phoca_thumb_l_nicholas-roerich-181Н.К. Рерих. Чудо. Серия «Мессия». 1923 г.

Местонахождение картины: Государственный музей Востока, Москва.

Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. XII. Тибет (1927-1928).
…На Чантанге славословят Гессер-хана и толкуют о заповедных границах Шамбалы. На Брамарутре знают об Ашрамах Махатм и помнят чудесных Азаров. Евреи ждут у моста Мессию. Мусульмане ожидают Мунтазара. В Исфагане белый конь уже оседлан. Христиане Св. Фомы чают пришествие и носят на себе тайные знаки. Индусы знают Калки Аватара. И китайцы на Новый год зажигают огни перед изображением Гессер-хана — Владыки Мира. Ригден-Джапо, Владыка, несется над пустынями, держит свой сужденный путь на Восток. Кто-то незрячий скажет: «Так ли все это? Нет ли здесь преувеличения? Не приняты ли отрывки пережитков за верования будущего?»
Значит, вопрошающий никогда не был на Востоке. Если вы были в этих местах, если вы прошли многие тысячи миль, если вы сами говорили со многими народами, то вы знаете всю жизненность этих устремлений. Вы поймете, отчего об этих священных понятиях говорят в тиши вечера, наедине, тихим задумчивым говором; отчего замолчат при каждом новом пришедшем. Если же скажете, что при госте можно продолжить беседу, то ваши слова встретят с поклоном. И получаете молчаливый, полный значения поклон не вы, но Сам Великий Майтрейя.

Рерих Н.К. Сердце Азии / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
Хорошо известны палестинские устремления к Мессии. Известны ожидания великого пришествия у Моста Миров. Народ знает и белого коня, и огненный меч, как хвост кометы, и сияющий лик Великого Всадника. Ученые раввины и знатоки каббалы, распространенны е по Палестине, Сирии, Персии и по всему Ирану, скажут вам многое замечательное по этому вопросу.
Мусульмане Персии, Аравии, Туркестана торжественно хранят легенду о Мунтазаре, который в ближайшем будущем положит основание новой эре. Правда, многие муллы, когда вы скажете о Мунтазаре, начнут резко отрицать это, но если вы будете утверждать и, главное, покажете знание вопроса, они переглянутся, улыбнутся и отложат свои отрицания. Даже скажут много значительных подробностей. Они скажут, что в Исфагане стоит белый конь, уже оседланный для великого Пришествия, а в Мекке уже приготовлен саркофаг для будущего Пророка Правды.
Высокие ученые японцы открыто говорят о грядущем Аватаре. Образованные брамины, почерпая мудрость из Вишну Пурана и Деви Бхагавата Пурана, скажут прекрасные тексты о Калки Аватаре. И прибавят, что эта новая эра в отличие от прошлых, должна наступить стремительно.

Рерих Н.К. Майтрейя / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.
Через мост придет Мессия. Каббалисты знают этот объединяющий символ. На белом коне Всадник Великий и комета, как меч Света в деснице Его. Говорит знатный Абиссинец: «И у нас есть старинная легенда. Когда Спаситель Мира придет, Он пройдет по каменному мосту. И семеро знают о приходе Его. И когда они увидят Свет, они припадут к земле и поклонятся Свету».
Разве случайно пришествие Мессии должно произойти через мост? Какой же символ ближе всего мысли об единении, о воссоединении? Уже не по-восточному сидит Майтрейя, но по-западному, со спущенными ногами, готовый к пришествию. «Время сокращено есть». «Воистину не было еще времени, сокращеннее нашего!» «Сгущенно время». «Коротко время», «Узко время», на разных языках восклицают народы, трепеща от предчувствия, собирая вокруг чаяния своего лучшие символы. Без слов скажут, глазами укажут, как устремляется дух их к Тому Великому, которое предчувствовано всеми страданиями, всеми кострами, всем шепотом непонятого сердца. В чем и сознаться даже себе страшно, к мечте прекраснейшей открыт дух народный. И нет затемнения такого, которое бы пересекло путь в будущее, где исправится молитва, настанет мир и возвеселится дух радостью, не теперешнею, ликованием светлого завтра.

Кейланг.
24 августа 1931 г.

Рерих Н.К. Живая Мудрость (Ассоциации Спинозы при Обществе имени Рериха) / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.
Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света. Вы знаете, какое глубокое значение в священных Учениях соединяется с символом Моста. Через этот Мост придет Вышний во Славе!

Гималаи. 26 января 1931 г.

Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. 7-8.01.1923.
…Придя домой, он (Н.К. Рерих. Сост.) решил, что на одной картине напишет мост и сияние, идущее по другую сторону моста, и людей, повергшихся ниц перед мостом… (…)
Н.К. сделал набросок этой картины. Вечером у Рерихов Нуця (М.М. Лихтман, один из американских сотрудников Н.К. Рериха. Сост.), который пришел раньше нас всех, увидел набросок… Он вспомнил очень известную легенду, которую знал с детства, о том, что, когда придет Мессия, Он придет по мосту и все люди его встретят; то есть сюжет Н.К. буквален, только Н.К. не знал, что это относится к Мессии, когда рисовал набросок.

Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск: Звезды Гор, 2009.
109. Психология восточного человека, преданного высшим понятиям, его сердечная вера выражены в картине «Чудо. Явление Мессии» — семь фигур в белых одеяниях, склонившись в великом благоговении, ожидают пришествия мирового Учителя. Он еще не видим за каменным мостом, но чудесный свет Его ауры, сияющий как солнце, восходит над темным склоном. Это чудо — пробуждение и преображение сознания.

Брэгдон К. Предисловие / Рерих Н.К. Алтай — Гималаи.
Символизм Рериха, как я говорю, не нуждается в толковом словаре, обладая свойствами открытости и универсальности . Пример его общего метода — картина «Чудо» из серии, названной «Мессия». На ней изображена титаническая долина, напоминающая Большой каньон; мир первобытный, застывший; россыпи скал, без видимой флоры и фауны. На переднем плане выделяется естественный мост, и по этому мосту проходит дорога. На ближней стороне моста несколько человеческих фигур, распростёршихся ниц перед чудом великого сияния, идущего из-за моста, — чьего-то сверхъестествен ного присутствия, чья фигура пока невидима. Это простая, естественная символика, допускающая, вероятно, разные толкования, но ни одно из них не противоречит другому. С объективной точки зрения, эта картина — простая инсценировка ожидания мессии, столь широко распространённо го в наши дни, и она подаёт целительную надежду, что хотя его присутствие и не зримо — аура его проясняет тьму, его воздействие уже ощутимо. С субъективной точки зрения, оголённая долина может символизировать состояние души после испытаний и очищений; дорога — «узкий древний путь» к освобождению и совершенству; мост — ту ступень этого пути, на которой совершается переход от низшего сознания к высшему; распростёртые фигуры — те «качества», которые должны быть высвобождены и «перевезены», охваченные благоговением перед чудом ощущаемого приближения «золотого существа», несущего избавление от рабства путём очищения внутреннего зрения.
Но огромным достоинством этой картины, при всём её глубоком смысле (а также и других картин этого рода), является красота её красок и композиции. Мистик и метафизик в Рерихе никогда не подавляют художника, и в результате, когда он позволяет себе пользоваться символами, он по-прежнему остаётся лириком, а не литератором: его картины — не проповеди, но песни. «Чудо», несмотря на то, что оно несёт в себе послание, в гораздо меньшей степени есть нравоучение, нежели наслаждение для зрения, обладая пространственны ми ритмами и цветовыми гармониями, такими же прекрасными и утончёнными, как на бесценных старинных жёлтых китайских коврах. «Рассказ» присутствует, но конечное неизгладимое впечатление — впечатление красоты, и так и должно быть, ибо в иерархии ремёсел и талантов творящий художник — ближе всех к трону Бога.

roerich69

Оттуда.
1936. Холст, темпера. 91,5 x 122.
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США.

Люди Шамбапы иногда появляются в мире. Они встречаются с земными сотрудниками Шамбалы. На благо человечества они посылают ценные подарки, замечательные реликвии.

Н.Рерих. Шамбала сияющая

Легенда повествует: «Вышла из подземелья женщина. Ростом высокая. Ликом строгая и темнее наших. Ходила по народу — помощь творила а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из Святой страны».

Н.Рерих. Сердце Азии

Картина «Оттуда» не сразу понятна неискушённому зрителю : на переднем плане изображён быстрый, бурный горный поток воды, через который перекинут даже не мостик, а просто узкая доска. По ней , из глубины гор, идёт высокая женщина в светлых одеждах. На ближнем берегу её ожидает молодая алтайская девушка. Сюжетом для картины послужила легенда о Беловодье, очень известная на Алтае. На картине изображена «беловодская женщина». Жители Верхнего Уймона рассказывали Н.К.Рериху: «Дед Атаманова и отец Огнёва ходили искать Беловодье. «Через Кокуши горы, через Богогорше, через Ергор –по особой тропе. А кто пути не знает, тот пропадёт в озёрах или в голодной степи. Бывает, что и беловодские люди выходят верхом на конях по особым ходам по Ергору. Также было, что женщина беловодская вышла давно уже. Ростом высокая, станом тонкая, лицо темнее, чем наши. Одета в долгую рубаху, как бы в сарафан». «Ликом строгая и темнее наших. Ходила по народу – помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из Святой Страны». Подобные легенды Н.К.Рерих слышал не один раз. Ещё до посещения им Алтая караванщики Хотана рассказывали ему: «Вы слышите, какие пустые подземные переходы мы пересекаем? Через эти проходы люди, которые их знают, могут добраться до дальних стран.Давным-давно здесь жили люди, сейчас они ушли под землю…Только очень редко некоторые из них появляются снова на земле». Далее Николай Константинович пишет: «Я спросил их, можем ли мы тоже увидеть таких людей. И они ответили: «Да, если ваши мысли высоки и общаются с этими святыми людьми, потому что на земле только грешники, а чистые и мужественные уходят к чему-то более прекрасному». Так, в данной картине художник , знакомя нас с философской легендой, отобразил надежды на обновление мира, отобразил душу алтайского народа, живущего в суровых условиях выживания. Сам Н.К.Рерих писал: «Все мои картины прошли через мое воображение, прежде чем были запечатлены на полотне. Содержание их показывает характер полётов мысли. Мысль кристаллизуется в видимые плотные формы.»

Обратим теперь внимание на цвет и оттенки гор. Почти половину по высоте картины занимают горы коричнево-красноватого оттенка, символизирующие земные, материальные мысли и действия; а вот на дальнем, более высоком плане горы имеют чистые синевато-голубоватые тона. Там чистота, возвышенность, божественность, благодать. Туда устремляются мыслями такие же встревоженные, озирающиеся люди, как эта молодая ждущая алтайская девушка. Неисповедимыми путями распространяется Учение…

roerich7

Николай Рерих. Мост Славы.
1923. Холст, темпера. 82 x 163.
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США.

Марево (хорошее русское слово) вспыхивало,
а за ним в дальней дали действовало мощнейшее обстоятельство.
Марево, зарево, зарница – вестники далёких событий.
Северное сияние или Гималайское свечение напоминают о накоплениях, невнятных уху и глазу.
Только сердце почует их, отстучит тревожно или торжественно.
Н.К. Рерих. Листы дневника. Т.2. Синтез. 1941

Это картина карельского цикла, написана в 1923 году. Н.К. Рерих, как уже говорилось, ищет чистые, светоносные краски и находит их, как ни странно, не на жарком юге, а на русском Севере. Завороженный сполохами полярных сияний, он, как никто другой до него, отважился запечатлеть на полотне эту огненную стихию. На картине впервые засветились холодными лучами вспышки пространственных излучений. Это уже была та фактура цвета, которая возобладала в последующих его работах. Теперь всё на его картинах несло одну природу цвета и было одновременно и космическим и земным.

• Голубой сапфирный мост накрепко соединил легчайшее небо и землю. И тут же Святой Сергий Радонежский идёт к этому мосту, этот величайший и столь любимый Рерихами Дух, как бы образец русского делания тихого, но крепкого подвига [1, с.163-164; 26, с.230].

1. Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. “Рерих и Сибирь”. Новосибирское книжное издательство, 1992г., 191с.

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

Мост Славы! Мост, как символ соединяет прошлое с будущим, настоящее с будущим, Учителей с учениками, земное с Надземным, это связь частей света и так далее… Мост Славы – огненный, вечный, находящийся в единстве с потоками огня Высшего, с потоками огненной Лавы, Мост с Лавой соединённый. Мост, соединённый с Лавой мощной, широкой, искрящейся. Мост, соединённый с Лавой, сметающей всё непрочное, бездуховное на своём пути, и укрепляющий, закаляющий всё бесстрашное, достойное, любящее.

Мы видим Северное сияние ритмичное, гармоничное, огненное. Мы ощущаем быстро сменяющуюся динамику цвета, особое напряжение, дающее такое характерное свечение. Н. К. Рерих передаёт нам необычное свечение в тончайших переливах оттенков на фоне сине-голубого общего тона произведения. В ночи совершается таинство молитвы. Сурова природа, характер берегов водного простора. Может это таинственные места Ладоги с её скалами и шхерами. Мы знаем, что Святой Сергий действовал под Москвой, но зёрна его труда разбросаны по всему Северу. Святой Сергий проникал мысленно в чаяния народа земли русской. Он как бы идёт в устремлении потоков Гипербореи – загадочной земли потока Арийской расы. Идёт, чтобы принести людям Свет.

Мы видим на холме маленькую часовню. Образ часовни часто встречается в работах Рериха, часовня как символ храма для духа человеческого. По эскизам Н. Рериха в Америке под Нью-Йорком, в деревне Чураевка был создан храм – часовня Сергия Радонежского – особое место для стяжания духа.

Склон холма – с красноватыми, розовыми вкраплениями, незначительными, блеклыми по сравнению с Северным сиянием, огнями пространства. Эти вкрапления отражают процессы подземные в соединении с пространственными огнями, в соединении творческом. В момент Высочайшей Молитвы.

Сергию Радонежскому Слава!

Елена Чеглакова, 2012 г.

http://www.art-drawing.ru/gallery/715-roerich-nicholas/detail/23741-nicholas-roerich-181

http://tambovrerich.narod.ru/index/0-13

http://culture-into-life.ru/elena_cheglakova_most_slavy/

Добавить комментарий