НЕТ БОЛЬШЕЙ РАДОСТИ, ЧЕМ УСТРЕМЛЯТЬСЯ К ПРЕКРАСНОМУ
(С.Н.Рерих)
Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге.
С 1914 по 1916 годы Святослав Николаевич учился в гимназии К.И. Мая, именно там он получил первые уроки рисования.
Отец часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам, где Святослав Николаевич изучал историю и культуру Руси, одновременно продолжая занятия живописью.
С 1920 г. С.Н. Рерих живет в США, поступает в Колумбийский университет на архитектурное отделение, и после его окончания получает степень бакалавра. В это время он пишет много картин, занимается книжной иллюстрацией и графикой.
Автопортрет 1920 г.
С 1923 г. Святослав Николаевич — директор Международного центра искусств «Корона Мунди» в Нью-Йорке, который основал Н.К. Рерих.
В 1928 г. Святослав Николаевич переезжает из США к своим родителям в Индию, в г. Дарджилинг (Восточные Гималаи).
Е.И.Рерих (письмо от 04.04.1934 г.) «…Радость о моем Светлом Мальчике велика. Владыка очень высоко отмечает его синтез и чистоту его сердца. Живем в таком единении. Знаю, как он послужит на пользу человечества своими знаниями и, главное, синтезом. «Будущее Махатмы Люмоу велико…».
Творчески восприняв многие художественные идеи и убеждения своего отца, Святослав Николаевич становится самобытным и оригинальным художником. Изучая культуру, искусство и философию Индии, он создает множество необычных и замечательных по красоте полотен.
Н. К. Рерих. Святослав
Получаем снимки с последних картин Святослава. Некоторые сняты в цветной фотографии и потому ещё более напоминают о тех сверкающих красках, которыми насыщены его картины. Если возьмём сравнить его достижения за последние годы, то можно увидеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была чёткой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний.
Будет ли это портрет, или этюд лица, или пейзаж – во всём будет и воздушность, и убедительность, и какой-то совершенно особый, присущий ему реализм. Этот реализм, конечно, скорее может быть назван реальностью, но никак не условным реализмом, как его понимали в недавнем прошлом.
В каждой картине Святослава есть и то, что мы называем композицией. Иначе говоря, то, что выявляет индивидуальность мастера. Иногда малознающие люди думают, что портрет не есть композиция, а сочинение будет исключительно в каких-то исторических нагромождениях. Но прирождённый композитор выразит это своё качество решительно во всём. Он «увидит» портрет. Он возьмет человеческий облик так, что выявятся наилучшие выражения черт, и, как в высоких мастерских портретах, вы не подвинете изображение ни на одну линию.
Некто привел своего сына к Ван Дейку и, прося принять его в мастерскую, уверял, что сын его уже умеет писать фон портрета. Великий мастер справедливо заметил: «Если Ваш сын умеет писать фон портрета, то ему у меня уже нечему учиться». В этой истории подчёркнуто, насколько каждая часть картины является её нераздельным существенным выражением.
В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряжённость всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. Так же как в самой жизни лишь мертвый глаз может предположить безразличие хотя в малейшей подробности, так же точно в искусстве, в творчестве мастера будет жить решительно всё. В этой взаимной вибрации заключена мощь великих произведений искусства.
Брюллов говорил: «Искусство весьма просто. Следует лишь взять определенное количество краски и положить на нужное место». В шутке большого художника заключалось необычайно меткое определение. Именно только нужен определенный состав краски и следует наложить его на определенное место полотна. Вот и всё. И действительно, большой мастер не сумеет словами рассказать, почему именно ему нужен этот, а не другой состав краски, и почему он вливает эту комбинацию тонов в соседнюю гармонию.
Мастер творит. В творчестве всякий земной язык оказывается неприложимым и невыразительным. Но зато движения мастера непреложны. Он должен сделать так, а не иначе. Сама преемственность основ творчества в малом сознании будет подражательностью, но в истинном мастерстве она остаётся благородною преемственностью.
Так же как неотменна Иерархия, так же неотменна и преемственность лучших начал бытия.
«У чистых всё чисто» – говорит Апостол Павел. Этот завет особенно приложим в искусстве, которое является синтезом в жизни. Но к этому созвучию нужно дойти. Нужно воспринять его из тайников прошлого и, утвердившись на нём, творить светлое будущее.
Когда мы видим прекрасное произведение, оно вызывает в нас всё лучшее. Под сводами великолепного собора отметаются ссоры, и в звуках мощной симфонии неуместны сквернословия. Но чтобы отдельная картина доставляла такое же синтетическое преображение, она должна быть глубоко гармонична, именно напряжена в этой глубокой симфонии всех своих частей. Или эти качества выльются в произведении, и оно сделается радость носящим, или чудотворность не войдет в расположение красок и линий, и это будет формальное заполнение холста.
Вот почему мне так радостно мысленно рассматривать помянутые картины в них именно выкованы симфония и гармония. Все безразличное, рутинное не посмело войти в это огненное творчество. Именно не посмело. Ведь пошлость может вползти в каждую щель, если по какой-либо неосмотрительности будет допущена трещина.
Скучно вспоминать какие-нибудь формальные картины. Ни условный сюжет, ни их мысленное назначение не покроют их формализм. Но как радостно видеть прекрасные цветы молодые, когда они будут рассыпаны щедрою рукою творца. Никогда вам не наскучит любоваться самоцветами. Так же и в великих произведениях искусства эта самоцветность и самобытность вносят ещё одно светлое творение в многообразие бытия.
Как бережливо нужно относиться ко всему, что приносит радость и свет! Кто же разобьёт светильник, чтобы погрузить жилище во мрак. А ведь каждое высокое творческое произведение есть именно такой богоданный светильник. В радости любования таким творением мы ещё раз любим все Высшее, мы еще раз складываем прекрасную молитву духа. Прекрасно, если можно любоваться звучными творениями.
Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым всё тёмное, всё бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, которые волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное.
22 Мая 1935 г.
Цаган Куре
«Из литературного наследия»
Рерих Н. К. Святослав // Листы дневника. – М.: МЦР, 1999. – Т.1. (1931–1935)
В 1945 году Святослав Николаевич женился. Его избранницей стала первая леди индийского кинематографа, руководительница концерна Bombey Talkies Девика Рани. Девушка стала для художника не просто спутницей жизни, а настоящей музой.
Наряду с пейзажами, пишет много портретов, из которых хочется отметить портреты его отца — Н.К. Рериха, премьер-министра Индии — Джавахарлала Неру и жены Святослава Николаевича — Девики Рани-Рерих. Одним из самых прекрасных является портрет его матушки — Елены Ивановны Рерих, женщины исключительной духовной и физической красоты.
Радовалась, что Вам приглянулся мой младший сын. Сердце у него золотое, несмотря на то, что он, как говорится, баловень судьбы. Магнит его сердца велик. Талант к живописи у него изумительный, да и вообще способностей хоть отбавляй. ….
-
Е.И.Рерих – Н.И. и Б.Н. Абрамовым 10 февраля 1954 г. Книга: Письма. Том IX (1951-1955 гг.)
В Институте «Урусвати» С.Н. Рерих возглавляет отделы народного искусства и народной фармакопеи. Ведет он и большую просветительскую работу, а в дальнейшем руководит Школой Искусства в Бангалоре и одновременно проводит свои персональные выставки.
В 1989 г., по инициативе Святослава Николаевича и при помощи М.С. и Р.М. Горбачевых в СССР создан Советский Фонд Рерихов, в основу которого было положено изучение и распространение жизненно важных для людей Знаний.
В 1991 г. Святослав Николаевич передал Советскому фонду Рерихов (СФР), в лице трех его представителей, бесценные для человечества архивы родителей и брата, хранившиеся в Индии.
Святослав Николаевич Рерих окончил свой земной Путь 30 января 1993 года в Бангалоре (Южная Индия).
СЛОВО С.Н. РЕРИХА
Воспитание в себе всесторонне развитого, более совершенного человека — вот та задача, которую нам приходится решать каждый день. Каждый день мы можем потерпеть неудачу или же добиться успеха в выполнении этой задачи. Если б мы только смогли осознать то великое благо и то новое счастье, которые можно обрести даже через незначительное усилие, мы бы никогда не допустили, чтобы дни проходили без какого-нибудь продвижения.
По мере нашего духовного роста расширятся наши горизонты, и мы прикоснёмся к другим сферам. Вполне вероятно, что мы войдём в контакт с другими существами — людьми, намного опередившими нас в своём развитии. Но одно нам следует всегда помнить: мы не имеем права притязать на какую бы то ни было духовную помощь других существ. И чего бы мы ни добивались — всё должно совершаться благодаря нашим собственным усилиям и достижениям. По мере нашего совершенствования многое нам будет открыто, но эти открытия произойдут естественным путём, и нам никогда не следует ожидать чего-либо сверх наших возможностей — чего-либо нами не заслуженного.
Мы должны стараться привносить красоту и гармонию во все наши действия. Когда наши мысли будут вполне уравновешены, тогда и наше внешнее поведение и действия станут вполне гармоничными. А когда наше и внутреннее и внешнее поведение будет вполне гармонично, тогда через нас проявятся высшие вибрации.
Красивая жизнь. — Какое великое и возвышенное понятие. Строить красотой — это священный указ, данный нам Великими Водителями эволюции. Красота — это Гармония, а Гармония — это то высокое состояние, которое для всех нас должно быть целью наших устремлений. Красота — это священный камень философов, превращающий простые металлы в чистое золото, Красота — это наиболее законченное выражение, Красота — это конечная цель.
Великие художники оказывают глубочайшее влияние на нашу жизнь. Они направляют наше восприятие и вкусы, они пробуждают наше скрытое видение, они обогащают нашу внутреннюю жизнь. Только подумаешь о тех миллионах, на которые оказал влияние Леонардо да Винчи, и поймёшь его слова о том, что достойный человек подобен Богу и заслуживает почитания не меньшего, чем любые священные статуи и образы.
Предпосылкой успеха является непоколебимая решимость преуспеть. И как при следовании по ухабистой и каменистой дороге мы спотыкаемся и можем даже упасть, так и на дороге жизни мы встречаем бесчисленные препятствия и временами можем даже задаваться вопросом: «А имеется ли вообще шанс на успех, есть ли выход из всех этих подавляющих и угрожающих обстоятельств?» Но, подобно яркому свету, подобно путеводной нити, наша решимость всегда выведет на ясную тропу и укажет путь. Только не сдаваться, не падать духом, но продолжать бороться и созидать.
Желание быть лучше, желание становиться всё более совершенным человеком должно быть постоянной внутренней потребностью, которая, подобно разгорающемуся пламени, затронет все наши действия, все наши мысли и усилия. Постепенно мы сможем сделать это желание частью нашей жизни, и оно преобразует нас в то, что является нашим идеалом.
Именно добротой можно строить и побеждать. Доброта привлекает, подобно любви, являясь позитивной силой жизни. Истинная доброта справедлива. Истинная справедливость является также и величайшей добротой. Доброта рождается из сочувствия и понимания, это, по сути, синонимы.
В молчании раннего утра или в ночной тиши будем беседовать со своим сердцем, будем вслушиваться в его шёпот. Оно укажет нам направление, а наши мысли придадут форму тому, что оно подскажет, и переведут это в область объективных средств воплощения в жизнь. Решение всех наших проблем лежит внутри нас. Друзья или учитель могут направлять, но окончательное осознание и усвоение Истины могут исходить только изнутри нас самих.
Если бы только мы могли помнить, что всё, что бы мы ни делали, следует делать лучше, чем это мы делали раньше, что наше странствие по жизни должно быть непрерывным становлением. Постоянно расширяя наши горизонты и воздерживаясь от всех ничтожных, мелочных и эгоистических мыслей, мы закладываем фундамент для более прекрасного завтра. Мы должны осознать, что ничего нам не принадлежит и ничего нас не связывает, ничего, кроме нашего собственного «я» и наших собственных действий. Свобода рождается из осознания того, что величайшее богатство, величайшее сокровище находится внутри нас самих, в нашем собственном «я» — ни от чего не зависимом, свободном и безгранично великом.
Можно ещё и ещё раз подчеркивать, что мы становимся тем, чем на самом деле хотим стать. Каждодневно нужно стараться обогащать нашу внутреннюю жизнь — путем учёбы или опыта, или и тем, и другим. Мы должны вынашивать обширные планы и расширять наше сознание и образование. Давайте будем совершенствоваться каждый день; будем помнить, что в этом внешнем мире нет ничего постоянного, и не будем принимать преходящий опыт за неизменную совокупность обстоятельств. Наше внутреннее устремление есть наше надёжное убежище, наша великая радость и свершение.
Взяв за образец жизнь великого человека и выстраивая свой характер по этому идеалу, мы можем быстро развиваться и совершенствоваться. Существующий пример даёт нам необходимую модель, которую можно перенять, и избавляет нас от бесконечных дилемм поведения. Бывают проблемы настолько сложные, настолько запутанные, что почти невозможно успешно справиться с такими проблемами за счёт собственных ограниченных средств; борьба с ними приводит лишь к безвыходному лабиринту неразрешимых следствий.
Часто мы спрашиваем себя: «С чего начать? Как идти дальше?» Началом является наше твёрдое намерение измениться и следовать в жизни новым курсом. Наше желание самосовершенствоваться и будет верным курсом, так как оно направит наши действия в нужное русло. Природа и жизнь настолько тонко отрегулированы, что обстоятельства сами формируются вокруг нас, будучи притянуты и выстроены теми силами, которые мы породили. Не будем слишком беспокоиться о пути, которым следует идти. Если мы приняли решение и твёрдо намерены начать новую жизнь, путь сам откроется перед нами и будет становиться всё яснее и яснее по мере нашего продвижения вперёд. Эта Вселенная, эта жизнь — всё пронизано тончайшими нитями симпатических течений. И в тот момент, когда мы, так сказать, настраиваемся в созвучии с ними, мы подсоединяемся к целому новому плану существования.
Как же это чудесно, что мы, даже с нашим физическим зрением, можем вглядываться в нашу нескончаемо протяжённую Вселенную, где нам является Беспредельность и говорит с нами через мириады звёзд и миров. Точно мы можем слышать бесчисленные голоса из той Великой Пустоты, которая и содержит и несёт в себе и представляет собой Всё, что было, есть и будет. — Звёзды говорят с нами через безграничность своих лучей и ставят нас пред величайшей из всех тайн — Беспредельностью.
Величайшим из всех сокровищ, какие только можно найти, является наше собственное «я». Именно в этом заключается подлинный смысл всех учений. Мы ищем вовне, тогда как истинные сокровища находятся внутри. Мы стараемся выстроить нашу внешнюю жизнь и забываем, что она останется позади, как и всё остальное. И единственно возможная польза произойдёт от порождённого в этом процессе усилия и того добра, которое мы, может быть, сделали для других. Обогащая своё внутреннее «я», мы обогащаем каждого, с кем соприкасаемся. Но именно потому, что это ближе всего, это также является и самым трудным. Как справедливо было сказано: «Победивший самого себя более велик, чем тот, кто побеждает в битве целые тысячи».
Каковы же средства строительства великого и прекрасного Будущего? — Самосовершенствоваться, преисполняясь силой своей решимости. И как постоянно и незаметно бьётся пульс окружающей нас жизни и мириады неизвестных нам клеток проходят циклы своего существования, таким же должно быть и наше желание двигаться вперёд. Оно должно владеть нами во всём, что мы делаем, оно должно пронизывать и наполнять все наши мысли и действия вездесущим, всепроникающим поступательным движением. Эта внутренняя растущая сила будет совершенно незаметно определять все наши поступки и придаст нашей жизни новый аспект. И в часы бодрствования, и во сне непрерывно будет происходить формирование нашего «я», и внутреннего, и внешнего. Изменятся химические составляющие нашего мозга, и появятся новые их комбинации. А через семь лет наши клетки полностью поменяются и, истинно, будут принадлежать другому человеку. Новый, возрождённый духовно человек рождается подобно Фениксу из пепла своего прошлого «я», пройдя через очистительный огонь своих высших устремлений.
1951 г.
* Фрагменты из книги: Рерих С.Н. Искусство и жизнь. М.: МЦР, 2004.
Автопортрет
В своем дневнике Святослав Николаевич Рерих писал:
«В тишине раннего Утра или в безмолвии глубокой ночи приступим к беседе с нашим сердцем и начнём внимательно прислушиваться к его шёпотам.
Оно пробудит в нас устремление, а мысли наши, преобразив эти направленные внутренние побуждения, обратят его в объективное средство претворения в жизнь. Ответы на все наши вопросы, в действительности, находятся в нас самих.
Друзья или Учитель могут руководить нами, но только внутренняя духовная основа самого человека открывает ему путь к осознанию и постижению ИСТИНЫ».
«Так как наш образ мышления изменяется, точно также и тело претерпевает изменения. Намерения человека вызывают в теле его определённые физико-химические реакции, и сдвиги, возникающие в нём. Они первоначально не заметны, но с годами становятся очевидными.
Нам следует очень внимательно относиться к качеству наших замыслов. Мысли обладают сильнодействующими разновидностями Энергии, и мы должны уметь управлять их побуждениями и контролировать их течение».
«Именно, только самой личности следует избавляться от укоренившихся хитросплетений ограниченного сознания, если есть желание понять, что жизнь намного разнообразнее, чем представляется, поэтому углубляйте и расширяйте свой кругозор. Как сорняки, хитросплетения прилипают к нам и тянут вниз, превращая нашу жизнь в ничтожное существование или точнее в жалкое прозябание. Чувство уверенности часто обманчиво, поскольку надёжность реальна только тогда, когда она опирается на свою собственную непобедимую силу. Собственная сила человека – защита его, его броня от всех напастей. Низменные мысли – как ржавчина на броне, они въедаются в яркую поверхность брони достижений и притупляют острие меча нашей воли».
«Энергия, образующаяся в процессе борения, трансмутирует низшие энергии организма в вибрации высшего напряжения. Молитвы, дисциплина, посты накануне церковных праздников, соблюдение постов как раз и есть одно из многих средств, которые пробуждают и генерируют эти энергии».
«Когда дух человека восходит на высшую ступень соприкосновения с высшими уровнями жизни, он ощущает не описуемую словами, не изменяемую ничем РАДОСТЬ. Это чувство рождается в нём изнутри, воспламенённое, так сказать, определённой настроенностью на высшие вибрации духовной жизни и опыт. Такая радость сама излучает серебристый свет, лучи которого окутывают восприятие человека.
Молитва, как сильное побуждение и усилие внутреннего «Я», направленная в сферы БЕСКОНЕЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, может пробудить в нас, может зажечь в нас энергию такого рода, как пламя, огонь, определённое сияние, всё это будет проявляться как волны радости, счастья, завершения задуманного дела и познавания. Так сказать, это и есть пробуждение сознания к иному, более светлому и яркому сиянию. Внутренняя молитва есть не что иное, как пребывание молящегося в состоянии безмолвного познавания.
Христос говорил, что в будущем люди будут благоговейно чтить Бога в сердце их».
«Процесс созидания из себя более раскрепощённого и возвышенного человека означает, что нам предстоит со всей неотложной необходимостью ежедневно решать трудную задачу. Не каждый день нас ждёт успех, бывает и полный провал. Если бы человек глубоко осознал, как много положительных качеств он мог бы обрести и испытать совершенно иное счастье, а этого можно достичь даже и при незначительном усилии, он никогда бы не допустил, чтобы его дни проходили без успеха в самосовершенствовании.
По мере того, как мы будем духовно преображаться, наш кругозор будет расширяться, и мы придём к соприкосновению с иными сферами».
«По сути, именно сердечность созидает и покоряет. Сердечность, как и любовь, притягивает и является положительной силой жизни. Реальная сердечность беспристрастна».
«Подлинная справедливость представляет собой также самую возвышенную сердечность. Сердечность рождается из сострадания и способности понимать.
Мы становимся тем, кем хотим стать. Творческий потенциал нашего воображения созидает и трансформирует наши субъективные устремления и внутренние ЗАМЫСЛЫ. В действительности, ВНУТРЕННЕЕ состояние ЧЕЛОВЕКА притягивает к себе и настраивает его на восприятие ВЫСШИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ.
«Учитель приходит, когда ученик готов».
«Быть в согласии с самим собой – значит соблюдать спокойствие в мире. А быть в согласии с самим собой можно только при условии, когда противоречия нашего внешнего «я» и «я» внутреннего будут улажены».
«Доверие, как и вера, представляет собой замечательную силу, созидающую и объединяющую. Доверие заключается в достижении ИСТИННОГО успеха, и оно обладает силой возрождать личность духовно».
«Мы должны стремиться внедрять красоту и гармонию во все наши действия. Когда наши мысли будут совершенно уравновешены, тогда наше физическое поведение и действия будут идеально сгармонизированы. А когда наше духовное состояние и физическое поведение безупречно сгармонизированы, тогда ВЫСШИЕ ВИБРАЦИИ должны проявляться через нас».
«Стремление к ПРЕКРАСНОМУ должно стать обычным каждодневным отношением к жизни. И в этом стремлении мы обретём ВЫСШЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ».
Давайте в жизни искать Красоту!
Святослав Николаевич Рерих искал красоту, находил её и передавал её людям.
Его девизом было: «Будем всегда стремиться к Прекрасному».
В этом был подвиг его жизни, его миссия.
В эпоху безобразия, сгущённого до предела, его призыв к Прекрасному и внесение его в жизнь через искусство, мысль, слово и действие давало свет и радость тем, кто могли его дар воспринять.
Потому что мало дать, надо, чтобы дар был принят.
Те, кто его приняли, идут по пути жизни уже не ощупью, в полной тьме, но их путь освещён лучом понимания, и луч помогает не свернуть в сторону и не сорваться в пропасть.
Н.Д. Спирина
Татьяна МАРТЮШЕВА
“СПРОСЯТ: КАК ПЕРЕЙТИ ЖИЗНЬ?”
Думаю, для многих, (как, впрочем, и для меня до самого недавнего времени), жизнь и творчество удивительной семьи Рерихов, окутаны атмосферой — ну если не легенды — то, во всяком случае, некой отстраненности, пространственной и временной…
Убедиться в относительности сроков и расстояний мне помогла встреча с человеком, который долгие годы был близко знаком со Святославом Николаевичем Рерихом, одним из представителей этого необыкновенного — родственного, творческого, духовного — союза.
Татьяна Ивановна Мурашкина — доцент Бауманского университета и одновременно — председатель Международного Совета Рериховских Обществ.
В первый момент моложавость этой хрупкой и миловидной женщины, честно говоря, обескураживает: когда же началось многолетнее (!), во многом определившее ее жизнь знакомство?!..
— …Мне очень повезло. Я с детства жила в Индии: мой отец, Иван Михайлович Харченко, был дипломатом и проработал в этой сказочной стране более двадцати лет.
Со Святославом Николаевичем мои родители познакомились в 1954 году. Они были поражены, встретив художника, уже четверть века живущего в этой стране и настолько сохранившего свою “русскость” — он нес в себе лучшие черты истинного русского интеллигента. Уже при первом знакомстве стало ясно, что перед ними большой мыслитель. Так началась их крепкая дружба, продолжавшаяся тридцать девять лет.
Ну а я была десятилетней девочкой, когда впервые увидела Святослава Николаевича… Он пришел к нам в гости со своей женой, актрисой, первой леди индийского кино Девикой Рани. Они сидели в гостиной в креслах и беседовали о чем-то с моими родителями. Я не помню этого, наверняка интересного, разговора, зато хорошо помню свои ощущения: эта пара была ослепительно красивой, хотелось ими любоваться и — одновременно — было даже страшновато на них смотреть, как боишься смотреть на Солнце, чтобы не ослепнуть…
С тех пор представление о настоящей Красоте связано для меня с образом Святослава Николаевича. Он излучал “нечто” — чрезвычайно благодатное для окружающих. Даже глядя ему вслед, люди ощущали необычность этого человека. Я хорошо помню Святослава Николаевича на его собственных выставках — в Индии и у нас в России. Он всегда на них работал, два часа утром и еще два — вечером, общаясь с посетителями и обсуждая темы своих картин. Святослав Николаевич появлялся в залах — шел легкой упругой походкой — и к нему устремлялись люди… Его слушали необычайно внимательно, не отрывая глаз от него самого… Прекрасный облик автора так гармонировал с его картинами!
Святослав Рерих
…Господом твоим. 1966.
Возвращаясь к своим детским впечатлениям, я всегда вспоминаю беседы, которые сердечно и без взрослой снисходительности вел с нами (со мной и моими сестрами) этот замечательный человек.
Такие разговоры, (как я понимаю уже сейчас), были направлены на расширение нашего сознания. Он, как подлинный педагог и психолог, никогда не произносил назидательных речей. Приводя примеры из своей жизни, Святослав Николаевич мягко направлял наше сознание в нужное русло. Много рассказывал нам о жизни насекомых и зверей. В своих рассказах он делал акцент на то, что вся Природа — живая, что мы живем в океане Сознания, что даже у простейших организмов есть не только инстинкт… Святослав Николаевич говорил, что мысль — это живая энергия, разлитая повсюду, каждый маленький живой организм несет в себе зачаток этой энергии. Он любил повторять: “Жизнь, как вы знаете, полна замечательной мудрости и чудес. Эта замечательная мудрость разлита во всем”.
По мере того, как мы росли и развивалось наше сознание, темы наших бесед углублялись. Святослава Николаевича интересовал прежде всего человек — с его внутренними возможностями. Он рассказывал нам о некоторых людях Индии, об их удивительной способности совершать нечто, для нас в высшей степени поразительное и необъяснимое. “Ну назовите это чудесами, если вам так удобнее!” — улыбался Святослав Николаевич.
Он привлекал наше внимание к тому, что в природе существует много тайн, которые ждут своих исследователей.
Тут надо обязательно вспомнить, что все творчество Святослава Николаевича — это отображение глубоких философских мыслей Учения Живой Этики, носителями которого была семья Рерихов. Оно посвящено космической эволюции человечества. Цель жизни семьи Рерихов заключалась в передаче этого Учения всем нам…
Так вот, Святослав Николаевич был очень тонким популяризатором. Он никогда ничего не навязывал, а мягко, исподволь заронял интерес в умы и сердца своих слушателей.
Между прочим, это учение все годы советской власти было в нашей стране под строгим запретом. В тридцатые-сороковые годы его последователи попадали в лагеря и расплачивались за приобщение к нему собственной жизнью. Вплоть до восьмидесятых годов таких людей исключали из партии и выгоняли с работы. Поэтому Святослав Николаевич говорил об этом с нами и другими советскими людьми крайне осторожно. Мы долгие годы и не подозревали о существовании Живой Этики.
— Татьяна Ивановна, поскольку Вы изучаете Живую Этику уже долгие годы, объясните, пожалуйста, нам, не приобщенным, в чем главный смысл этого учения? В чем его важность и новизна?
— Это учение посвящено законам развития человечества, планеты, космоса… Оно дается человечеству в двадцатом веке, когда заканчивается определенный эволюционный цикл развития нашей планеты. И поскольку все в Природе находится в постоянном движении и взаимодействии, нынешний этап эволюции связан с особым влиянием различных планет, когда к Земле устремлены очень мощные энергетические потоки. И чтобы человек в этих новых условиях выжил, он должен им соответствовать. Мы должны понять, что человека нельзя рассматривать отдельно от Земли и от Космоса. Мы отвечаем не только за свои поступки, но и за слова, и — прежде всего! — за свои мысли. Живая Этика или Агни Йога — это учение о Мысли. Человек должен понимать, что именно мысль — самая мощная энергия в мироздании, которой можно пользоваться по-разному — и созидать, и убивать. Без осознания этой важнейшей истины на данном эволюционном этапе человечество может погубить и себя, и свою планету. Эти идеи проходят через творчество всей семьи Рерихов. Их было четверо: родители — Николай Константинович, Елена Ивановна и сыновья — Юрий и Святослав. И каждый из них — гений.
— Жизнь подарила Вам удивительную Встречу. Все Ваши воспоминания о Святославе Николаевиче, на мой взгляд, драгоценны. И все же, есть ли среди них какое-то наиболее яркое? Может быть, главное?
— Когда я думаю о Святославе Николаевиче, мое сердце просто трепещет… Конечно, дороги все воспоминания о нем. Но есть и особенно важные… Я уже говорила, что мы долгие годы ничего не знали о Живой Этике и воспринимали Святослава Николаевича просто как очень хорошего и близкого человека. С ним я всегда сравнивала других людей — он был для меня высшим критерием их оценки и, конечно, моего собственного поведения.
И только когда через много лет после нашего знакомства я наконец нашла и стала читать книги Живой Этики, погрузилась в высокую философию, в красоту этого учения, ощутив при этом огромную радость, только тогда я стала понимать, с каким Человеком свела меня жизнь!
В этих книгах я нашла ответы на главные вопросы. Высокая истина — она есть, и к ней надо стремиться! Потрясла меня последняя фраза из книги “Зов”:
Спросят: как перейти жизнь?
Отвечайте: как по струне бездну —
Красиво, бережно и стремительно.
Все это было “мое” — то, что будет со мной всегда, при любых обстоятельствах внешней жизни. И мне страстно хотелось выразить Святославу Николаевичу такое важное для меня чувство. Он в это время был в Индии, и я очень ждала очередного его приезда в Россию.
И вот наконец он в Москве! Мы идем в гостиницу “Советская”, где они с женой любили останавливаться, и внутри у меня все кипит от радости и волнения…
И Святослав Николаевич почувствовал это мое горение! Пока мои родители раздевались в прихожей, он быстро провел меня в гостиную (хотя всегда, по всем законам вежливости, сначала уделял внимание старшим), посадил за стол и посмотрел на меня с самым живым интересом… И когда я произнесла: “Святослав Николаевич, наконец-то! Мне попали в руки книги Вашей матушки, и я нашла там очень много ответов на свои внутренние вопросы!” При этих словах глаза у него загорелись, он крепко сжал мою руку и сказал: “Я рад, я очень рад! И теперь всегда, сколько бы Вы ни читали эти книги, Вы всегда будете находить там очень много полезного”. В тот момент Святослав Николаевич удивительно преобразился, хотя в обычном состоянии был человеком очень сдержанным. Тогда я поняла, как важно было ему услышать, что эти книги распространяются, читаются и усваиваются людьми.
— Для всех нас Святослав Николаевич — всемирно известный художник, великий мыслитель, а для Вас — еще и близкий человек… Каким он был в обыденной жизни?
— …У него были очень выразительные глаза. Я в них видела всегда такую глубокую любовь и теплоту… что я просто ни с чем не могу это сравнить! Он был очень внимательным. Помню, как мы ездили с сестрой в Ленинград, чтобы посмотреть его картины (“Господом твоим”, “Триумф Евы”), которые были запрещены к показу у нас в Москве. Стояла холодная ленинградская зима, а нам было тепло от искренней заботы Святослава Николаевича, который непременно интересовался: “Теплая ли у Вас шубка?”, “Кушали ли Вы?” А за столом обязательно говорил жене: “Закажи мороженое для детей”, хотя “детям” было уже далеко за двадцать…
Он был сердечен и прост. И этим раскрепощал любого человека, с которым общался. Но это была великая простота, признак очень высокой духовности. Святослав Николаевич вовсе не был закован в какие-то аскетические нормы поведения. Он был очень остроумен и так заразительно смеялся!
— Значит, в его облике не было ничего таинственного? Никаких знаков приобщенности к великим загадкам бытия?
— Во внешних проявлениях не было ни малейших признаков высокомерной загадочности. И когда я стала читать эти книги, я сказала себе: “Боже мой! И это все написала матушка нашего Святослава Николаевича! А я-то думала, что она писала мемуары… А здесь — такая Высота, такая Мудрость и… Тайна! Кем же она была? И кто Те, которые послали им зов с Гималаев? И кто же Он? Такой близкий, простой в общении… Мы тут с ним чаи распиваем, а его семья и, следовательно, он сам имеет отношение к тайнам мироздания, к тому, что и сказать нельзя! Вот это да!” Но расспрашивать о сокровенных загадках этого, безусловно, Посвященного Человека я не то чтобы не смела — у меня даже не возникало подобного желания! Я хорошо понимала, что такие вопросы не задают — на них и не отвечают… Только читая эти книги, которые заставляют думать, ты можешь открывать тайну за тайной, и счастье — расшифровать их самостоятельно!
— Святослав Николаевич Рерих — всемирно известный художник, занесенный во Франции в список Бессмертных. Прекрасно, если там смогли по-настоящему оценить его творчество… Хотя, как мне кажется, до подлинного признания и понимания его работ люди, в большинстве своем — и на Западе, и у нас в России, еще очень далеки…
А что для Вас главное в его искусстве? Какие картины — самые любимые?
— Масштаб личности художника отражается в глубине его творчества. Мы пока только подступаем к изучению наследия семьи Рерихов. Возможно, его будут знать лучше лет через сто-двести…
Конечно, Святослав Николаевич был награжден правительственными наградами многих стран — как художник, мыслитель и общественный деятель, так много сделавший для сближения народов Земли… И все же…
У нас о Святославе Рерихе сейчас написаны всего три маленькие брошюрки. О величайшем художнике двадцатого столетия! Думающие критики сравнивают его творчество — по глубине образов, по масштабности, по уровню поставленных проблем, по мастерству исполнения — с произведениями художников эпохи Возрождения.
Он мастер красок! Посмотрите на эти чистые тона — они светятся! Его техника индивидуальна и виртуозна.
Среди его картин очень много особенно мной любимых. Конечно, трагический триптих “Распятое человечество”… Когда-то запрещенное к показу, оно находится сейчас в Музее искусств народов Востока… (Но принадлежит Музею Рерихов, созданному Святославом Николаевичем!) “Пиета”… Эта картина оплакивания Христа производит сильнейшее впечатление — зрителю передается состояние ее героев! Очень люблю картины “Вечная жизнь”, “Молчание”, “Весна”, “Господом твоим”, портрет танцовщицы Рошан Вадшифдар.
Вообще, мне трудно сказать, что мне не нравятся какие-то картины кисти Святослава Николаевича… Они хороши все. Чего стоят только его пейзажи! Например, целая серия изображений таинственной пятиглавой Канчанджанги. Она изображена у него в разное время суток, и пейзажи имеют разные названия. Скажем, “Канчанджанга. Тайный час” — изображает первые мгновения рассвета, это в Индии — время всеобщей молитвы…
Кстати, работал Святослав Николаевич, как и его отец, сразу над несколькими полотнами. Суть этого метода состояла в том, что, когда он переходил от мольберта к мольберту, у него попеременно нагружались и отдыхали разные центры сознания… Святослав Николаевич не терял ни минуты — и написал за свою жизнь около четырех тысяч картин! И это при том, что он серьезно занимался орнитологией и минералогией, работал в институте “Урусвати”, возглавлял большое количество культурно-просветительских организаций, был педагогом — основал и патронировал школу Ауробиндо Бхоша… У него, как и у всей этой семьи, никогда не было выходных и отпусков.
Всей своей жизнью они доказали верность положений Живой Этики, в том числе — и о безграничной силе творческой энергии человека.
Сейчас я попыталась рассказать о Святославе Николаевиче главное, поскольку понимаю, что в одном и даже во многих интервью передать весь масштаб, всю многогранность этой личности просто невозможно…
…Судьба преподнесла мне самый главный свой подарок — встречу с Рерихом. Именно он дал мне бесценный импульс — для творчества и осознания жизни. Благословенна память о нем!
http://www.erfolg.ru/culture/Rerihk.htm
Картины С. Рериха http://www.indostan.ru/forum/9_2653_0.html
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.