Чужая встреча 212Самый большой Православный крест в Европе (Калининградская обл.).

«Мы решительно против монастырей как антитезы жизни… Именно из жизни дойти надо» (Озарение,ч.2, IV,3.) «Путь отшельничества не Наш путь. Нужно принести жизни цветы опыта» (Агни Йога п.165) «Лишь общение с людьми зажигает наши внутренние огни, лишь при соприкасании с ними можем мы испытать себя и заострить и закалить клинок духа нашего. Несомненно, нужна некоторая изолированность и периодическое удаление для возобновления сил, но полное уединение никогда не может принести того напряжения сил наших, которое одно дает возможность их утончения. К тому можно и привести много мест из Учения. Так, если проследим жизнь Великих Учителей человечества, мы увидим, что никто из Них не уходил от жизни, но полагал все свои духовные и физические силы на служение общему благу. Потому будем во всем следовать этим великим примерам в великом подвиге самоотречения. Венец самоотречения так сияющ!» (24.09.1935).

Содержание страницы:

  1. Христос. Божественность Иисуса.
  2. Православие и Живая Этика: сущность расхождений и перспективы диалога.
  3. Т.О.Книжник.  Елена Рерих и христианство.
  4. Л.В.Шапошникова.  Подвижничество дьякона Кураева
  5. Питанов Ю.В. О Живой этике и агне-йогах: взгляд бывшего рериховца (ссылка на страницу).

Все религиозные распри начинались из личных соображений и исканий. А то духовное, те Источники, которые лежат в их основании, — оставались в стороне; люди шли путями, которые были вне религий. Все религии — это одно, одно общее достояние. Всё исходит из Вечности и Бесконечности, и мы в этом живём. Мы должны постоянно думать обо всех религиях. То, что человеку ближе, как, например, его язык, — тем он и пользуется.
Все религии — это пути ко всему, что нас окружает. Есть общее, единое и великое стремление Жизни. Это мы видим в Эволюции. Нужно изъять распри религиозные; все идут одним путём. Будем поддерживать все движения, которые сближают людей. Религия приближает человека к чему-то более совершенному. А ведь самое важное — это стремление к Прекрасному.
(С.Н.Рерих)

Пусть читающие обратят внимание на утверждение гностиков, приведенное А.Безант, о том, что Христос в течение 11 лет после своего воскресения в тонком теле поучал Марию Магдалину тайнам Надземного Мира. Так оно и было. Записи Марии Магдалины почти все исчезли, остались лишь обрывки, и сейчас можно найти их в гностической литературе. Точно так же «Евангелие от Иоанна» записано было Марией Магдалиной, она одна была высокообразованной ученицей среди последователей Христа. Если бы не Мария Магдалина, вряд ли что дошло бы до нас из подлинных слов Христа.
Письма Е.И.Рерих в Америку т.4

Вера Религия Церковь

1. Христос. Божественность Иисуса.

Очень многие из тех, кому посланы эти Наставления, не в состоянии приобрести книги, содержащие Наше изложение Древней Мудрости, и поэтому многие из Наших намеков для них непонятны. Особенно это касается тех, кто освободился из-под ига современной церкви, но тем не менее продолжает относиться с благоговением и любовью к личности и характеру Иисуса, не зная, какое же место отвести Ему на шкале человеческой жизни при своих изменившихся убеждениях. Также это относится и к тем, кто помещает Его на один уровень с остальными людьми.

Каждый век имеет своего Христа, или Спасителя, который может проявиться в различных условиях и в одном или более человеческих телах; однако под веком мы не должны понимать одно или несколько столетий, ибо век, о котором мы говорим, заключает в себе многие тысячелетия.

В первом томе «Тайной Доктрины», в станцах, открывающих третью главу, есть такие слова: «Трое упадают в Четыре». Эта фраза содержит в себе всю тайну манифестации Спасителей всех времен. Какую бы из троиц мы ни рассматривали: Отец, Мать, Сын, или Атма, Буддхи, Манас; Материя, Сила, Сознание; Желание, Воля, Мудрость или Тело, Душа, Дух – это не имеет значения, ибо в конечном счете все они являют Одно, и это Одно в Трех есть Абсолют, жизнь и бытие всего, что проявлено на всех планах Космоса. Следует понимать, что все эти троицы равнозначны и взаимозаменяемы, несмотря на то, что сами по себе, взятые в отдельности, они самодостаточны. И какой бы из аспектов Троицы (или лиц, как учит церковь) ни проявлялся во времени или вечности, он проявляется совершенным, то есть со всеми атрибутами двух других.

Эта тройственная манифестация жизни и бытия «вечна на Небесах», и она всегда была и будет в том состоянии сознания, которое обычно называется Нирваной [1], или Небом. Абсолютно невозможно мыслить об Этом как об отделяющем какую-либо часть себя, ибо Это есть Одно, Единое, и Это есть Бог.

Невозможно даже приблизительно описать нисхождение Бога в материю, ибо материя не была проявлена, пока не было совершено это нисхождение. Наиболее близко идею этого процесса выражает принцип Тени. Три, то есть Трое в Одном, создали всю субстанцию и стали всей материей посредством процесса, сходного с отбрасыванием тени на физическом плане, то есть посредством проекции созидательной мысли во временную форму и субстанцию. Эта субстанция имеет все свойства (в более или менее видоизмененной степени) своих прародителей.

Чтобы отбросить тень, каждая форма должна пройти между солнечным светом и землею. Солнце, тело и земля – это три различные степени, или скорости, вибраций материи, и они являются теми посредниками, посредством которых или через которые отбрасывается тень; они соответствуют трем различным действующим силам и атрибутам трех великих созидательных огней, представленных ранее упомянутой Троицей.

Теперь, чтобы помочь тем из вас, кто встретит затруднения в понимании Единства в Многообразии, мы возьмем один аспект Троицы – Сына, который должен быть рассматриваем также как Космическая Субстанция, или Материя, в троице Материя, Сила и Сознание; как Тело в троице Тело, Душа и Дух; как Манас в троице Манас, Буддхи и Атма. Этот аспект Сына и есть Христос, Спаситель, Ангел Света, который нисходит с небес в проявленное, – не вследствие зла, но во исполнение Желания, или Воли, принципа Отца, которая заключалась в создании материи, ее эволюции и конечном ее освобождении.

Этим принципом обладает каждый атом проявленной материи, следовательно, и каждое человеческое существо; но, не будучи выявлен и развит, он спит. Развить его можно лишь при посредстве высших побуждений и влечений души. Следовательно, в то время как все мы являемся Спасителями в зародыше, в каждом Веке есть только Один, который способен развить любовь, терпение и самопожертвование для такого наивысшего призвания, и этот Один становится «Старшим Братом» расы и Века, к которому Он принадлежит.

В Евангелии от Иоанна в гл. 17, ст. 21 есть такие слова: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня». Эта надежда, выраженная в этих столь прекрасных и сокровенных словах, ясно свидетельствует о вере Иисуса в конечную инволюцию материи в той же последовательности, в какой она была выявлена эволюцией до той точки, где инволюция материи стала возможна.

Множество споров между наукой и религией, а также между различными религиозными обществами вызваны нежеланием одного общества честно и беспристрастно обсудить спорные пункты философии другого. Невежественный христианин полагает, что Иисус утратит свое величие и силу, если Его будут рассматривать с точки зрения эволюции монады, той монады, которая была началом земной жизни всего человечества, хотя часто и в церковных трудах на него указывается как на «Перворожденного среди множества братьев». Если Он является Братом всей человеческой расы, то, разумеется, Он должен подчиняться и общим законам эволюции. Отнюдь не желая умалить божественности Иисуса, Мы хотим лишь указать на общий источник этой божественности для всего человеческого рода.

БОЖЕСТВЕННОСТЬ ИИСУСА

Божественность Иисуса основывается не на каком-то чуде или сверхъестественном зачатии, рождении и воскресении. Сама Его жизнь и приписываемый Ему образ действий уже достаточны для того, чтобы показать, как Божественное проявлялось через Него. Единственный совершенный образец веков человеческих усилий, данный свыше нынешним расам Земли, Он был Тем, Кто верил и Кто учил других истинам, открытым лишь для Посвященных в Мистерии, как это могут видеть те, кто обладает ключом к скрытой сути Его Наставлений, предназначенной, как Он прямо указывал, не для множеств, но лишь для Его избранных учеников.

Утверждают, что с принятием или, напротив, опровержением чудес, описанных в Библии, и в особенности фактов зачатия, рождения и воскресения Иисуса, вся христианская теология должна либо окончательно утвердить свои позиции, либо обнаружить свою несостоятельность. Однако, так ли уж существенно для человечества в целом, свершились ли эти засвидетельствованные события чудесным или же естественным порядком вещей? Или даже если бы они были чисто символической иллюстрацией различных фаз эволюции и инволюции, которые могли быть выражены лишь таким языком? Как отразилось бы на характере, умственном развитии, духовной силе и качествах человека то обстоятельство, что Его физическое тело получило жизнь через тело девы или же той, которая утратила свою девственность? Законы природы, при прочих равных условиях, произвели бы на свет и в том и в другом случае тело одинакового характера.

Главная причина различия между Иисусом и другими людьми, потенциально обладающими теми же возможностями, кроется в том факте, что внутреннее эго, высшее «Я» этой Великой Сущности, в течение многих жизней самопожертвования, неустанного труда, чистоты в делах и помыслах, неугасимой любви и беспрестанного служения ближним приготовило условия для принятия и излучения всем своим существом того божественного света, который мы называем Христом, и который делает из Него «Единого избранного», «Свет, освещающий мир», образец для всех людей, чтобы они могли следовать Ему, если желают достигнуть той же высоты, на которой Он пребывает. И в то же время и теми же средствами это внутреннее эго приготовило проводник, через который феномены, отмеченные в различных писаниях о Сошествии Святого Духа, могли быть явлены изумленному народу, еще не ведавшему, что чудо, в общепринятом смысле этого слова, было совершенно невозможно или что все эти кажущиеся чудом события были вызваны самоуправляемым воздействием божественной, очищенной Воли на утонченные силы природы во имя величайшего блага всех, кого это касалось.

[1.] Состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда эго человека, достигшего высшей степени совершенства и святости в жизни, входит после смерти тела, а иногда, как в случае Гаутамы Будды и других, и при жизни. (Примеч. ред.).

01.04.2009

ИСТОЧНИК: Учение Храма, МЦР, МАСТЕР-БАНК, Москва, 2001.

http://www.lomonosov.org/article/hristos_godhead.htm

Великий Путник

Сколько лет? Ни много и не мало,

Есть что вспомнить или что забыть.

Шаг за шагом, поднимаясь в гору,

Учимся ведущим дорожить.

Освещая склоны и обрывы,

Легким шагом, устремляясь ввысь,

За собой ведёт наверх идущих,

Так чтобы они не сорвались.

Помогая словом, делом, мыслью,

Укрепляет нас в высокой Вере.

И на трудном жизненном пути

Учит выбирать тропинку к цели.

Никогда не ждет благодарения,

Бескорыстен, полон сил любви.

Это счастье на земле наверно

За Великим Путником идти!

Лана Этерлинг.

2.Православие и Живая Этика: сущность расхождений и перспективы диалога.

Иванов А.В., доктор философских наук.

Ничто ныне не наносит большего ущерба делу возрождения отечественной культуры, чем ложная конфронтация в духе и идейная нетерпимость. Особенно удручает агрессивное невежество, когда отрицанию и поношению подвергаются имена, воплощающие вершины русской духовности XX века. В этом плане неприятный осадок оставляют участившиеся в последнее время нападки на учение Живой Этики со стороны православно-церковных кругов. Факт тем более удивительный, что ни в самой Живой Этике, ни в литературном наследии, ни в личном жизненном пути членов семьи Рерихов нельзя обнаружить и тени неуважения к православно-христианской традиции. Напротив, вклад Рерихов в изучение истории православной культуры и в пропаганду её подлинных ценностей за рубежом трудно переоценить. Во многом благодаря подвижническим усилиям Николая Константиновича в начале XX века начались систематические работы по охране и изучению исторических памятников Новгорода, Ростова Великого и других старинных русских городов, их церковного архитектурного наследия в первую очередь. Именно по инициативе великого русского художника при Императорском Обществе Поощрения Художеств была открыта иконописная мастерская, благословленная архиепископом Антонием. Кисти Рериха принадлежит роспись Храма Св. Духа близ смоленского села Талашкино. Уже будучи в эмиграции, Н.К.Рерих принимает деятельное участие в возведении часовни Св. Сергия Радонежского в Америке, читает лекции и пишет статьи по русской архитектуре и иконописи, поддерживает дружеские отношения со многими православными деятелями зарубежья и всегда подчёркивает свою принадлежность к глубинным традициям отечественной духовной культуры, когда ведёт диалог с носителями иных культурно-религиозных ценностей. Сам его облик воплощает лучшие черты православного русского человека: добротолюбие, бескорыстное служение высоким идеалам, любовь к Родине, неустанное трудничество, умение понять и обогатиться достижениями иных народов, яркая и настоятельная пропаганда достижений российского гения. Доподлинно известно, что никто иной, как Иоанн Кронштадтский, благословил Николая Константиновича на его крестный подвижнический путь, напутствуя словами: «Не болей! Крепко России послужить придётся!» Спрашивается: могли один из самых выдающихся духовидцев и блюстителей чистоты православия начала века благословить на служение России и миру человека, противного истинному Слову и Делу Христа?

продолжение (скачать весь текст с указанием источника)

3. Елена Рерих и христианство. Т.О.Книжник 

Я исповедую религию духа и твердо на этом стою.

Н.А.Бердяев

Сердце, стремящееся к Величайшему Сердцу, Сердцу Христа, не сойдет с пути.

Е.И.Рерих

Есть Дух милосердия, правды, свободы — это Дух Святый, Дух Христов. И есть дух ненависти, лжи, насилия — это дух Диавола. По этим признакам разделяется все в нашем мире: это и есть настоящая граница Церкви Христовой. Граница, которая проходит как между людьми, так и «внутри» каждого человека.

Сергий Желудков

 «Страшно жить и творить в то время, когда находятся люди, позволяющие себе бросать грязь в подвижников русской культуры, а другие люди спокойно это выслушивают, печатают и распространяют», — негодовал в свое время известный русский писатель Г.Д.Гребенщиков, современник Н.К.Рериха, до глубины души возмущенный обвинением великого художника и миротворца в сатанизме. На вопрос: «Почему мы такая дрянь?», адресованный нашим соотечественникам, он отвечает: «А «дрянь» мы потому, что, считаясь христианами, мы все время сами распинаем Христа, разрывая Его ризы взаимной ненавистью, ложью, еретическим извращением фактов, неумным самохвальством и презрением ко всему тому, что выше нашего понимания. Это постоянное оплевывание ближнего, постоянное ковыряние в глазу соседа в поисках сучка и безнадежное ослепление целым лесом бревен в собственных глазах — вот что делает нас дрянью» [6, с. 491].

125-летие со дня рождения Елены Ивановны Рерих ознаменовалось не только тем, что мы теперь имеем возможность свободно изучать и публиковать ее труды. Новое мировоззрение, отраженное в ее наследии, сталкивается на своем пути с трудностями, осуждением и открытым противодействием со стороны носителей старого сознания — ортодоксальных «научных» философов, нетерпимых религиозных деятелей, малокультурных чиновников, представителей СМИ и так называемой «культурной элиты». Одно из основных направлений, по которым ныне развернулась ожесточенная борьба против Рерихов и их идей, — это объявление Живой Этики религиозным учением и обвинение самих Рерихов, в первую очередь Елены Ивановны, благодаря которой эти книги увидели свет и которая оставила нам огромное эпистолярно-философское наследие, в пропаганде сатанинских воззрений. Живая Этика действительно затрагивает вопросы, традиционно относившиеся к религиозной сфере, как то: духовное совершенствование человека, его место в Мироздании, взаимодействие с Высшими мирами, этика поведения среди себе подобных и т.д., но это еще не дает оснований отождествлять ее с религией. Сами Рерихи, а равно их просвещенные последователи, уже давно дали определение Живой Этики как научно-философской системы, повествующей о закономерностях космической эволюции, в которой в равной степени использованы нахождения научной, религиозной и художественной мысли. В Живой Этике нет религиозного культа (а есть сознательная и научно-осмысленная этика), отсутствуют обряды. Вере действительно придается огромное значение — но это не слепая вера, а понимание сути вещей, то есть вера, объединенная со знанием. Моральные и этические заповеди, лежащие в основании всех великих религий, в том числе и христианства, получили в Живой Этике не только нравственное, но и научное обоснование. И если она прославляет те же вечные ценности, что и Евангелие — любовь, добро, милосердие, сострадание, справедливость, свободу, самоотверженное служение, осознанное управление своей жизнью, — отсюда отнюдь не следует, что она каким-то образом покушается на чистоту Евангельской веры или маскируется под христианское вероучение. Хотя извращенный ум может придумать что угодно.

продолжение (скачать весь текст с указанием источника)

4.   Подвижничество дьякона Кураева  Л.В.Шапошникова

Всемирно признанный мыслитель, философ, художник, археолог, путешественник и исследователь Востока, автор «Знамени Мира», или «Красного креста» для защиты памятников искусства во время военных конфликтов, всю свою жизнь прославлявший великую русскую культуру и русскую веру, один из величайших людей XX века, Николай Константинович Рерих, на Родине своей для Русской Православной Церкви, претендующей быть духовницей всего народа российского, оказался даже после смерти опасен и неугоден! Как сказал Христос: «Не бывает пророков без чести, разве только в отечестве своем» (Мф. 13: 57).

А.Владимиров «В поисках Православия»

 Клевета есть передача лжи, все равно, будем ли передавать по легкомыслию, или по злобности, или по невежественности — семя ее будет одинаково вредоносно…

Сколько самооправдывающихся клеветников нарушают строительную атмосферу. Они разбрасывают самые ядовитые зерна и пытаются прикрыться своей непричастью. Они-де и не думали о каких-либо последствиях. Они-де сообщили лишь для сведения, точно бы каждая ложь и клевета не сообщается именно «для сведения». Недостаточно говорится о том, что клевета, ложь безобразны, не указывается, что этими осколками тьмы загромождается и отравляется пространство.

Н.К.Рерих «Болезнь клеветы»

Судя по отрывкам, сообщенным дружественными чиновниками, все эти тома полны смехотворной лжи. Конечно, такая смехотворность из Гранд-Гиньоля и граничит с трагедией, так Елена Ивановна называется самой опасной женщиной во всей Азии. Мы все, конечно, великие политические советские агенты. Один чиновник написал на деле: «Все это чепуха». Увы, не чепуха, а прискорбная страница современности. Клевета поощряемая…

Н.К.Рерих «Дружно»

 «21 февраля 1431 года в восемь часов утра в часовню Руанского замка в присутствии монсиньора епископа Бовезского Пьера Кошона, брата Лемэтра, наместника главного инквизитора Франции Генриха, герцога Бэдфордского, архиепископа Винчестерского и кардинала Англии, а также множества французских и английских епископов, аббатов, священников, архидиаконов, каноников, монахов бенедиктинского, доминиканского, францисканского и других орденов, докторов и бакалавров богословия и законоведения — введена была для первого допроса Жанна, с цепями на ногах, в мужском платье, казавшемся судьям ее невиданным «бесстыдством и мерзостью».

— Жанна, думаете ли вы, что посланы Богом? — спрашивает ее епископ Бовезский. — Лучше бы я хотела быть четвертованной, чем прийти к людям, не будучи посланной Богом, — отвечает Жанна так, как будто не судима, а судит. — Вы говорите, что вы мои судьи. Но берегитесь — ибо я воистину послана Богом. — Я знаю, что англичане будут изгнаны из Франции. — Я это знаю так же несомненно, как то, что вижу вас перед собой. — Если бы этого Господь не говорил мне каждый день — я умерла бы давно!» (1).

То, что сказала Жанна д’Арк своим судьям, приведено здесь дословно, ибо русский философ и писатель Д.Мережковский взял это из материалов самого процесса. Церковь и инквизиция судили героиню Франции, спасшую свою Родину от разорительного английского нашествия, длившегося многие годы.

продолжение (скачать полный текст с указанием источника)

«Несомненно, Жертва Христа, принятие Им крестной смерти за принесение Учения Света, имела великое значение для всего человечества на всех планах бытия. Но подобную жертву или подвиг принимали на Себя и другие Великие Учителя человечества. И трудно сказать, чья жертва была больше – жертва ли Шри Кришны, духовного Учителя и царственного строителя жизни, жертва ли Готамы Будды, в течение свыше шестидесяти лет несшего тяжкий подвиг Учительства для утверждения Великого Закона, или же прохождение через крестные страдания, но зато краткий путь Иисуса Христа? Помните, как на вопрос «Кто больше – Будда или Христос?» отвечено: «Невозможно измерить дальние миры, можно лишь восхищаться сиянием их».
Конечно, в «Криптограммах» правильно сказано, что восстание Люцифера дало миру Христа. Но это восстание дало и других Великих Учителей, приходивших до Христа и после Него. Длинен список самоотверженных жизней этих Высочайших Духов, боровшихся с тёмною силою. Не забудем, что восстание Люцифера началось уже в конце Третьей Расы… Великая битва в Четвёртой Расе между Сынами Света и сынами тьмы, упоминаемая во всех древних традициях, ярко отметила эту великую драму нашей планеты. Драму в том, что Люцифер по Космическому Праву является истинным Хозяином нашей Земли. Зерно духа его в потенциале своём заключает все энергии, заложенные в ядре нашей планеты, потому можно легко представить себе, как знает Хозяин Земли недра её, и как подчинены ему все энергии её. Тогда как другие Великие Сыны Света, прибывшие на нашу планету, принадлежат к более высоким Мирам. Наивысший среди Них принял ответственность за планету. Он стоит на несменном Дозоре. Согласно всем Писаниям, Ему надлежит стереть главу змия.

Конечно, Жертвой Христа никто не спасён от козней и сетей тёмной силы. Ибо никто не может спасти другого. Так, Учение Христа лишь ещё раз напомнило человечеству о грозной опасности и указало путь к духовному возрождению и, следовательно, к спасению. Но козни тёмных сил и опасность их не только не исчезли, но возросли перед [решительной] Битвой. Потому сейчас, как никогда, важно единение всех светлых сил для отпора полчищам тьмы…

Очень советую Вам подчеркнуть в труде Вашем, насколько не понят и обойдён молчанием Эзотеризм в Учении Христа, встречаемый даже в имеющихся у нас Евангелиях. Также можно сказать, что первый Луч Новой Эпохи блеснёт новым пониманием Учения Христа. «Так примем появление Христа как Священный Знак, и пусть люди почитают все Знаки Высокого Пути».
(Е.И.Рерих. Письмо от 28.12.1935. )

О Живой этике и агне-йогах: взгляд бывшего рериховца.    http://center-dialogue.ru/wp-admin/post.php?post=1423&action=edit  

Добавить комментарий