«Часы счастья» – так называем ту степень развития сознания, когда, не удаляясь от жизни, Наши люди получают возможность присоединиться к Нам в Нашем Месте. Но почему никто из этих избранных не воспользовался этой возможностью немедленно? Но, если развитие сознания представляется вратами к Нам, то то же самое сознание указывает не покинуть Наши дела в час нужды. Самоотверженность растёт из сознания, и защита Нашего дома светит, как камень спасения. Развитие сознания даёт понимание соотношения законов жизни и уявляет помощь сознаниям сотрудников. Но Наша забота, чтоб Наши избранные даже телесно  не  слишком  отдалялись  от  Наших  Гор. Не следует понимать, что недостаток преданности удерживает Наших собратьев временно от Нашего Места; наоборот, именно преданность заставляет  их  отлагать  удобства  и  свою  радость. Нужно помнить, что несказанно мало развитых сознаний, потому берегите каждое сознание, даже при многих недостатках. Соизмеримость недостатков с достоинством принадлежит восходящему  сознанию.

(Учение Живой Этики — Агни Йога, 338)

Ступеньки в небо«Друзья! Четыре камня положите в основание действий ваших.

 Первый – почитание Иерархии. Второй – сознание единения. Третий – сознание соизмеримости. Четвертый – применение канона «Господом твоим».

 Для утверждения первого – призовите всю любовь вашу. Припомните из детства вашего лучшие улыбки, самые яркие лучи Солнца и первую песнь птиц за окном.

 Для второго – облекитесь в оружие дня, достаньте доспехи ваших действий и освежите восприятие глотком трезвой воды.

 Для третьего – выберите в вашей рабочей комнате самую высшую и отвесную линию и назовите ее размером Плана. Все недовольства, раздражения и утомления прикладывайте мысленно к размеру мирового Плана и, сравнивая, не найдете даже малейшего места для призрачных настроений.

 Для четвертого – представьте себе всю бесконечность звездного мира. Поистине, у Отца много домов. Который из них запятнаем? Вспоминая данный канон, представьте, как из запертого дома выходите на свет. Так придет к вам все, в чем нуждаетесь.

 Начертайте на первом камне – голубя. На втором – воина. На третьем – колонну. На четвертом – Солнце».

 «Листы сада М. 1925 (Озарение), 2.9.9″

Без врожденного стремления к качеству нельзя овладеть чувством совершенствования (Аум, 240)

Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. (Лев Николаевич Толстой)

Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный — в других. (Конфуций (Кун-Цзы))

Никогда не делайте того, что не является вашим долгом, то есть не делайте ненужные дела. Прежде чем что-либо делать, подумайте, является ли это вашим долгом.
Никогда не говорите ненужных слов. Прежде чем произнести их, подумайте о возможных последствиях.
Никогда не позволяйте себе нарушать свои принципы, уступая давлению окружающих.
Никогда не позволяйте ненужным или пустым мыслям занимать ваш ум. Это легче сказать, чем сделать. Вы не можете в одно мгновение сделать ваш ум чистым. Потому вначале старайтесь пресечь дурные или праздные мысли, устремляя ум к разбору своих ошибок или к созерцанию Совершенных.

(Е.П.Блаватская «Некоторые указания для каждодневного пользования»)

ТАКТ.

Такт есть интуиция по отношению к другим. Чаще проявляется интуиция по отношению к себе, то есть человек чувствует, как ему нужно в данный момент поступить, чтобы ему было хорошо. Известен деловой «нюх» людей, отдавших своё сердце деньгам. Известны особые способности властолюбца добиваться власти и почёта. Устремления человека дают направление развитию его способностей. Значительно реже встречается в людях такт, это чарующее качество, так привлекающее всех. Для того чтобы зародить и воспитать в себе это чувство, необходимо отрешение от себя, перенос своего сознания в сознание другого человека. Только тогда можно почувствовать, как целесообразнее, то есть полезнее и приятнее для другого, следует поступить в том или ином случае. Тактичный человек прежде всего сообразуется с интересами и чувствами другого, не думая о себе. Ставя интересы других на первый план и стремясь помочь, облегчить, обрадовать других, он постепенно вырабатывает ту высокую интуицию, которая безошибочно ведёт его по сложным лабиринтам человеческой жизни и психологии и указывает, как поступить. Искусство творить отношения между людьми является продуктом такта; искусство завязывать лишь для себя отношения с нужными людьми, отстраняя «соперников», — продукт корыстолюбия.

Самость и самоотверженность — две основы человеческих действий. Такт рождается от самоотречения, и девиз его: «Пусть другим будет хорошо».

24 декабря 1944 г.

(Н.Д. Спирина. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВ. Том 1. Отблески: 1944-1993)

ИЗ ПИСЬМА Е.И.РЕРИХ — Е.П.ИНГЕ

 …Ваша скорбь есть скорбь Мировая. Земля страстно больна утратою Ведущего Начала Добра и Любви. Люди утратили любовь к ближнему, утратили любовь к труду созидающему и к совершенствованию во всей красоте космического бытия и гибнут сейчас в злобе, ненависти и разврате, золотом покрытом, но золото не скроет и не исцелит язвы смердящие.

 Среди людей Вы чувствуете себя одинокой. Но одиночество при росте сознания неизбежно, хотя, на самом деле, оно лишь кажущееся. Мы окружены космическими воздействиями и страстно отвечаем на них. Не ведая, откуда эти посылки, иногда благие, но чаще отягощающие нас, мы принимаем их и, углубляя наши чувствования, строим соответственно наши настроения. Но необходимо научиться распознавать эти касания и посылки путем наблюдений и размышления над причинами неожиданного настроения. Нужно уметь владеть своими настроениями и не позволять себе быть ведомым случайным касанием пролетевшей вражеской стрелы. Стрелы эти нужно различать, так же как и ползущие и несущиеся слухи.

 Вас смущает кажущееся противоречие в приведенных Вами положениях из Учения? Но никакого противоречия нет, но, как всегда, необходимо во всем соблюдать равновесие, или «золотую середину». Человек является символом равновесия: ноги его на земле, но голова – над землею. Необходимо сохранить это равновесие, иначе голова притянется к земле, и он обратится в борова, который не может поднять головы и взглянуть вверх.

 Люди, погружаясь чрезмерно в преходящее земное, яро утрачивают притяжение к Ведущему Началу и к страстному совершенствованию своего внутреннего существа, которое ближе к надземному существованию, и для него необходимы новые накопления и знания о нашей следующей ступени в космическом бытии. Итак, нужно уметь смотреть вверх. Но и ноги необходимы именно на земле, ибо без земного притяжения мы не сможем напитать наше внутреннее существо новыми сильными земными энергиями, которые, будучи трансмутированы на внутреннем огне нашего духовного устремления, способствуют новому мощному насыщению внутреннего существа нашего, иначе говоря, напитывают тонкое тело очищенными энергиями для подъема и продвижения на духовном плане.

 Конечно, часто новые земные энергии, определенно отрицательные, отягощают не только наше физическое тело, но еще больше наше низшее тонкое тело, и тогда вместо трансмутации и подъема получается новое погружение во тьму регресса, или закрепощение в новые тяжкие земные оковы при следующей смене тела.

 Равновесие, соизмеримость и соответствие – необходимые начала, без которых почти невозможно продвигаться не только в духовном, но и в земном проявлении.

 Так, Родная, оявитесь на большой твердости духа. Дайте Вашему духу твердость кедра и храните страстное несокрушимое доверие к Ведущему Началу Блага. Не забудем и великую терпимость. Ключом терпимости можно много дверей открыть. (…)

 (20.11.1951 г.)

Из работ Е.И. Рерих (о самосовершенствовании)

Последователи Учения Живой Этики должны направлять все свои усилия на своё самосовершенствование и на каждодневный самоотверженный труд на пользу эволюции.

 Учение предполагает самоотверженное самосовершенствование.

 В письмах Е.И. Рерих можно найти огромный материал, касающийся процесса самосовершенствования. Она отмечает, что духовное самосовершенствование должно быть целенаправленным, постоянным и естественным процессом без использования каких-либо искусственных приёмов типа употребления биохимических препаратов, манипуляций с дыханием или физических упражнений хатха-йоги.

 Главные усилия должны быть направлены на формирование в себе высоких морально-духовных качеств и черт характера и искоренение своих недостатков. Дело в том, что положительные или отрицательные качества характера человека представляют собой соответственно позитивные или негативные энергии, кристаллизованные в его ауре. В процессе самосовершенствования через изменение сознания меняется и аура человека. Накопленная таким образом высокая психическая энергия становится неотъемлемым достижением человека и не уничтожается после его смерти. Поэтому духовная эволюция сознания считается в Учении Живой Этики самой важной жизненной задачей человека. Причём личное самосовершенствование поднимает и общественное сознание, которое меняется через пространственное влияние мыслей тех, кто встал на этот благородный путь.

 Самосовершенствование требует полной самоотверженности и отказа от самости (эгоизма). Елена Ивановна пишет, что Учение — это «суровое распятие самости и напряжённая трансмутация низших качеств в тончайшие огни. <…> Учение знает лишь суровые и прекрасные цветы самоотверженности. Кому нужны сахарные орешки, тому лучше не прикасаться к огненным яствам, приготовленным для идущих в самоотверженности» [12, т. I, с. 109].

 «Потому пусть все приближающиеся к Учению отдадут себе суровый отчёт, насколько изменились их привычки после ознакомления с Учением. И что стало с их предрассудками, не на словах, но в жизни. <…>

 Можно также посоветовать, чтобы каждый отметил своё наихудшее качество и немедленно приступил к искоренению его, для того пусть ежедневно отмечает, что было сделано им в этом направлении. Пусть сначала борется с одним недостатком, ибо не так легко наблюдать за собою» [12, т. I, с. 204].

 «Также нужно знать, что при касании к Учению и к Великому Белому Братству под воздействием непреложных оккультных законов истинная сущность наша выявляется гораздо быстрее, наружу выступают такие качества, которые иначе остались бы дремлющими в нас, может быть, до следующих воплощений. <…>

 Например, если человек в силу атавизма или же кармического наследства тщеславен, или чувственен, или самомнителен, то все эти пороки неминуемо выявятся в нём, даже если ему удавалось до сих пор успешно скрывать и подавлять их. Они выступят неудержимо, и ему придётся бороться с ними во сто раз сильнее, чем раньше, прежде чем ему удастся искоренить в себе подобные наклонности. С другой стороны, если он добр, великодушен, целомудрен и воздержан или же имеет какие-либо добродетели, до сих пор находившиеся в нём в скрытом или спящем состоянии, они гак же неудержимо проявятся, как и всё остальное» [12, т. III, с. 337].

 Говоря о самоусовершенствовании, Е.И. Рерих указывает качества духа, которые прежде всего надо развивать в себе. Это сила воли, моральная чистота, честность, терпимость, альтруизм, бесстрашие, мужество, стойкость, спокойствие, правдивость, терпение, самоотверженность и отказ от стяжательства, доверие и верность, устремление, преданность, любовь к Учителю, энтузиазм, распознавание, радость Бытия. Об этих качествах Е.И. Рерих не раз писала в своих письмах. Приведём примеры.

 «Без мужества нет и духовности. Недаром всюду во всех Учениях и в словах Христа в основу полагалось именно мужество. Не говорил ли Христос, что он принёс Меч, именно Меч Духа или Мужество. Разве Преподобный Сергий не воспитывал и не закалял русский дух в суровости и мужестве?» [12, т. III, с. 160].

 «Терпение заключает в себе великое знание или, вернее, великое знание рождает и великое терпение. Мудрый знает, что всё должно прийти в срок, нельзя ускорить космические сочетания. Давно сказано, что самый великий человек тот, кто наиболее терпелив. Думая чаще о Беспредельности, научаемся понимать и великое терпение, которое должно лежать в основании каждого строительства.

 Кроме того, имея перед глазами героический пример неистощимого терпения Великих Учителей, неисчислимыми тысячелетиями трудящихся на благо и спасение человечества, которое в невежестве своём всячески препятствует и разрушает их труды, легче становится переносить наши невзгоды и затруднения» [12, т. VI, с. 98].

 К отрицательным качествам духа и характера, согласно Учению, относятся: уныние, самомнение, эгоизм (самость), сомнение, страх, грубость во взаимоотношениях, лесть, малодушие, мстительность, властолюбие, себялюбие, подозрительность, легкомыслие, предубеждённость, беспринципность, раздражение, осуждение, недовольство, суетливость и другие.

 Говоря об отрицательных качествах, Е.И. Рерих подчеркивает, что каждый недостаток может быть трансмутирован (преобразован) в положительное качество, так как каждый недостаток имеет свой противоположный полюс. Отмечая свои недостатки, надо найти положительный антипод каждого, утвердить его в сознании и затем, утвердить в делах жизни каждого дня. Таким образом, недостатки в себе должны терпеливо искореняться путём осознания их пагубности и устремлением к замене (трансмутации) отрицательного качества противоположном ему по сущности своей положительным качеством.

 Рассмотрим некоторые негативные качества и их позитивные противоположности в освещении их Е.И. Рерих. Самость (эгоизм) Е.И. Рерих называла самым свирепым бичом человечества. Пока самость не изжита, человек не может духовно продвигаться, даже если другие достижения его велики. Завышенная самооценка и жажда утверждения авторитета являются главным препятствием на пути роста духа.

 Самость влечёт за собой самомнение, себялюбие, обидчивость, раздражение, властолюбие. Елена Ивановна отмечала недопустимость стремления к властвованию. Властолюбие — антипод истинного водительства и порождение тьмы. Елена Ивановна пишет: «Властвование вульгарно, потому так много стремящихся к нему. <…> Самомнение и властвование неделимы, и их порождение — духовное обнищание — приводит к разрушению» [12, т. I, с. 102]. Антиподами самости и её порождений являются любовь к людям, любовь к Учителю Света, самоотверженность.

 Сомнение, страх и уныние Елена Ивановна также считала большими препятствиями на пути духовного продвижения. По поводу уныния она писала, что это самое бездарное состояние ума, которое обессиливает и окутывает сознание недостойными сомнениями.

 Сомнение же является самым губительным состоянием духа. Нужно укреплять дух в твёрдости, мужестве, терпении и радости бытия.

 Одним из самых больших препятствий на пути продвижения является грубость, как в словах, так и в поступках. Елена Ивановна пишет, что «грубость должна быть изжита прежде всего, ибо даже при многих других достижениях, но при наличии грубости, дух должен будет пройти через мучительное очищение» [12, т. II, с. 117-118]. Антипод грубости — утончённость, что выражается в вежливом, уважительном отношении к людям.

 Е.И. Рерих пишет и о борьбе с другими отрицательными качествами духа, такими, как лесть, малодушие, мстительность. Ничто так не унижает и не губит человека, как звучание на лесть, любящий лесть — это обычно вчерашний раб. Такие люди всегда подкупны. Антиподом лести является искренность в отношении к человеку, желание помочь ему в искоренении его недостатков и принятии правильных решений в поступках.

 Малодушие тоже есть рабство духа и презрение к высшему. В Учении сказано, что малодушие и самообольщение — сестры тьмы. Антипод малодушия — мужество, самообольщения — критическое отношение к себе и своим поступкам. О чувстве мести Е.И. Рерих пишет так: «Именно, первое основание каждого светлого Учения есть искоренение всякой возможности чувства мести» [12, т. IV, с. б]. Антипод мстительности — умение прощать проступки и ошибки других людей.

 Работая над собой, человек может преодолеть все свои недостатки. По словам Е.И. Рерих, «всё открыто, всё доступно, но войти и взять мы можем лишь сами. И первые условия для достижения — честность, мужество, бесстрашие, ничем не сломимое устремление, великое терпение и признательность за каждую кроху» [12, т. IV, с. 8].

Очень важно при самосовершенствовании правильное понимание значения Иерархии Света и роли Учителя в этом процессе.

 Чтобы выбрать Учителя, необходимо решить в глубине своего сердца, который из Учителей Света ближе. Это может быть кто-то из известных духовных подвижников, святых, или же из Великих Основателей религий, таких как Христос. Выбрав Руководителя, нужно мысленно и сердечно отдать себя всецело этому высокому Руководству. Елена Ивановна пишет: «Возможно, что такой начинающий нескоро услышит и получит Весть от Избранного им Великого Учителя. Но он не должен отчаиваться, он должен найти в себе всё терпение, всё мужество и, несмотря на полное молчание Великого Учителя, продолжать устремляться и работать над своим усовершенствованием, прилагая свои способности на Общее Благо» [12, т. II, с. 326].

 Вопрос выбора Учителя, как отмечала Е.И. Рерих, не такой сложный, как может показаться, так как Учитель, который ближе по карме, посылает определённым образом весть или Учение тому, кто связан кармически с Ним или с Его ближайшими Доверенными. Такой вестью в наше время чаще всего являются книги, дошедшие до человека через каких-то людей, или даже объявление, что где-то продаются эти книги, или приглашение в сообщество, где Учение изучается.

 Важно почувствовать Учение и Учителя сердцем и не бросаться на поиск других Учений и другого Учителя.

 Необходимо также отметить, что процесс установления духовной связи с Учителем менее всего напоминает так распространённые в наше время контактёрские опыты. Не следует считать, что признаком связи непременно должны быть яснослышание или телепатическое общение. Многие люди, обладающие медиумическими способностями, действительно могут слышать существ Тонкого Мира, но это не голоса Учителей, а чаще всего сообщения довольно низких существ астрального мира, могущих стать одержателями для откликнувшихся на них. В наше время немало и лжеучителей, выдающих себя за Великих Учителей Братства Света.

 Признаком установления духовной связи с Руководителем является ускоренное духовно-нравственное развитие человека, очищение, облагораживание его внутреннего существа, избавление от моральных несовершенств и недостатков, раскрытие творческого потенциала, развитие чувствознания.

Самосовершенствование

Самоусовершенствование является труднейшим подвигом.

Самоусовершенствование, прежде всего, заключается в сознании проявления духовности.

Кто не хочет самоусовершенствования, тот не будет мыслить в планетном масштабе.

Свобода выбора, просвещение, самоусовершенствование есть путь Огня.

Самоусовершенствование  есть   Свет.   Самоуслаждение  есть  тьма.

Самоусовершенствование может быть лишь в утончении сознания, которое захочет иметь вокруг себя явления достойные.

Усовершенствование сознания будет заключать в себе прочие виды улучшения.

Верить не хотят люди, что их внутренняя лаборатория имеет косми­ческое значение.

Ничто живое не нуждается в успокоении, а наоборот, живет вечным пульсом усовершенствования.

Усовершенствование своего Я для других — достойное решение. Привычки не более, как гниение жизни.

Где можно, лучше заменить понятие соревнования самоусовершен­ствованием.

Можно идти, зная цель, но считать число камней, на которые ступала драгоценная нога, будет шагом гуся.

Спокойствие йога есть напряжение океанской волны.

О щите йога мечтают многие, но ковать меч им скучно. Умение разить не придет от чужого меча.

Йога есть оздоровление планеты. Нужно поторопиться, чтобы приз­нать значение усовершенствования духовного.

Мечты не знаки безграмотности, но отличия утонченных душ.

Мечта — ведущие и возносящие крылья нашего возрождения и усо­вершенствования.

Нельзя ни в чем насиловать волю людей… Потому не утруждайте ни­кого наставлениями.

Люди усовершенствуются… сами.

Железо ржавеет. Даже сталь разъедается и распадается, если ее не обновлять живительно.

Так и мозг человеческий костенеет, если не дадите ему совершенствоваться неутомимо.

Вера и верность приходят в трезвости.

Нельзя признать усовершенствованием механическое явление под­робностей обихода.

Изменить кругозор самое трудное.

Малому рык страшен, великому зубы только смешны.

«Пусть вверху и внизу работают для меня» — так говорит человек, забывший о самоусовершенствовании.

Самообладание есть очень сложное качество. Оно состоит из мужест­ва, терпения и сострадания. Но мужество не должно переходить в гнев, сострадание не должно граничить с истерией и терпение не должно быть ипокритством.                                                  у

Темнота допущена лишь во время сна. Но поистине не для сна че­ловечество пытается совершенствовать себя уже миллионы лет…

Обиженность порождает тупость.

Спящие не выносят света.

Самообразование есть явление синтеза.

В опасных проливах корабли идут по одиночке.

При развитом зрении видятся многие вещи.

Смелый глаз не затемнится.

Как не можно мыслить о дальних мирах, убоявшись даже зем­ных высот.

Нет вершин без пропастей.

Огонь на себя.

Успех усовершенствования начинается от самоусовершенствования.