоны для газеты «Гудок» (где в то время сотрудничали такие известные писатели, как М. Булгаков, Ю. Олеша, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев). Он работает также для радио и театра. Стихи он пишет «в стол», при этом активно работает как переводчик с азербайджанского, чеченского, туркменского, сербского, польского и других языков. В 1934 г. вышел в свет первый отдельный сборник переводов Тарковского, а в 1940 г. поэт становится членом Союза писателей.

В 1939 или 1940 г. он познакомился и сблизился с вернувшейся из эмиграции Мариной Цветаевой. (Как выяснилось много лет спустя, именно ему Цветаева посвятила свое последнее стихотворение).

В 1941 г. Тарковский, вывез жену и приемную дочь в эвакуацию; он упорно просится на фронт и в начале 1942 г. становится корреспондентом армейской газеты «Боевая тревога». Затем поэт принимал участие в боях под Москвой, на Западном, Брянском, 2-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. После ранения и ампутации ноги демобилизовался в звании капитана.

В послевоенный период, активно занимаясь переводческой деятельностью, он продолжает писать стихи «в стол» (сохранился ряд рукописных сборников). Подготовленный в 1945 г. сборник (54 стихотворения) приняли к печати, но после постановления 1946 г. о журналах «Звезда» и «Ленинград» набор книги был уничтожен. В том же году Тарковский познакомился с Ахматовой, которая высоко оценила его творчество. Дружба поэтов продлится до ее смерти.

В 1949 г. Тарковский расторгает брак с А.А. Бохоновой, в 1951 г. официально женится на Т.А.Озерской.

В течение 15 лет стихи Тарковского появлялись в печати лишь эпизодически. Долгое время как поэт он оставался неизвестным массовому читателю. Его великолепные переводы восточных поэтов по-прежнему издавались, однако такое занятие для человека с ярко выраженной творческой индивидуальностью было определенным бременем.

Сборник «Перед снегом», оцененный Ахматовой как «драгоценный подарок современному читателю», удалось издать лишь в 1962 г. Почти одновременно на экраны вышел фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», где прозвучали стихи Арсения Тарковского в авторском исполнении.

Вслед за первым сборником начали появляться и другие: «Земле – земное» (1966), «Вестник» (1969), «Стихотворения» (1974), «Волшебные горы» (1978), «Зимний день» (1980), «Избранное» (1982), «Стихи разных лет» (1983), «От юности до старости» (1987), «Звезда над Арагацем» (1988, последнее прижизненное издание). Звучат стихи Арсения Тарковского и в фильмах его сына – «Сталкер», «Зеркало».

Тарковский награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Дружбы народов, Трудового Красного Знамени и др. Государственная премия СССР за книгу «От юности до старости» была присуждена ему уже посмертно.

Умер Арсений Тарковский 27 мая 1989 г. в Москве. Похоронен в Переделкино.

Тарковский поэт-философ

Даже его судьба «выстроена» как философское произведение. Он не поддавался искушениям времени, а их, как известно, всегда немало. В советские лукавые времена стать признанным поэтом означало забыть о правде. Но именно ей присягнул Тарковский раз и навсегда, чтобы долгими годами внутреннего напряженного труда довести ее до наивысшей концентрации. Ничем он не запятнал свое чистое имя, явил судьбу, достойную уважения и восхищения. Он «уберегся от искушений». А в этом и состоит истинный подвиг художника. Поэт оставался строгим и верным себе мастером именно в ту эпоху, когда произошел упадок требовательности у самих поэтов.

Арсений Тарковский на свою судьбу не сетовал. Он относился к ней как истинный рыцарь к Прекрасной Даме: стойко, мужественно и благородно. А получал от нее сполна лишь потерю за потерей. Кроме общих с народом испытаний — революция, голод, войны, прибавилось много личных: в гражданскую погиб старший брат, в Отечественную гвардии капитан Тарковский потерял ногу, в 1946-ом уничтожена верстка первого сборника стихов — «до лучших дней», которые растянулись еще на 16 лет.

Острием духовной мысли его поэзия направлена к вершинам мировой культуры. Поэт-философ показал, что для постижения минувшего необходимы не меньшие усилия, чем для создания будущего. Прошлое, по Тарковскому, располагается впереди, и его воссоздание — основная задача творца:

Я клятву дал вернуть мое искусство
Его животворящему началу.

Арсений Тарковский понимал культуру как меру ответственности человека за все происходящее в мире. Культура, по его мнению, огромна и бесконечна.

«Мы участвуем в разговоре, начатом во времена Адама. На каждую реплику, звучащую тысячелетия, мы должны дать свой ответ или поставить свои вопросы», — говорил Арсений Александрович.

Его поэзия диалогична — не только по форме, но и по внутреннему принципу. В стихах перекликаются, беседуют целые исторические эпохи. Он смотрит как бы «двойным зрением», видит историю и глазами современника, и глазами воображаемого предка-«историка». Чувство историзма — это не только проникновение в глубь веков, но и дар прорицания:

Я в будущее втянут, как Россия.

Как истинный поэт Тарковский «рифмует» времена. Он находит «сродное», в двух или нескольких эпохах и находит в них кристалл, который не разрушается, соприкасаясь с сиюминутностью.

Творчество Арсения Тарковского убеждает в том, что и культура и время обладают силой, постоянно притягивающей к себе сердца людей. Вершины искусства, как бы далеко они не находились и какими бы близкими не казались, всегда высоки, всегда трудны, всегда вожделенны. Они вечно впереди, так же, как и время. Поэту удается наделить жизненной реальностью давно ушедшие времена и культуры. Он верит в глубокую внутреннюю связь эпох, минувших и грядущих. Узнать время, понять его сущность, означает прикоснуться к Непреходящему и живому.

А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас,
И если я приподымаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.

М. Черненко  9.05.2007    https://omiliya.org/content/ob-arsenii-tarkovskom.html

Презентация о ТарковскомПрезентация (смотреть)

Мероприятия о РерихеМероприятия, посвящённые А. Тарковскому. («Провинция у моря», 2017 г.)

Ещё одно мероприятие.

Встреча в Вечности. Арсений и Андрей Тарковские
7 июня 2016 Москва
Арсений и Андрей Тарковские
Заседание семинара молодых ученых при Объединенном Научном Центре проблем космического мышления (ОНЦ КМ)
7 июня 2016 года состоялось заседание семинара молодых ученых при Объединенном Научном Центре проблем космического мышления (ОНЦ КМ). Доклад «Встреча в Вечности. Арсений и Андрей Тарковские» представил собравшимся Даниил Посаженников, стипендиат Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих, музыкант, поэт и писатель. Даниил Посаженников — давний друг Международного Центра Рерихов, он с детства сотрудничает с МЦР, неоднократно выступал в стенах музея со своими музыкально-поэтическими программами. На этот раз сообщение Даниила Посаженникова носило философский и культурологический характер.В его докладе были представлены размышления о духовной и интеллектуальной связи Тарковских. В контексте их идей были рассмотрены вопросы преодоления и разрешения главных философских проблем XX века, таких как экзистенциальное одиночество. Анализируя произведения Тарковских, Даниил Посаженников опирался на методологию мыслителей: Мамардашвили, Хайдеггера, Гуссерля, Сартра. Был дан анализ творческого пространства Тарковских, его граней и того, что делает его духовным и вечным, даёт ему возможность стать местом встречи отца и сына. Их творчество также было рассмотрено в контексте философии Святой Троицы, чей символ волновал и вдохновлял Андрея Тарковского. Выступление включало в себя и чтение стихов Арсения Тарковского.Собравшихся не оставили равнодушными как фигуры Тарковских, так и наполненное оригинальными рассуждениями и запоминающимися художественными образами выступление Даниила Посаженникова. Ему были заданы вопросы, и состоялось обсуждение его доклада.А.В. Стеценко, вице-президент МЦР, отметил, что Хайдеггер и Сартр являются широко известными философами; они, как и многие западные мыслители XX века, осознавали трагизм человеческого существования, но при этом не видели выхода из сложившейся в обществе и жизни человека кризисной ситуации. Русская же философия, особенно, космизм и Живая Этика, ведут человека по путям совершенствования к вершинам духа. Используя идеи и методологию Живой Этики, можно понять миссию и значение такого уникального режиссера, как Андрей Тарковский. И.М. Угрин, к.п.н., научный сотрудник Института философии РАН, обратил внимание на то, что глубокая интерпретация символа Святой Троицы была дана в работе Оригена «О началах». Идеи Оригена близки Живой Этике и высоко ценились Рерихами. В.В. Фролов, д.ф.н., заместитель директора общественного музея имени Н.К. Рериха, добавил, что осмыслить Святую Троицу помогают и труды выдающегося русского религиозного философа П.А. Флоренского.П.Д. Абрамовhttp://www.museum.ru/N62620

http://www.odessapost.com/eto-byilo-u-morya-provintsiya-2017-posleslovie-video-foto/

http://scanpoetry.ru/poets/tarkovskiy-arseniy

http://sta-sta.ru/?p=39226

http://www.aphorisme.ru/about-authors/tarkovskiy/?q=4286

http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/2841

Добавить комментарий