Символ камня в творчестве Н. К. Рериха и народном фольклоре

Елена Петровна Блаватская писала: «Символ всегда выше того, что уже успело узнать человечество. Символ превосходит рассудок человека – его физический ум, познающий только то, что может иметь границы.

Символический язык со своей вершины обращен к духовному уму, к интуиции, поэтому он вечен.»

Древние легенды рассказывают, что первоначально существовал один древний язык, одно знание, одна религия. Каждое слово этого Сокровенного языка выражало одно понятие для человека, какой бы нации он не принадлежал. В истории человеческой нации, в силу причин, произошла приостановка или утеря этого первоначального совершенного языка и совершенной системы наук. Древняя мудрость распалась как мозаика. В наше время этот язык кажется нам утерянным, но следы его существуют во множестве: это символы наук, искусств, религий, сказок и мифов, притч и легенд, загадок, пословиц и поговорок.

Сегодня эти символы большинству людей остаются непонятны, так как находятся в отрыве друг от друга.

Символ камня в народном творчестве является одним из самых ярких образов. Он используется в фольклорном творчестве всех народов. Этот символ имеет давнюю историю, уходящую корнями в мифологию народов мира, в традиции и обряды древних славян. Хорошо известны пословицы, фразеологизмы, заговоры, связанные с камнем: «Носить камень за пазухой», «Камня на камне не оставить», «Камень с души свалился», «Краеугольный камень» и многие другие.

В ядре символа «камень» выделяется несколько семантических уровней: камень – как граница чего-либо, камень – укрытие от опасности, камень – преграда, которую нужно преодолеть и камень – символ смерти.

Первоначальной функцией данного символа является функция границы между двумя мирами: «своим» и «чужим» или миром живых и миром мертвых. В этом смысле важен мотив замков, связанных с камнем, в заговорах: «Лежит ли бел камень Алатырь в море-океане, круг того камня тридесят замков железных…» (Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 г., —  М.: Литература, 1950).

Как укрытие, камень присутствует почти во всех сказках, где происходит бой героя с противником. Под камень прячут знаки победы: головы, языки убитого змея. Там же прячут человека и различные предметы, а также абстрактные понятия, такие как «горе». Таким образом камень является сакральным местом. То, что попадает под камень, становится скрытым, невидимым.

В русских народных сказках под камень прячут детей, коня, подвенечное платье Василисы-царевны. В одной из сказок из сборника А.Н. Афанасьева о Бабе-Яге «Добрый молодец пришел к старому дубу – у того дерева лежит большой камень, отвалил он камень, глянул и увидел своих братьев: сидят вокруг стола в подземелье». Здесь камень также ограничивает пространство живое и мертвое. Прикосновение к камню, который находится на границе с загробным миром, может привести к попаданию героя в царство мертвых.

 Камень выполняет функцию не только границы или преграды, но и функцию предсказания судьбы или содержит какую-либо другую информацию.

В русских сказках герой встречает камень с надписью-предсказанием: «Кто поедет от камня сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется».  (Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в 3-х томах. —  М.: Худ.лит.,  1979). Таким образом, герою нужно выбрать одну из дорог и тем самым определить свою судьбу.

В сказках появление камня на пути героя почти всегда означает то, что ему придется побывать в царстве смерти или тридесятом царстве. Герой должен сдвинуть камень, перекинуть его через плечо, закинуть на гору.

Любое царство (золотое, серебряное и так далее) находится за каменной стеной. Эта стена так же становится преградой для героя, которую обычно помогает преодолеть волшебный конь или другой волшебный помощник.

В качестве испытания  камень может быть как материальной преградой, так и преградой моральной, то есть быть испытанием силы воли и ума героя.

Сказочный герой, попадая в загробный мир, для живых оказывается мертвым, он окаменевает, т.е. умирает.

С запретом видеть то, что есть в загробном мире, связан мотив смерти тех, кто узнал тайну царства мертвых. Соприкосновение с этим миром, знание их тайны приводит к смерти (окаменению).

Иногда превращение в камень может спасти героя от смерти. Так дед прячет героя от Бабы-Яги: «Старик ударил палочкой по собаке, собака превратилась в камень, ударил по коню, конь превратился в камень, ударил по человеку и человек стал камнем.» (Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871 г., —  М.: Литература, 1950).  Здесь камень служит местом укрытия.

В большинстве случаев окаменение в сказках – это временная смерть, которую можно сравнить со сном; смерть как сон – широко бытовавшее представление в народе. Поэтому присутствует в сказках и мотив обратного превращения из камня в человека.

Для этого необходимо либо помазать, либо сбрызнуть камень живой водой или кровью младенцев, либо дотронуться до него волшебным предметом или произвести другие действия. Герой «приходит и смазывает живой водой горючий камень; раз смазал – камень подрогнул, другой смазал – Федор Водович на ноги встал. Говорит Федор Водолвич: «Фу-фу-фу, долго спал, да скоро встал.» (Русские народные сказители. — М.: Правда, 1989).

Итак, символ камня в народном сознании выступает в роли границы двух царств (мертвого и живого), в роли предсказания, является отражением космогонических знаний человека, служит сакральным местом укрытия, оказывается средством испытания силы главного героя.

Н.К. Рерих ученый-исследователь познал все законы создания народных сказок и в России и во всем мире. Николай Константинович был человеком сильного творческого порыва. Поражает богатство его интересов. Талант Н.К. Рериха проявился во многих областях знаний – живописи, литературе, науке, педагогической и исследовательской деятельности. Изучением наследия Рериха занимаются искусствоведы, историки, археологи и специалисты ряда других профессий.

Картины, стихи, сказки, статьи – все это для Рериха волны единого творческого потока. Однако, сказки и картины в творческом наследии художника и писателя Рериха занимают особое место.

Прежде всего нужно заметить, что его сборник «Сказки» не является плодом любительского увлечения и простым пояснением к его картинам. Сам Рерих считал, что они имеют программное значение для всего его творчества. «Сказки» и картины Рериха перекликаются друг с другом, дополняют и поясняют друг друга. Сюжетную и эмоциональную общность картин и «Сказок» заметить легко, поскольку для Николая Константиновича деления между ними не существовало.

Но «Сказки», как и картины имеют и свое самостоятельное значение, и без знакомства с философией Рериха, невозможно понять его литературные и живописные произведения.

Ни один из современных художников не создал, или, вернее, не запечатлел, на своих полотнах такого загадочного и таинственного мира, какой мы находим на картинах Николая Константиновича Рериха.

Его художественные и живописные произведения говорят с нами на языке символов, который является посредником между духовным и физическим миром.

Символ – весьма распространенный прием как в народном творчестве, так и в профессиональном искусстве.

В 19-20 в.в. в русском искусстве появилось целое художественное направление под названием «символизм».

«Символ, — говорится в «Литературном словаре», — это универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями. Всякий символ есть образ. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре «символа» как два полюса, немыслимые один без другого, но и разведенные между собой. «Символ» тем содержательнее, чем более он многозначен».

Символ камня с древних времен был одним из символов России. Писатели – символисты 19-20 в.в. очень часто обращались к этому образу. Так «Камень» в понимании О.Мандельштама, — это материальное воплощение времени, свидетель и хранитель глубокого прошлого, основ земной цивилизации. Не случайно свой первый поэтический сборник О.Мандельштам символично назвал «Камень» (1908-1915).

На формирование эстетических взглядов Николая Константиновича Рериха оказало большое влияние знакомство с учением В.В. Стасова, который привил Рериху любовь к культуре Азии, а также большое влияние на его мировоззрение оказало творчество символистов, и, в частности, О. Мандельштама.

В творчестве Н. К. Рериха символ камня занимает одно из центральных мест. Этот образ рассматривается художником через философское преломление.

Так, в сказке «Священные знаки» говорится о знаках Христа, оставленных им на земле. Но никто о них не знает, все их ищут и только камни и деревья знают и помнят. «Никто не знает, где оставил хозяин знаки свои. Вернее всего, они – на придорожных камнях.» (Рерих Н.К. Сказки. —  Ленинград, 1991) . Эта же легенда изображена на картине «Знаки Христа», где двое людей рассматривают какие-то знаки, изображенные на камнях, оставленные Христом, и пытаются постичь их тайный смысл.

Изображениям на камнях придавалось большое значение в русском фольклоре и этому же посвящено много картин Николая Константиновича: «Меч Гесэра», «Тень Учителя» и другие. И меч, и тень, и знаки – все это является символами, предназначенными для всего человечества. Расшифровка их ведет к единению с Космосом, к обретению тайных знаний.

Символ камня в русском фольклоре часто используется в жанре заклятия. У Николая Константиновича есть сказка, которая называется «Заклятия». В ней он обращается к трем стихиям Земли: огню, морю, камню: «Камень, знай. Камень, храни. Огонь сокрой. Огнем зажгись. Красным смелым. Синим спокойным. Зеленым – мудрым. Знай один. Камень храни. Фу, Ло, Хо камень несите. Воздай сильным. Отдайте верным. Иенно Гуйо Дья, — прямо иди!» (Рерих Н.К. Сказки. —  Ленинград, 1991).

В мировом фольклоре часто используется мотив подвижных, странствующих камней. Например, это Чаша Грааля, символизирующая собой священный камень, который сейчас находится в миру, ознаменовывая глобальные события. В легендах говорится, что он всегда появляется неожиданно и по воздуху. Впервые Чаша (Камень) появилась в Египте около 12 тыс. лет до. Р.Хр. Там, где появляется Камень, начинается расцвет нации и государства. Благодаря Камню враги могут быть уничтожены. Этот же мотив широко использует в своих сказках Рерих. Царь Соломон в одной из сказок Рериха обладает волшебным перстнем с чудесным камнем. Это философский камень, и в нем заложена основа мира.

«Философский камень, — писал Рерих в своей статье «Берегите старину», — есть нечто реальное. При этом можно понимать его духовно и физически. Духовное состояние, называемое камнем, соответствует созвучию всех отложений психической энергии. Физический препарат довольно близок препарату Парацельса, но у него осталась существенная ошибка, в которой он напрасно упорствовал. Но в остальном источники арабские, читавшие Парацельса, были довольно правильны.»

Николай Константинович тщательно собирал легенды о Камне. На разных языках, у разных народов они говорят об одном и том же. Как хвост кометы, тянется за камнем счастье, но недолго, ибо он подвижен, ибо он появляется там, где намечается единение людское. Волшебный камень Соломона, горюч – камень горы Арарат, камень, о который разбился новгородский богатырь в наказание за то, что не поверил в силу камня, камень, хранящийся в ковчеге средневекового Роттенбурга, камень, заповеданный стране, прокладывающей новые пути – можно подумать, что речь идет о разных камнях, если б описания не сходились даже  в деталях.

В очерке «Шамбала сияющая» Николай Константинович задает вопросы ламе о Шамбале и Великих Учителях, которые побывали там. Но иногда и лама задает ему вопросы. Например, он спрашивает, что известно на западе о Великом Камне, в котором сконцентрировались магические силы? Знают ли люди на Западе, с какой планеты пришел этот Камень и кто владел этим сокровищем? И вот каков был ответ: «Лама, о Великом Камне у нас столько же легенд, сколько и у вас изображений Чинтамани. С древних времен друидов многие народы помнят легенды о природных энергиях, скрытых в этом странном пришельце на нашу планету.»

В сказках Рериха символ камня имеет те же функции и значение, что и в русских народных сказках. Однако, в творчестве Николая Константиновича этот символ получает несколько новое философское наполнение и, это является отличительной чертой его от символа, который присутствует в русском народном эпосе. Символ камня получает новые функции: камень силы духа, Сотрудничества, стремления к совершенствованию, камень веры и почитания Иерархии Великих Учителей и так далее. Те же мотивы, связанные с камнем, используются Рерихом и в картинах, например, серии «Его страна» — «Жемчуг исканий», «Книга мудрости», «Сокровище мира – Чинтамани», «Сокровище ангелов» и другие. Главная тема всей серии – неустанный духовный поиск, стремление к знанию.

Картины Рериха – призывы. Они масштабны, воздействуют своими необычными, аллегорическими сюжетами и выразительной символикой цветовой гаммы.

Мотив оживления камня, использованный в русском эпосе, представлен в картине Рериха «Чара звериная». На холме, поросшем елками, русокудрый юноша играет на свирели. Музыка одухотворяет окрестный мир, и бурые мертвые камни превращаются в оживающих бурых медведей.

А вот мотив окаменения используется в сказке Рериха «Девассари Абунту». Пришло время умирать праведной женщине: «И пошла Абунту искать камень смерти. И вот приходит в пустыню, и лежат на ней многие камни, темные. И ходила между ними Абунту и просила их принять ее тело. И поклонилась до земли. И так осталась в поклоне и сделалась камнем.

Стоит в пустыне черный камень, полный синего огня. И никто не знает про Девассари Абунту.» Она превращается в камень, но душа ее остается живой в камне в виде синего огня, которым камень полон.

В 1917 г. была выполнена загадочная картина «Святой остров», где изображен возвышающийся среди моря высокий каменный остров, освещенный призрачным золотым светом. Святой остров как бы состоит из единой каменной глыбы и имеет символическое значение. Он олицетворяет высшее «Я» человека, его «бессмертный дух».

В другой картине «На вершине» мы видим медитирующего человека, устремленного мыслями к чему-то более высокому, к Единому Космосу, частью которого он является. Название картины подразумевает не только вершины физических гор, но и вершины всего лучшего, чего может достичь человек, всего самого чистого, что есть в мире.

Мотив победы над смертью, только духовной, прослеживается в картине «Весна священная» и «Агни-Йога». Девушка держит в руках венок из весенних цветов. Вся картина полна цвета, света, радости и обновления. Все говорит о начале жизни: и цветы и девушки. Все, кроме камня. Черного, холодного. Он словно чужой на этом празднике жизни. В нем нет ничего живого, нет движения, нет красок. Он словно представитель другого мира, мира мертвых. Таким образом, на картине мы видим два мира, которые существуют одновременно, один в другом, не пересекаясь.

Светоносной силой насыщена изумрудно-зеленая земля в картине Н.К. Рериха «Чудь под землю ушла». Она тесно перекликается с мотивом укрытия под Камень, широко используемом в народном фольклоре. Фигурки людей легендарного народа «чуди» спускаются в глубину земли, в подземный ход между камнями. Эти фигурки чисто символические — настолько они малы по сравнению с огромными камнями, горами и долинами, простирающимися до самого горизонта.   Но   в   них   чувствуется    непреклонная    энергия,    выявленная трактовкой силуэтов и звучными пурпурно-багряными пятнами их одежд.

В русских народных традициях часто упоминается Алатырь, белый «опаляющий» камень, «камень белого Света», «Всем камням отец», который согласно одному из вариантов популярной Голубиной книги Спаситель положил в основание Сионского Храма. Под камнем этим «Скрыта могучая сила, и сила эта не имеет предела. Из-под этого белого камня Алатыря вытекают родники и речки по всей земле на исцеление, всему миру на пропитание.» (Коробка И.И. «Камень на море» и «камень алатырь». \\ Живая старина, № 4, 1978).

К этому же мотиву относятся и сказка Н.К. Рериха «Клады» и его же картина «Клад захороненный».

На картинах «Приказ Ригдена», «Архат», «Приказ Ригден-Джапо», «Будда-Победитель» и др. в пещерах, спрятанных в скалах, живут божества, как и в русских сказках. Они  суровы и  строги.  Найти  к  ним  путь дано не каждому, но тому, кто нашел его, будут открыты тайны жизни и получит он приказ, который предназначен только  ему, выполняя его, он должен выказать лучшие свои человеческие качества и нести помощь людям. Живущие в пещерах, в картинах Рериха, тоже, как и герои русских сказок, принадлежат к другому миру, отличному от нашего земного, но его нельзя назвать миром мертвых, скорее наоборот, в нем гораздо больше жизни, чем в мире, в котором мы живем, — это мир духа. В этот мир мы можем погружаться во снах, а люди, добившиеся необычайных духовных высот, и на самом деле находят тот волшебный мир,  пещеры и получают приказы Великих Учителей не только во сне, но и наяву.

В картине «Тропа прямоезжая» 1912 г. мы видим камень, который является предсказателем судьбы. На камне даны неизвестные знаки. Что они означают? Кому предназначены? Куда ведет тропа прямоезжая? Об этом мы можем лишь догадываться. Именно на ней мы видим мотив выбора героем своей судьбы, что роднит ее с народными былинами в русском эпосе. На картине мы видим приближающегося или удаляющегося путника. Каждый, кто рассматривает картину, делает вывод для себя сам. Все зависит от того, по какую сторону находится исследователь. Мы можем лишь догадываться, тот ли это человек, которому предназначена эта надпись на камне или не тот, сделал ли он уже выбор своей судьбы или еще только приближается к нему. В этом и есть особенность творчества Н.К. Рериха. Он дает возможность  задумываться над своими картинами и сказками. Он никогда не дает точного ответа и законченного финала. Мы должны сами найти их.

В подземелья человеческих толщ, в души человеческих мотивов ведет творчество Николая Рериха, и выявляет то, что ему удалось подсмотреть, как когда-то Моисею на Синае – душу, стремления ее, душу тонкую и нежную, как звоны серебряных струн.

В глубокое горное ущелье, осторожной походкой сходит Белый Конь, несущий на себе драгоценный груз – Камень мудрости Чинтамани, свет которого рассеивает любую тьму.

Таким образом, в картинах и сказках Николая Константиновича Рериха символ Камня функционально не отличается от функций и задач, которые несет в себе символ камня в народном фольклоре. Однако, он наполняется еще большим смыслом и философией, которые в него вкладывает Н.К. Рерих.

Очень символично была оформлена могила Николая Константиновича Рериха. Роль памятника играет прямоугольная гранитная глыба, отколовшаяся от скалы. «Это осколок, который отделился от ближнего утеса как-будто для того, чтобы отметить место, где был кремирован бард Гималаев, запечатлеть место его последнего успокоения.» (Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному.\\ Держава Рериха. — М.: Международный центр Рерихов, 1993)

http://agniyogi.ru/simvol-kamnya-v-tvorchestve-n-k-rerixa-i-narodnom-folklore.html

Добавить комментарий