АВИЦЕННА Латинизированное имя Абу-Али ал Хосэйн бен Абдаллах Ибн Сина; персидский философ, родившийся в 980 г. н.э., хотя обычно упоминается как аравийский врач. Благодаря своим удивительным знаниям, он был прозван «Знаменитым», и был автором лучших и самых первых алхимических сочинений, известных в Европе. Как гласит легенда, ему подчинялись все Духи Стихий, и дальше она сообщает, что благодаря своему знанию Элексира Жизни он живет и поныне, как адепт, и обнаружит себя непосвященным в конце определенного цикла.

Источник: «Теософский словарь»

О назначении медицины

Здоровье сохранять – задача медицины,

Болезней суть понять и устранить причины.

Авиценна

Немного биографии.

avicenna  Свыше тысячи лет назад (около 980-1037) в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина. Непривычно длинное имя. И, конечно, более знакомо его латинизированное произношение – Авиценна.

Кто он, Авицена? Врачи говорят, что он – великий врач. Математики считают его известным астрономом и математиком. Литераторы добавляют, что Ибн Сина к тому же поэт и писатель. И это еще не все. Музыканты считают его теоретиком музыки, философы – великим мыслителем. И все они правы.

Авиценна – иранец по происхождению. Его биография, дошедшая до наших дней, написана им самим. Она включает в себя первые 30 лет жизни. Затем описывать жизненный путь Авиценны продолжил его ученик – ал-Джузджани. Первые навыки образования мальчик получил еще от своего отца – чиновника, принадлежавшего к исламистам. Способности ребенка оказались незаурядными, жажда к знаниям безгранична. К 10 годам он наизусть знал Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику, поэтику, литературу, историю).

Авиценна работал почти во всех областях знания. Он не только в совершенстве знал теорию, но и успешно применял свои знания на практике. В возрасте 17 лет Ибн Сина как врач пользовался такой славой, что был приглашен ко двору Нуха ибн Мансура, который долго болел, и придворные врачи ничем не могли ему помочь. Ибн Сина вылечил правителя. И в благодарность ему было позволено пользоваться дворцовой библиотекой, лучшей и богатейшей на всем Ближнем Востоке. Ему удалось невероятно расширить свои познания.

Но почему через 100 с небольшим лет после смерти Ибн Сины по приказу религиозных фанатиков сжигают его философские книги? А еще через несколько сотен лет, в 1593 в Европе печатают (сразу после Библии) четыре огромных тома «Канона врачебной науки».

Работая в области психологии, будучи материалистом, он впервые попытался связать деятельность отдельных частей мозга. Кроме других наук, Авиценна интересовался и ботаникой, потому что врачу необходимо разбираться в растениях, имеющих целебные свойства. Карл Линней, учитывая заслуги Ибн Сины в этой области науки, назвал его именем вечнозеленое тропическое растение Авиценния.

По данным ученых Авиценна написал более 450 трудов, из них до нас дошли около 240. Ибн Сина оставил огромное наследие: книги по медицине, логике, физике, математике и другим наукам. Труды Авиценны написанны в основном по-арабски и фарси. Они охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, мистику.

Одно из центральных мест в трудах Авиценны Ибн Сины занимает «Книга исцеления» («Китаб аш-шифа»). Это многотомник который включает в себя следующие науки — логику, математические науки, физику и метафизику. К основным философским трудам ученого относятся также «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» («Даниш-намэ»).

На арабском и таджикско персидском языках сохранился ряд поэтических и литературоведческих произведений Ибн Сины. Авиценна писал и прозаические литературно философские произведения. Многие из них известны нам – «Трактат о птице», «Живой, сын Бодрствующего», «Саламан и Ибсал», «Повесть о Юсуфе», а также труд по литературоведению «Об искусстве поэзии».

Среди трудов Авиценны по медицине наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел «Канон врачебной медицины».

Из книги «Канон врачебной науки»

Об определении понятия медицины

Я утверждаю: медицина – наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено. Кто нибудь, однако, может сказать: «Медицина разделяется на теорию и практику, а вы, говоря, что это наука, превратили всю медицину в теорию». На это мы отвечаем: говорится, что есть искусства теоретические и искусства практические, философия теоретическая и философия практическая; говорят также, что медицина бывает теоретическая и практическая, при этом в каждой части под словом «теоретическая» и «практическая» подразумеваются разные вещи, но нам сейчас нет нужды говорить о различиях, которые имеются в данном случае в виду где либо, кроме медицины.

Когда говорят, что в медицине есть нечто теоретическое и нечто практическое, то не следует думать, что воображают многие исследователи данного вопроса, будто этим хотят сказать, что одна часть медицины – познание, а другая часть – действие. Напротив, тебе должно знать, что под этим подразумевается нечто другое. А именно: каждая из двух частей медицины – не что иное, как наука, но одна из них – это наука об основах медицины, а другая – наука о том, как ее применять. Первой из этих частей присвоено название науки или теории, а второй – название практики. Под теорией медицины мы понимаем ту часть, которая учит только основным правилам и не входит в изложение сущности каких либо процедур. Так, например, в медицине говорят, что число разновидностей лихорадки – три, и что натур  существует, допустим, девять. А под практикой в медицине мы понимаем не [только физическое] действие и производство каких нибудь телодвижений, но и ту часть медицинской науки, обучение которой заключает полезный совет, и совет тот связан с изложением сущности какой либо процедуры. Так, например, в медицине говорится, что к горячим опухолям  следует вначале прикладывать что нибудь отвлекающее, охлаждающее и вскрывающее; потом, после этого отвлекающие средства смешиваются с мягчительными, а после того, как дойдет до опадания, ограничиваются мягчительными и разгоняющими лекарствами, но только не при опухолях, образовавшихся от дурных соков, выделяемых главенствующими органами.

Такое наставление сообщает тебе полезный совет, то есть изложение сущности некоей процедуры. Когда ты изучишь обе эти части, то приобретешь знания научные и знания практические, хотя бы ты сам никогда не практиковал.

Никто не вправе сказать: «Телу человека присущи три состояния: здоровье, болезнь и третье состояние – не здоровье и не болезнь, а ты ограничился двумя частями». Если тот, кто это говорит, подумает, то он, вероятно, не сочтет обязательным ни такого деления на три, ни упреков в том, что мы его опустили. К тому же, если это и необходимо, то наши слова «утрата здоровья» заключают в себе и болезнь и то третье состояние, которое назвали. К нему неприложим термин «здоровье», ибо здоровье – это способность или состояние, благодаря которому функции [органа], предназначенного для их выполнения, оказываются безупречными, но ему не подобает также и противоположный термин, если только не определять здоровье, как хочешь, обусловливая его ненужными условиями. Об этом не пререкаются с врачами, и врачи не такие люди, с которыми спорят о подобных вещах. Такие препирательства с врачами и с теми, кто с ними спорит, не приводят ни к чему полезному в медицине, а что касается познания истины в данном вопросе, то это относится к основам другой науки, то есть к основам науки логики. Там пусть и ищут истину.

О задачах медицины

Медицина рассматривает тело человека, поскольку оно здорово или утрачивает здоровье. Познание всякой вещи, если оно возникает, достигается и бывает совершенным через познание ее причин, если они имеются; поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезни. Причины эти бывают явные, а бывают и скрытые, постигаемые не чувством, а умозаключением на основании акциденций; поэтому в медицине необходимо также знать и акциденции, которые имеют место при здоровье и при болезни. В истинных науках  изъяснено, что познание вещи приобретается через познание ее причин и начал, если они ей присуди, а если их нет, то через познание ее акциденций и обязательных существенных признаков.

Причины, однако, бывают четырех разновидностей – материальные, действенные, формальные и конечные. Материальные причины это заложенные [в теле] основы, в которых существует здоровье и болезнь. Ближайшая основа – орган или пневма, более отдаленная основа – соки,  еще более отдаленная – элементы. Эти две [последние] основы [различаются], смотря по сочетанию, хотя при сочетании имеет место также и превращение. Все то, что устроено таким образом, стремится при сочетании и превращении к некоему единству; в данном положении единством, связанным с этим множеством, является либо натура, либо определенная форма. Что касается натуры, то она [возникает] по превращению, определенная же форма [возникает] по сочетанию.

Действенные причины – это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным. Таковы [состояния] воздуха и то, что с ними связано; еда, вода, напитки и то, что с ними связано; опорожнение, запор, страна, жилище и то, что с ними связано, телесные и душевные движения и покой. К этим же [причинам относятся] сон, бодрствование, переход из одного возраста в другой, различия по возрасту, полу, ремеслу, привычкам, а также то, что происходит с человеческим телом и соприкасается с ним – либо не противоречащее природе, либо находящееся в противоречии с природой.

Формальные причины – это натуры и возникающие после них силы, а также сочетания.

Что же касается конечных причин, то это действия. В познание действий неизбежно входит познание сил, а также познание пневмы, несущей силы, как мы это изъясним в дальнейшем.

Таково содержание врачебной науки, поскольку она исследует тело человека – как оно бывает здоровым и как болеет. Однако, с точки зрения конечной цели этого исследования, то есть сохранения здоровья и прекращения болезни, у [медицины] должны быть также и другие предметы; соответственно средствам и орудиям, [применяемым] при этих двух состояниях. Средствами здесь являются целесообразное пользование едой и напитками, правильный выбор воздуха, определение меры покоя и движения, лечение лекарствами и лечение рукой.  Все это у врачей [применяется] в соответствии с тремя разновидностями [людей]: здоровых, больных и средних,  о [средних] мы еще будем говорить и скажем, почему можно считать, что они стоят между двумя группами, которые в действительности не связаны никаким посредствующим звеном.

И вот [теперь, когда] мы привели эти объяснения по отдельности, в совокупности у нас получилось, что медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы с их естественными, животными и душевными силами, действия и состояния тела – здоровье, болезнь и среднее состояние, а также причины этих состояний: кушанья, напитки, воздух, воду, страну, жилище, опорожнение, запор, ремесло, привычки, движения и покой тела и души, возраст, пол, те необычные события, которые случаются с телом, разумный режим в еде и напитках, выбор [подходящего] воздуха, выбор  движения и покоя, а также лечение лекарствами и действия рукой, ведущие к сохранению здоровья, и терапию каждой болезни по отдельности.

Некоторые из этих вещей [врачу] следует, поскольку он врач, представлять себе только по существу, научным представлением, и подтверждать их существование тем, что это вещи общепризнанные, принятые знатоками науки о природе; другие же он обязан доказывать в своем искусстве. Говоря о тех из них, что подобны аксиомам, врач должен утверждать их существование безусловно, ибо начала частных наук бесспорны и они доказываются и поясняются в других науках, стоящих впереди них; так идет все далее и далее до тех пор, пока начала всех наук не поднимутся до первой мудрости, которую называют наукой метафизики. Когда кто нибудь из притязающих на звание врача начинает и пускается рассуждать, доказывая существование элементов, натур и того, что за ними следует и является предметом науки о природе, он совершает ошибку, так как вводит в искусство медицины то, что не принадлежит к искусству медицины. Ошибается он и в том отношении, что полагает, будто что то такое пояснил, тогда как он совершенно не пояснил этого.

Вещи, которые врач должен представлять себе только по сущности, безусловно утверждая существование тех из них, бытие коих не очевидно, сводятся к следующей совокупности: что элементы существуют и их столько то; что натуры существуют, их столько то и они представляют собой то то и то то; что соки тоже существуют, представляют собой то то и то то и их столько то; что пневмы существуют, их столько то и они помещаются там то; что изменение и неизменность всегда имеют причину; что причин столько то. А органы и их полезные функции врач должен познавать при помощи внешних чувств и анатомии.

Что же касается тех вещей, которые врач обязан и представлять себе, и доказывать, то это болезни, их частные причины, их признаки, а также и то, как прекращать заболевание и сохранять здоровье. Врач обязан дать доказательства [существования] тех из этих вещей, которые существуют скрыто, во всей подробности, указывая их величину и периодичность.

Гален, когда старался обосновать логическими доказательствами первую часть медицины, предпочитал подходить к этому не с точки зрения врача, а с точки зрения философа, рассуждающего об естественной науке. Точно так же и законовед, стараясь обосновать, почему «необходимо следовать единогласному решению [авторитетов], может это сделать не в качестве законоведа, а в качестве богослова. Впрочем, если врач, поскольку он врач, и законовед, поскольку он законовед, не в состоянии решительно доказать [свои положения], то при этом получится порочный круг.

 

   УРДЖУЗА — поэма о медицине.

    Простые лекарства, которые согревают, но не очищают

    Лекарства, что тепло рождать способны,

    Я изучил. Вот список их подробный:

    Смола древесная, крапива, дрок,

    Мальнянка, горечавка и чеснок,

    Смола, иклил, сумбул, аир, нанхан

    И нашатырный гумми и гальбан,

    Нефть, редька и цейлонская корица,

    Петрушка, амбра, фенхель и горчица,

    Лишайник, ладан, сера, кердамон,

    Тростник, татарник, деготь, анемон,

    Венерин волос, каперсы, фисташка,

    Марена, клещевина и ромашка,

    Полынь, ингелла, костус, тмин, кумин,

    Саътар, кубаба, клевер, ланолин,

    Копытень, черный перец, стебель мятный,

    Укроп, корица, ситник ароматный,

    С ферулою вонючей майоран,

    Сагапен, длинный перец и тимьян,

    Анис, имбирь, плод магалебской вишни,

    Столетник (в этом списке он не лишний),

    Галанга, мирра, шандра, локк, пион,

    Лавр, безавард, сафлор и слюногон.

 

Из книги «Урджуза — поэма о медицине».

Вступление

Во имя милосердного творца,

Создателя начала и конца,

Предвечного, единого, живого.

Всебытия, пространства мирового,

Что озаряет дивным светом разум,

Сокрытое дает увидеть глазом.

Вершился быстротечной жизни бег,

Обрел и мысль и чувства человек.

Ему из тайн в туманном мирозданье

Сквозь ощущенья открывалось знанье.

Огонь священный в сердце не потух,

Пылает разум, обновляя дух.

Как человек в своем строенье чуден:

Без счета черт живым присуще людям.

У каждого – свое дыханье, чувство,

И в том творца премудрое искусство.

Тот в жизни наивысшего достиг,

Кто был душой воистину велик.

От зверя человек своим обличьем,

Уменьем рук и языком отличен.

Те из людей восславлены в народе,

Что благородны по своей природе.

Всегда ступая праведным путей,

Себе находят утешенье в том.

Поэты словом управляют смело,

Врачи – те правят, исцеляя тело.

Волнует души первых краснорезье,

И преданность вторых болезни лечит.

Так пусть же удостоится вниманья

Поэма о науке врачеванья.

Теперь в стихах я изложу для вас,

Что изучил и применял не раз.

 

О назначении медицины

Здоровье сохранять – задача медицины,

Болезней суть понять и устранить причины.

 

Разделы медицины

Теория и практика – основа,

В теории есть три заглавных слова.

Семь факторов,  природой данных, есть,

А к ним еще необходимых шесть.

Зависимы три вещи друг от друга:

Теченье, проявленье, вид недуга.

А в практике все так разделено:

Хирургом исцеляется одно,

Подчинено другое терапевту:

Лекарство назначать или диету.

 

О естественных компонентах и элементах природы

Все, что природа накопить сумела,

Незримо входит и в природу тела.

Земля и воздух, – прав был Гиппократ, –

Вода, огонь – сей составляют ряд.

В любом из нас стихии те четыре.

Круговорот их вечен в этом мире.

Избыток иль нехватка лишь одной

Грозят больному тяжкою бедой.

 

О силах души

Есть девять сил души, как ни считать,

Из них даны для ощущений пять:

Вкус, осязанье, зрение и слух

И обонянье – человека дух.

Есть сила – в мускулах заключена,

Суставы движет яростно она.

Есть сила, что, как в зеркале порой,

В сознании хранит видений рой.

Есть сила, что толкает мысль вперед,

И та, с чем память вещая живет.

 

http://adonay-forum.com/duhovnoe_tselitelstvo/avitsenna_abu_ali_ibn_sina_-_avtoritet_istinyi/?wap2

 

Добавить комментарий