Содержание страницы.

1. Питанов В.Ю.  О Живой этике и агне-йогах: взгляд бывшего рериховца.

2. От картин Рериха до сатанизма.

3. Лжеучение (прикреплённый файл)

1.  О Живой этике и агне-йогах: взгляд бывшего рериховца
Питанов В.Ю. О Живой этике и агне-йогах: взгляд бывшего рериховца

В обзорной форме попытаюсь отразить семилетний опыт собственного изучения Агни-йоги и поделюсь некоторыми наблюдениями, связанными с психологией последователей этого движения.

Учение Живой этики является, несомненно, целостной и независимой мировоззренческой системой. Оно способно полностью заменить собой любые религиозные взгляды, каких бы до этого ни придерживался человек. Эта подмена происходит постепенно, сам же последователь считает, что он лишь дополняет и расширяет те познания, которые были у него ранее. Большинство адептов рериховского движения искренне считают себя православными людьми, не осознавая, что уже давно отошли от вероучения Православной Церкви. Форма изложения учения достаточно своеобразна, книги Живой этики представляют собой своего рода мозаичную подборку стихов на разные темы. Новичку очень тяжело составить общее впечатление об учении, так как каждый стих дает лишь фрагментарное описание темы. Цельная картина учения вырисовывается только через несколько лет изучения Агни-йоги. Учение кажется логичным его последователям, что дает им возможность достаточно просто его защищать, по крайне мере, в собственных глазах.

Изучая книгу за книгой, стих за стихом, неофит агни-йоги все больше и больше пропитывается идеями учения. Условно говоря, он начинает смотреть на все факты своей жизни и весь мир сквозь призму идей, изложенных в книгах учения. Постепенно, по мере углубления, способность к объективной оценке ситуаций все более и более снижается пока, наконец, не исчезает совсем.

К Православной Церкви рериховцы относятся неоднозначно: с одной стороны, они провозглашают, что учение Агни-йоги идентично «истинному» учению Христа, с другой – постоянно говорят, что Церковь извратила учение Христа: «То, что сохранилось в настоящем Каноне, несомненно, может рассматриваться как наименее предосудительное. И, тем не менее, даже такое заключение не должно быть принято поспешно, ибо вы знаете, что Сабин, епископ Герака, лично выступивший на Никейском Соборе, утверждал, что – «за исключением Константина и Сабиния, епископа Памфилии, все прочие епископы были неграмотные, ничего не понимающими людьми (тварями), что равносильно тому, что сказать, что они были сворой дураков…»[1]. Но представление о том, что Христианская Церковь является лжецерковью, не мешает многим из приверженцев Агни-йоги считать себя православными. При этом рериховцы обычно имеют весьма отдаленное представление о традиционных религиях, в том числе и о христианстве[2].

Агни-йога постоянно разделяет «учение Христа» и учение Церкви. У последователя, в конце концов, складывается впечатление, что Учитель Иисус Христос принес новый виток «эволюционного знания» на Землю, но «церковники» в борьбе за мирскую власть и деньги его извратили, агни-йога же восстанавливает чистоту первичного «учения Христа». Человек перестает видеть Церковь как она есть, учение агни-йоги формирует у него ярко выраженное негативное представление о Церкви, через призму которого он на Нее смотрит. Внедряемые в сознание мощные негативные установки сочетаются с возвеличиванием последователей учения агни-йоги. Сами рериховцы считают себя духовной элитой человечества.

Книги агни-йоги сложны для восприятия (краткие стихи, расплывчатые формулировки, тематическая разбросанность), потому людей, которые могут сказать, что они действительно знают ее, очень мало. Это дает возможность все сомнения, которые возникают у неофитов, «списать» на их слабое знание учения агни-йоги. В процессе же знакомства с учением человек все более и более втягивается в него, и установки агни-йоги все сильнее внедряются в сознание последователя, пока не происходит полное их принятие.

На первых этапах в учении немало говорится о Христе, но чем дальше человек отходит от первых книг учения вглубь, тем реже упоминается Его имя. Это продолжается до тех пор, пока на первый план не выходит термин «иерархия» и само слово Христос не заменяется понятиями «великий учитель», а «учителями» в живой этике так же считаются такие «махатмы» как Будда, Кришна, Мориа и т.д. Необходимо заметить, что в учении вообще не используются такие понятия, как «православие», «католицизм» или «протестантизм». Всякое упоминание о христианстве носит исключительно негативный характер. Из святых, в основном, упоминается преподобный Сергий Радонежский с тонким намеком, что он был одним из воплощений «махатмы Мориа», давшего учение Агни-йоги. Существует много спекуляций вокруг имени святого Иоанна Кронштадтского. Больше всего рериховцы спекулируют на том, что прп. Иоанн якобы благословил деятельность Николая Рериха как «духовного реформатора»: «Во всех трудах своих смотри в основу и углубляй добро» (Письма Е.Рерих. С.164). Эти слова приписывают Иоанну Кронштадтскому и усматривают в них призыв к созданию Агни-йоги. На практике любые христианские понятия, например, «благодать», «догмат» в учении агни-йоги полностью меняют свое смысловое значение.

Учение Агни-йоги магично по своей природе, магические явления выдаются его последователями за духовное продвижение. Агни-йога действительно приводит к появлению так называемых сверхъестественных способностей: таких, как ясновидение, яснослышание, возможность воздействовать на людей и программировать совершение определенных событий. В процессе оккультной духовной практики вырабатывается способность слышать некий ведущий голос, который начинает звучать в сознании человека. Этот голос говорит, что и как человек должен делать. Фактически на определенном этапе практики Агни-йоги человек превращается в слепую марионетку ведущих его сил, которых он считает «махатмами». При этом сам он ни на йоту не сомневается ни в своей свободной воле, ни в непогрешимости этих сил. Любые сомнения в «руке ведущей» отвергаются. Сомневаться в «учителе» нельзя: «Для опыта над психической энергией сомнение есть самое большое препятствие» (АУМ.507). Сомневающийся выпадает из «эволюционного потока», разрывает свою связь с «иерархией», утяжеляет свою карму. «Три обстоятельства могут особенно отяготить карму: первое – отказ от учителя, второе – подозрение, что связь с Иерархией может навлечь несчастье, и третье – уклонение от ответственного поручения…» (Сердце.59).

Некоторые могут возразить, сказав, что Агни-йога осуждает магию. Вместе с тем, доказательств магичности учения Агни-йоги очень много. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно задуматься над следующими вопросами: как могут быть использованы знания о тонких энергиях духовно недобросовестными людьми? Как с заявлениями об осуждении магии согласовать обилие информации, посвященной внушению, месмеризму? Как духовно неподготовленный человек может бороться с одержимостью, о которой так много сказано в учении? Агни-йога говорит о том, что погружаться в тонкий мир нельзя, но при этом предоставляет все возможности именно для этого погружения (достаточно бросить беглый взгляд на книжные развалы, чтобы увидеть многочисленную контактерскую литературу, основанную на фрагментах именно Живой этики).

Учение очень «затягивает», при этом у его последователей очень редко возникают вопросы о характере тех сверхъестественных явлений, с которыми они сталкиваются. Изначально существует некая уверенность в собственной непогрешимости, поэтому любая критика воспринимается как мракобесие и попытка темных сил увести с «пути света». «Конечно, невежество есть союзник сил темных» (Живая этика. Сердце.518). Под невежеством понимается отказ от учения.

Критический ум мог бы легко понять, что то обилие информации о тонких энергиях и механизмах их работы вряд ли заслужено последователем учения и, что он, в принципе, не сумеет использовать эти знания во благо, так как не обладает для этого ни моральными, ни духовными качествами и силами, ведь учение Агни-йоги не способствует их развитию. Но критический подход по мере углубления в Живую этику исчезает, ведь, как мы помним, любые сомнения запрещены. Гордыня не дает возможности себе признаться, что ты не достоин никаких «божественных» откровений, равно как не достоин владеть сверхъестественными силами.

Если на начальных этапах неофит чаще всего любопытствует, то на последних он может стать, если выполнит все условия, изложенные в учении, мощным магом, хотя называть себя будет агни-йогом и если вы назовете его магом, страшно обидится.

Учение говорит много правильных слов, и логически доказать его несостоятельность можно только после очень глубокого его изучения, стремления к чему у людей, дошедших до этого этапа, в большинстве случаев не бывает. Присутствует обилие красивых и возвышенных фраз, но последователи забывают о том, что судить нужно не по словам, а по делам. Ну, а каковы дела?

Сущность любого религиозного учения состоит в преобразовании духовного облика человека. Естественно, в зависимости от того, насколько этот процесс эффективен, настолько действенно и верно учение. Первые же годы существования христианства явили пример высочайшего мужества, самопожертвования и святости. Наблюдается ли подобное среди последователей учения? Нет! Даже имена крупных лидеров фактически можно пересчитать по пальцам, несмотря на то, что учение существует более полувека, что странно, если учесть, что в Живой этике агни-йог приравнивается к Богочеловеку. Но на примере жития тех, кого Агни-йога хотя бы формально признает великими учителями – Иисуса Христа или Будды – мы видим прямо противоположное. Может быть, сами Рерихи явили пример святого служения? Кем они были? Общественными деятелями, людьми искусства, имевшими очень хорошее светское образование, широкие связи в сфере политики, выступали с крупными культурными и политическими инициативами, но святыми они не были. Ибо святость не сопоставима ни с искусством, ни с политикой, ни с общественной деятельностью.

В учении много говорится о единении и постоянно порицаются все мировые религии за то, что якобы они несут в себе разъединение. Вместе с тем, западные теософы до сих пор не признают учение агни-йоги. В России последователи учения разбиты на враждующие группировки со своими лидерами, наиболее известны из этих лидеров Сидоров, стоящий во главе организации «Мир через культуру», и Шапошникова, возглавляющая «Международный Центр Рерихов».

Возможно, учение, которое было дано через Рерихов, имеет те же основы, что и другие религии, как оно само и утверждает? Нет! То, что оно не имеет ничего общего с христианством, по крайней мере, с православным, вы, можете убедиться, прочитав мою книгу «Суд совести: агни-йога против христианства.

Рериховцы могут сослаться на буддизм[3] или индуизм. Но буддизм, например, признает раскаяние и творение милостыни, чего нет в учении агни-йоге. Я уже не говорю о том, что толкование буддийской символики Рерихами значительно отличается от толкования самих буддистов, что нетрудно проверить, если познакомиться с классикой буддийской литературы. Возможно, в основе учения агни-йоги лежит индуизм? Нет! В индуизме «махатма» – это человек, достигший высочайшего духовного развития. В то время как в учении агни-йоги махатмы оказываются, скорее, политиками и магами, что полностью противоречит представлениям индусов. Часто Е.И. Рерих ссылалась на авторитет Шри Рамакришны, одного из индийских учителей. Но Шри Рамакришна, пройдя стопами разных учений, не создал нового учения. Он считал, что индус должен оставаться индусом, буддист – буддистом, христианин – христианином. В то время как Агни-йога пытается все эти системы подменить собой.

Несколько слов скажем о последователях учения. Часто это люди интеллектуального склада ума, многие имеют высшее техническое образование. О них можно сказать: живой ум и холодное сердце. Через интеллект они пытаются познать Бога, хотя встречается немало истинно «верующих», которые просто заблуждаются в характере учения, к которому они примкнули.

Последователей рериховского движения условно можно разбить на несколько направлений.

Входящих в первую группу можно назвать академистами – исследователями. Это люди, которые занимаются «рериховедением»: исследуют творчество Н.К. Рериха и его общественную деятельность. В общем, эти люди близки к академической науке в ее классическом понимании. Часто они работают поодиночке или объединяются в очень маленькие группы, которые почти не известны за пределами их круга.

Второе направление – активные пропагандисты. К этой группе относятся те, кто не столько углубляется в идеи, возвещенные Рерихами, сколько пытается их активно распространять. Они устраивают выставки картин или репродукций картин Н.К.Рериха, проводят семинары, симпозиумы, читают лекции в учебных заведениях, издают книги Рерихов и учения агни-йоги, открывают музеи, посвященные Рерихам. Они проявляют себя через общественные организации, которые имеют очень широкий спектр: от маленьких, до настоящих гигантов с широкими связями, как внутри страны, так и за рубежом.

Третья группа, на мой взгляд, является гораздо опаснее двух предыдущих — это мистики-контактеры. Это люди, получившие определенную информацию в результате контактов с бесами, которую они выдают, в большинстве случаев, за послания «великого учителя», давшего учение Агни-йоги. Среди них очень много людей с явными признаками одержимости. Чаще всего они свято верят в свою миссию спасения мира от зла, при этом собираются спасать всю Землю, нисколько не сомневаясь в своем избранничестве. Попытки их образумить воспринимаются ими как козни сатаны, пытающегося помешать их миссии. Они сеют вокруг себя психическую нестабильность, часто создают собственные организации, активно печатают и распространяют сборники тех посланий «свыше», которые получают.

Четвертый тип наиболее опасен: маги-манипуляторы. Эти люди почти никогда не появляются на поверхности. Они – серые кардиналы, стоящие в тени. Но именно они создают самые мощные общественные организации. Это люди, которые обладают способностью воздействовать магически (благодаря помощи демонического мира) на ход событий и направлять их в то русло, которое они считают правильным. Бороться с ними ни одна общественная организация не может, это уже дело Бога.

В принципе, все рериховские организации независимы друг от друга. Реально в нашей стране существует несколько блоков рериховских организаций, основное отличие которых заключается в признании или непризнании того или иного лидера рериховского движения. Если внутри самих блоков организации более или менее ладят, то между блоками идет негласная война.

[1] Письма Елены Рерих. Кишинев. Лист. 1995. С.670.

[2] См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.

[3] Имеет ли учение агни-йоги какое-нибудь отношение к традиционному буддизму? Скорее всего, никакого. Во-первых, в агни-йоге постоянно говорится о «незримом (тонком) учителе», в буддизме же учитель должен быть живым человеком. Во-вторых, учитель в буддизме должен принадлежать «живой традиции», т.е. сам, в свою очередь, должен иметь учителя. Судя по всему, у Рерихов не было таких учителей. В-третьих, в буддизме статус учителя могут подтвердить другие представители этой же традиции. Далее, в буддизме огромное значение имеют практики медитации, которые отвергаются агни-йогой. При этом под медитацией Е.Рерих понимает развитие мышления и четкости мысли (Письмо Е.Рерих от 08.11.34), в буддизме же речь идет о постижении «пустоты», освобождении от мыслей. В агни-йоге отсутствует аналог такого важного учения, как учение о бодхичитте. Бодхичитта – это осознание «пустоты» как всеобъемлющей истинной природы реальности, а также это «реальное проявление» любящей доброты и сострадания ко всем существам. Отношение к миру в агни-йоге и буддизме совершенно различно. Агни-йога учит о «духовном эволюционизме». Индивидуальность эволюционно восходит от одного «духовного» уровня к другому, продвигаясь по бесконечной цепи «космической» иерархии. В буддизме этот мир есть средоточие пожара страстей и несправедливости, и человек должен спасаться и бежать из него, он не должен к нему привязываться.

Ссылки на буддийские источники и авторитеты в агни-йоге очень ограничены, главным образом они связаны с Гаутамой Буддой. На многих других авторитетнейших учителей ссылок в учении почти или полностью нет: Нагарджуна, Падмасамбхава, Миларепа, Атиша, Цонкапа и др. Помимо того многие важнейшие буддийские идеи и принципы, в том числе из махаяны, махамудры, крайне мало или почти не освещены, и их потенциал не используется в учении. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что учение агни-йоги и сами Рерихи никакого отношения к традиционному буддизму не имели.

http://pitanov.info/o-zhivoy-etike-i-agne-yogah-vzglyad-byvshego-rerihovca

От картин Рериха до сатанизма.

01 апреля, аккурат в «день дурака», в Новосибирске состоялось мероприятие под названием «Мы любовью к Родине богаты». Это была встреча в Новосибирском музее Н.К. Рериха сотрудников учреждения с солдатами срочной службы из войсковой части города Юрги. Как стало известно нашей редакции, ранее военнослужащие данной части принимали участие в строительстве этого культурного центра.

«В настоящее время встречи с воинским подразделением приобретают характер культурных контактов и будут проходить в рамках патриотического воспитания» — сообщает РИА «Сибирь». — «Русское слово «подвиг» не имеет эквивалента ни в одном из европейских языков. Об этом высоком понятии было сказано в выступлении Ольги Ольховой, посвященном вкладу сибирских дивизий в разгром фашистской Германии в 1941-1945 годы. С интересом смотрели солдаты фильм студии Сибирского Рериховского общества «Великая семья России», рассказывающий о жизни и творчестве Рерихов».

Николай Рерих. Матерь мира.

Гостям музея также был продемонстрирован фильм «Пусть всегда будет мир!», в котором новосибирские дети размышляют о мире; они ознакомились с экспозициями выставочных залов, с уникальным экспонатом — «Почетной Книгой вкладов». В ней записаны названия сотен предприятий и фамилии лиц, принимавших участие в строительстве музея. В завершение встречи звучал Колокол Мира как призыв к стабильности и мирной жизни на земле.

Ну что ж… Смело можно поздравить командира той воинской части. 1 апреля над ним и его частью сыграла злую шутку самая настоящая оккультно-антихристианская секта, которую кратко можно назвать «Рериховским движением».

Однако то, что это именно религиозная секта, сразу обыватель не поймет. И именно благодаря этому секта и оказывает сильное влияние на различные культурные и образовательные государственные учреждения. Рериховские центры по всей стране регистрируются в качестве общественных, культурных, образовательных центров и тем самым получают возможность активно нарушать закон о светском характере образования. В сотнях школ России уже введены обязательные уроки изучения практикуемых рериховцами «Агни-йоги» («Живой этики») и оккультизма.

Что такое Рериховское движение?

История возникновения и распространения тесно связана с именами Николая Рериха и его супруги Елены Рерих. Увлекшись изучением теософии Елены Блаватской (которую в Индии обвинили в мошенничестве), они долгое время провели в Тибете, где установили «тесную связь» с «владыками Шамбалы». Во время миссионерских поездок оккультное учение распространялось ими во многих странах мира, в том числе и в России.

Как сообщает сайт Сектовед — данное движение использует чисто сектантский метод пропаганды: публично заявляется одно (скажем, веротерпимость и верность Евангелию), на деле — истинная суть доктрины до времени утаивается от широкого круга последователей и посторонних людей.

Так, Елена Рерих в своем письме от 08.03.1938 г. советует лгать в целях пропаганды. Кроме того, ни одна из традиционных конфессий России не приняла рериховского вероучения и не влилась в соответствующее движение. На деле рериховцы не смогли объединить верующих людей, богословов, иерархов. Лозунг «единства» был использован лишь для усугубления религиозного раскола людей: среди десятков других религиозных течений возникло еще одно, весьма враждебно настроенное ко всем остальным.

Как уже сообщалось выше, в настоящее время движение оформилось в виде огромного числа культурно-просветительских и образовательных центров, раскинутых плотной сетью по России и за рубежом, которые стали своего рода центрами по распространению оккультных воззрений Рерихов. Прикрываясь маской культурного просвещения, оккультисты активно проникают в светские и государственные учреждения страны, в том числе в систему образования!

Владыки Космоса захватят ваш мозг!

Согласно оккультному учению все мировые религии появлялись в результате того, что «силы света» (они же «Владыки Космоса», они же «очень высокие духи», они же «Великое Братство», они же «Махатмы Востока» и т. д.), стремясь помочь человечеству в его шествии по пути эволюционного развития, посылали своих представителей заблудшему человечеству, которые открывали людям части «Великой Мудрости» и становились основателями религий и философских школ. Таким образом, каждая религия содержит части «Мудрости», есть она и в колдовстве, магии, астрологии, но полнотой ее обладает теософия. Стоит отметить, что такое мнение о религиях очень типично для многих сект, движения «Новая Эра». Однако тот очевидный факт, что вероучения многих религий противоречат друг другу в своей основе (например, индуизм и буддизм основываются на многобожии (несколько десятков тысяч богов и божков) и перевоплощениях, а Христианство и ислам отвергают их, Христианство считает Бога Единым, но в Трех Лицах, а Христа — Вторым Лицом Божественной Троицы, а ислам не признает это за Богооткровенное свидетельство и т.д.). Ну и логично предположить, что теософы, рериховцы не могли придумать ничего лучшего, как сказать: это все объясняется тем, что все последователи современных религий давно уже отступили от того учения, которое им было принесено основателями, самые главные оккультные истины утеряли, а оставили в основном неоккультные. Но так как теософы обладают «истинным знанием», они-то точно знают, что именно принес Будда буддистам, Моисей — иудаистам, Христос — христианам, а Магомет — мусульманам. Теперь, по их мнению, настала пора рассказать об этом современному глупому человеку.

Рериховское учение для «непосвященных» заявляет об исключительной веротерпимости, но такое заявление на самом деле полностью опровергается самим содержанием этого учения. Оказывается, что, заявляя изначально о наличии элементов «единой Мудрости» во всех религиях, «Живая этика» лишь себя признает «единственным путем». «Существует лишь одна Иерархия Света, и, конечно, эта Иерархия и есть Транс-Гималайская Иерархия», — уверяет Елена Рерих. — Христианство — «ложная вера»; Церковь — «источник тления». Не менее резкие суждения можно найти в письмах Елены Рерих и в «Агни-йоге» об исламе, иудаизме, буддизме, индуизме и ламаизме. Все исторически существующие верования человечества с точки зрения Рерихов «ремонту не подлежат» и должны быть заменены их мутной теософией.

Николай Рерих. Лотос

Система воззрений рерихианства, как и оккультизма вообще, вопреки заявлениям, является религиозной, т. к. выдает себя за учение, которое объединяет учения всех религий, имеет и свой собственный культ, и свои оккультные «таинства».

Следует отметить, что сами книги «Агни-йоги» не содержат ясно выраженных постулатов учения. Учение распространяется вне этих книг, которые призваны скорее выработать у человека определенный образ мышления, постепенно изменить его систему мировоззрения. Стиль написания таков, что неизбежно приводит читающего в состояние повышенной внушаемости, настраивает его на несостоятельность традиционной системы мировоззрения, внушает чувство собственной незначительности и беспомощности, приоритет интересов «Великого Братства» над какими бы то ни было другими учениями.

Они называют себя христианами для маскировки

Как заявляют исследователи сект: «Официально рериховцы, как и большинство прочих оккультных групп, заявляют, что они сами являются христианами и что все христианские ценности и понятия им очень близки. Но в действительности все оккультные учения не только нехристианские, они крайне антихристианские. Внеш-нее сходство с христианством наблюдается только в самой незначительной степени. В основе же своего содержания наблюдается часто полная противоположность основополагающих утверждений оккультизма христианским истинам».

Религиоведы предлагают рассмотреть на примере «Живой этики» Рерихов наиболее существенные противоречия, существующие между Христианством и их оккультными воззрениями, чтобы доказать, что никакого отношения к христианству рериховцы не имеют:

Христиане исповедуют, то есть Единый Бог, — духовное, нематериальное, бестелесное, сознательное, разумное и Болящее Бытие — по Своей воле создавший весь мир, как видимый людьми, так и невидимый. Библия говорит нам о Боге — Творце. Как поэт пишет поэму, так Бог творит мир и отличается от созданного Им мира так же, как поэт не одно и то же с написанной им поэмой. Оккультная теософия «Агни-йоги» утверждает, что мир и Абсолют едины, а Бога как Личности и вовсе не существует. «Что касается Бога, то мы не можем рассматривать Его как вечного или бесконечного, или самосущего. Нет места Ему при наличности Материи, неопровержимые свойства и качества которой вполне нам известны, другими словами, мы верим только в Материю, в Материю как видимую Природу, и Материю в ее незримости как невидимый, вездесущий Протей» (Письмо Е. Рерих от 12.09.34). «Ни философия наша, ни мы сами не верим в Бога, менее всего в того, местоимение которого требует прописной буквы. Мы отрицаем Бога как философы и как буддисты» (Письма Махатм, 57). Елена Рерих с этим соглашается: «Махатма отрицает и говорит против кощунственного человеческого представления Личного бога. Махатма отрицает Бога церковной догмы» (Письма от 08.09.1934 и 12.09.1934).

Бог оккультных воззрений — это некоторое «оно». Это некий «Великий Принцип», приведший в движение все существующее. В религиозной жизни рериховца на место живого, личного, любящего Бога заступает безликий и равнодушный, слепой «закон кармы». «Воздаяние людям за их поступки производит не Существо, хотя бы и очень высокое, хотя бы и сам Бог, Которого можно было бы упросить, но слепой закон, не обладающий ни сердцем, ни чувствами, которого ни упросить, ни умолить нельзя, — пишет А. Клизовский, — человек не может дать ничего закону, чтобы получить от него больше, он не может его любить и не может рассчитывать на ответную любовь со стороны закона. Греческая Фемида говорила древнему греку то, чего не знает современный христианин, что воздаяние за дела производит не премудрый Господь, но слепой и вместе с тем разумный закон. Религиозно настроенный христианин может молиться своему Богу хоть с утра до вечера, может каяться в своих охах хотя бы каждый день, может разбить себе лоб, кладя земные поклоны, но он не изменит этим своей судьбы ни на йоту, ибо судьба человека складывается его делами, за которые закон Кармы приведет соответствующие результаты, и результаты эти нисколько не будут зависеть ни от молитв, ни от поклонов, ни от покаяния».

Уверяя о полном сходстве своего учения со священными писаниями мировых религий, оккультисты «упускают» библейские повествования о молитве разбойника, распятого вместе со Христом, о покаянии Марии Магдалины, покаянии Давида. И евангельская притча о блудном сыне им также ничего не говорит о том, как покаяние может изменить жизнь человека. А разве Христос сравнивал Бога со слепым законом, а не с любящим Отцом?

Также христиане исповедуют, что Бог есть Личность и, даже более того, — Бог есть Триединство Личностей Отца, Сына и Святаго Духа. «Агни-йога» утверждает, что Абсолют не обладает ни Личностью, ни волей. «Махатма отрицает и говорит против кощунственного человеческого представления Личного бога. Махатма отрицает Бога церковной догмы» (Письма Е. Рерих от 08.09.1934). «Я избегала бы церковных выражений, когда имеется в виду Великий Принцип. Понятия воли и завета уже связаны с личностью и потому не вяжутся с представлением всеобъемлющего Начала» (Письмо Е. Рерих от 25.01.1938).

Христиане исповедуют, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1:5), что зло и тьма противны Божественной Природе, что мир не есть Бог, и потому зло, действующее в мире, не есть действие Божие, оно противоестественно сотворенному совершенным миру. Зло, в христианском понимании, есть противление установлениям Божиим, есть противление Абсолютной Истине и, таким образом, само по себе безотносительно. «Агни-йога» учит, что мир является эманацией «Всеобщего принципа», «Абсолюта», его видимым проявлением, и зло — не есть зло в собственном смысле, а, являясь частью мира, проявляет одно из свойств «Абсолюта», в котором зло присутствует потенциально, следовательно, является естественным для мира. То есть оценка некоторого явления, как злого, так и доброго, зависит от отношения к нему оценивающего, и если при некотором воззрении нечто кажется злом, то при другом, допустим, более общем, воззрении то же самое нечто может оказаться благом. «Высокая мысль Востока давно разрешила проблему существования зла. Единое Божественное Начало, или Абсолют, вмещающий потенциал всего сущего, следовательно, и все противоположения, несет в себе и вечный процесс раскрытия или совершенствования. Эволюция создает относительность всех понятий» (Письмо Е. Рерих от 27.11.1937).

Христиане исповедуют, что Иисус из Назарета есть истинный Мессия, Христос, предсказанный пророками Ветхого Завета. В его лице воплотился Сам Бог, ставший человеком. Что же думают о Христе рерихианцы? А. Клизовский пишет: «Можно сказать, что христианский Никейский символ веры есть сплошное заблуждение. Ни одно из положений Символа Веры о Боге-Сыне не соответствует истине и является результатом фантазии и легенд». Е. Рерих уверяет, что Иисус вообще не был Христом-Мессией: «Христос не был тем, обещанным Писанием, Мессией» (Письмо от 30.06.34). Христианство для нее — это «сектантское воззрение, что лишь благодаря проявлению Христа человечество было спасено от козней дьявола» (03.02.1939). Для нее это «страшные кощунственные явления: страшное внушение понятия, что крестная смерть Христа спасла человечество от первородного греха» (31.12.1935).

Недавно прошла Пасха, и в связи с этим стоит отметить еще одно противоречие между Христианством и верой рерихианцев, которые заявляют, что они будто бы православные. Христиане исповедуют телесное воскресение Христа. Христианство строится на пасхальной вести: «Христос Воскресе!». Рерихианство утверждает, что веру в телесное воскресение Христа можно объяснить лишь «самоодурением» (Письмо Е. Рерих от 17.02.1934). «Агни-йога» утверждает, что Христос вообще не воскресал, или что это было воскресение не тела, а некоего духа.

Христиане исповедуют, что Христос спас нас не своим «учением», а тем, что в Нем реально оказались соединены и примирены человеческая и божественная природы. «Живая этика» утверждает, что если Христа и можно называть «Спасителем», — то только потому, что Он спас людей от незнания, «напомнив» им законы этики. Для Е. Рерих Голгофа — лишь иллюстрация заповедей, но не сам акт Спасения: «Если бы Он не пострадал, то Учение Его было бы забыто» (Письмо Е. Рерих от 07.05.1939). Крест не спасает людей, а просто напоминает о некоторых нравственных прописях. Однако ограничение служения Спасителя лишь проповедью лишает христианство самого главного его содержания и самой большой его радости — телесного Воскресения Христа после крестной смерти, которое прообразует всеобщее воскресение погубленного грехом мира. Христианство — это не вера в книгу, упавшую с неба, но в Личность, в то, что она сказала, сделала, испытала. Для Церкви не столько важна подлинность пересказа слов Основателя, сколь важна Его жизнь, которую подделать невозможно. Сколько бы ни вкралось вставок, упущений или дефектов в письменные источники Христианства — для него это не смертельно, ибо оно строится не на книге, а на Кресте.

Христиане исповедуют, что, поскольку Бог не связан законами созданного Им мира, он может творчески обновлять человеческую жизнь, — если человек желает этого обновления. Бог может оставлять грехи и изымать человеческую душу из-под действий последствий греха. Теософы утверждают, что никто не может помочь человеку в покаянном обновлении его жизни, что последствия прошлых поступков, именуемые «действием кармы», неотвратимы. «Настал час указать, что Величайший Бог — это Бог непреложного Закона, Бог Справедливого воздаяния, но не произвола в Милосердии» (Письмо Б. Рерих от 28.05.1937). «Никто, даже Высочайший Дух не может простить содеянных прегрешений, ибо это противоречило бы закону кармы» (Письмо Е. Рерих от 09.07.1935).

Христиане исповедуют, что человек, созданный по воле Личного Бога, сам есть личность, и что личностное бытие человека не есть некий недостаток, который надо преодолеть. «Агни-йога» утверждает, что «личность есть начало ограничения», сам человек не более чем «комплекс сочетаний» (Письмо Е. Рерих от 11.06.1935), а личностное самосознание называет «зеркалом дьявола» (Письмо Е. Рерих от 07.12.1935), приходя к выводу, что человек, встав на путь «самосовершенствования», в конце концов должен стереть свою личность, растворив ее в безликой «нирване».

Христиане исповедуют, что тело составляет принципиально важную часть нашего человеческого бытия, и что поэтому не может быть «перевоплощения» души в разных телах. «…Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27). Теософы же утверждают, что тело не более чем одежда, которую душа может менять множество раз, что лежит в основании теории перевоплощения.

Христиане исповедуют, что даже тело человека может, преобразившись, войти в Вечность. Последователи Рерихов, подобно афинской толпе (Деян. 17,32), считают абсурдной апостольскую проповедь о телесном воскресении мертвых. «И сейчас имеются люди, образованные и считающие себя даже учеными в некоторых областях, которые верят, что в День Страшного суда они воскреснут в своем физическом теле! Чем объяснить такое самоодурение?» (Письмо Е. Рерих от 17.02.1934).

Христиане исповедуют, что жизнь вечная каждого человека началась уже здесь, на земле, и здесь человек может общаться с Богом, быть причастным славе его. Рерихианство оставляет человеку участь духа, страдающего в оковах плоти, для которого прорыв в высшие миры возможен только после того, как он расстанется с «оковами материального».

Не более последовательны рерихианцы в отношении святых Православной Церкви.

Христиане исповедуют, что все люди равны перед Богом, что ценность всякой человеческой жизни одинакова. «Живая этика» включает в себя идею членения человечества на оккультные расы, полагая при этом, что члены так называемой «шестой расы» во всех смыслах выше всех остальных людей. «Да, во всех теософических книгах можно найти указание, что шестая раса собирается в Америке» (Письмо Е. Рерих от 18.06.1936).

Христиане исповедуют, что сатана (Люцифер) противоборствует Христу и спасению людей. «Агни-йога» склонна с воодушевлением говорить о Люцифере: «Люцифер, настает время, когда обновить лампу твою!» (А. Клизовский, т. 1.). «Дар распознавания был жертвенно дарован Силами Света. Потому первоначальное имя такого Вестника и было Люцифер-Светоносен. Но с веками на Западе великий смысл этой легенды был утерян. Он остался лишь в сокровенных Учениях Востока. В «Сокровенном Учении» есть место, поясняющее этот смысл. «Сатана, когда, если перестают рассматривать в суеверном, догматическом и лишенном философии духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного человека — божественного; кто дает ему на протяжении долгого цикла Махакальпы закон духа Жизни и освобождает его от греха неведения» (Письмо Е. Рерих от 03.12.1937).

Бог Библии так рисуется учителям теософии: «выдуманное чудовище с невежеством во хвосте» (Письма Махатм, 153), «демон мстительный, несправедливый, жестокий и тупой,.. небесный тиран, на которого христиане так щедро расточают свое раболепное обожание» (Письма Махатм, 57). «Христианский мир все еще поклоняется Богу в Дьяволе и Дьяволу в Боге» (Письма Махатм, 72). «Христос — учитель человечества. Сатанаил — экзаменатор… Христос и сатанаил связаны в одно целое… В эзотерической символике Христос и сатанаил изображаются как двуглавый змий» (Отари Кандауров, выступление в передаче «Оазис», показанной телеканалом «Российские университеты» 10 апреля 1994 г.). В свете оккультных воззрений и грехопадение Адама и Евы — величайшее и притом позитивное событие в истории человечества. Согласно христианским истинам — величайшая трагедия рода человеческого и всего сотворенного мира.

Наконец, нельзя не заметить и откровенно сатанинских «ноток» рериховского оккультизма. Христос говорит о том, что Он сражается с «князем мира сего»: «…ныне князь мира сего изгнан…» (Новый Завет, Ин.12.31). «Князь мира» — это перевод греческого слова «kosmokratores», то есть «владыка космоса». Но именно так называет себя духовный повелитель «Махатм».

Пантеизм Рерихов несовместим с персонализмом Библии. Понимание Христа как просто «Учителя» несогласуемо с учением самого Христа. Имморализм восточной мудрости не сможет найти места в христианской этике. Очевидно ведь, что христианин может войти в систему Рерихов лишь через отречение от того, что составляет самую суть христианства, лишь через духовное самоубийство, перестав быть христианином.

Определением архиерейского собора Русской Православной Церкви (2 декабря 1994 г.) засвидетельствовано, что «…язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Е. Блаватской, «Учение живой этики» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Сергий Радонежский рериховцем не был

В Новосибирске одно из ответвлений рериховского движения носит название «Духовный центр им. Сергия Радонежского». Они громогласно заявляют, что многие святые, такие как Сергий Радонежский, были истинными духовными людьми, светочами, преданными «Иерархии Света», посвященными в тайны оккультного учения. Но «забывается» при этом «учителями» и «махатмами», что святость Сергия Радонежского неотрывно связана с Православной Церковью и со святостью сотен других святых Церкви, забывают они, что Преподобный Сергий был православным монахом, который молился пред иконами личностному Богу, в Троице Единому, и в молитвенном покаянии и подвиге стяжал благодать Духа Святого, и что вдохновлял его на тяжелом монашеском пути пример сотен монахов, которые прошли этим узким путем в течение многих веков христианства до него, и своей жизнью, а еще более своей смертью засвидетельствовали истинность и богоугодность Православной Веры. Сергий Радонежский был рукоположен в сан священника, а значит был представителем того «темного ортодоксального» священства, против которого неоднократно восстают Рерихи. Не существует ни одного подлинного свидетельства о том, что Сергий Радонежский учил бы тому, что нет Бога единого в Трех Лицах, а есть закон кармы, что нет смысла каяться и молиться, что существуют перевоплощения, но нет ни рая, ни ада. Но точно известно, что учение Преподобного Сергия как пастыря Православной Церкви и наставника православных монахов ни в чем не противоречило ни догматам Православной Веры, ни тем более никейскому Символу Веры.

P.S. По просьбе читателей в следующих номерах мы продолжим рассказ о Рериховском движении.

Подготовил Александр Оконишников
Честное слово — 27.04.2011.

3. Лжеучение (прикреплённый файл):  Суеверие

Добавить комментарий