николай чудотворец

Николай Чудотворец; Николай Угодник; Святитель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; около 270 года,Ликия — около 345 года) — святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия).

Святому Николаю Чудотворцу молятся как небесному покровителю молятся об исцелении от болезней, о покровительстве семейного очага, в грусти и унынии, за детей, о заступничестве за вдов и сирот, о сострадании к беззащитным, о помощи в бедности и нужде, о покровительстве во время  путешествий на море и на суше. К нему обращаются даже язычники, мусульмане и буддисты. По молитвам этому святому каждый получит очень быструю помощь от бога.

Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. К его заступничеству прибегают с верой и молитвой о сохранении страны от мятежа, нашествия врагов, от града, потопа, огня, меча и напрасной смерти.

RlI7tC7MbPM

В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.

Святой Николай родился в 270 году новой эры в городе Мирра на территории современной Турции  в семье богатых и благочестивых родителей Феофана и Нонны. Еще  подростком, Николай часто посещал храмы, изучал Священное Писание, а затем был возведен в сан священника. Во время преследований христиан императором Диоклетианом Николай Чудотворец вместе с другими христианами был посажен в тюрьму, из которой был освобожден по воцарении императора Константина. Дожил он до глубокой старости и скончался в 343 году, оставив после себя множество легенд и  преданий, которые передавались из уст в уста. Сейчас святые мощи Николая Чудотворца находятся в городе Бари,  Италия. Они источают миро, исцеляя людей и даруя помощь страждущим. Столь почитаемого святого, как Николай Чудотворец, трудно найти в христианском мире.

Святой Николай прославился своими чудесами при жизни и после смерти.

Благодаря его ходатайству и помощи Христос посылает избавление от бед и несчастий. Известно его чудесное избрание на епископство Мирликийское, его заступничество за трех мужей в Мирах, его явление святому Константину в Константинополе и другие чудеса.На первом Вселенском Соборе он ревностно защищал Православную веру от еретиков.

Нельзя даже перечислить все его добрые дела. Когда Николай Чудотворец совершал паломничество в Иерусалим, он при помощи молитвы успокоил разбушевавшееся море. Помогал нищим, раздавал почти все свои деньги, оставляя себе только на самое необходимое. Николай помогал влюбленным, подбрасывал нищим мешочки с золотом, приносил больным лекарства,  детям дарил игрушки. Творя добрые дела он чувствовал себя счастливым.

Roerih-rus104

Почитание

Современный месяцеслов Русской православной церкви содержит три праздника св. Николаю, у каждого из которых своя гимнография:

  • 6 (19) декабря — день смерти (в народной традиции «Никола Зимний»),

  • 9 (22) мая — день прибытия мощей в город Бари (в народной традиции «Никола Вешний»),

  • 29 июля (11 августа) — рождество св. Николая. До нас дошли две разные службы на этот праздник XVII—XVIII веков,

  • Каждый будничный четверг.

Перенесение мощей

По легенде, в 792 году калиф Харун Ар-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая. Однако вместо неё он якобы взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя, и едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты.

Подобное осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.

Угроза христианским святыням усилилась после того, как на Ближний Восток вторглись хазарские турки (турки-сельджуки). Империя изнемогала от их нападений, координируемых с печенегами и родственными сельджукам гузами с севера, причём с Запада византийцев громили норманны. В главном городе Каппадокии, Кесарии, турки ограбили главную святыню города – церковь Василия Великого, где хранились мощи святого. Византийский хронист писал по поводу времени Михаила Парапинака (1071—1078):«При этом императоре весь мир, земной и морской, был захвачен нечестивыми варварами, разрушен и лишился населения, ибо все христиане были ими убиты, и все дома и деревни Востока с их церквями были разорены, полностью разрушены и превращены в ничто».

Новый император Алексей I Комнин пытался спасать святыни, но не мог. Варварство грабителей-турок приписывали всем мусульманам, в том числе, и управлявшим Антиохией. В таких обстоятельствах в 1087 году барийские и венецианские купцы отправились в Антиохию. И те и другие предполагали на обратном пути в Италию забрать мощи святителя Николая и привезти их в Италию. В разведку были посланы двое жителей Бари, которые, вернувшись, сообщили, что в городе всё тихо, а в церкви, где находятся мощи, только четверо монахов. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая.

Монахи, сторожившие святыню, не подозревая ничего плохого, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого. Монах при этом рассказал чужеземцам о видении накануне святителя Николая одному старцу, в котором Святитель просил бережнее хранить его мощи.

Рассказ этот воодушевил жителей Бари, поскольку они увидели для себя в этом явлении как бы указание Святого Николая. Для облегчения своих действий они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Монахи гневно отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье, однако итальянцы связали их и поставили у дверей своих сторожей.

Жители Бари разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами, и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барийцев, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой юноша по имени Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. События происходили 20 апреля 1087 года.

D7IjQNGXsAAw-vF

Ввиду отсутствия ковчега пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенёс их на корабль. Освобождённые монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

В настоящее время мощи Николая Чудотворца хранятся в базилике Святого Николая в Бари. Там же, в Бари, находится православная Церковь Николая Чудотворца. Часть мощей до сих пор хранится в Турции в храме святого Николая, так как все мощи похитить не успели.

Моряки из Бари забрали только половину мощей святителя, оставив все мелкие фрагменты в могиле. Они были собраны венецианскими моряками во время первого крестового похода и доставлены в Венецию, где была построена церковь святого Николая — покровителя моряков. Подлинность мощей была подтверждена в двух научных исследованиях в Бари и Венеции, которые доказали, что мощи в двух городах принадлежат к одному скелету.

Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Греческая Церковь также не установила празднования этой даты, возможно, потому, что потеря мощей Святителя была для неё событием печальным.

На Руси в XI веке почитание святителя распространяется довольно быстро и повсеместно. Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия. Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской Церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 году. Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен Митрополитом Киевским Иоанном II (1077—1089 гг.). Протоиерей Николай Погребняк считает, что праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен Церковью, очевидно, святителем Ефремом (ок. 1098 года). По мнению Хрусталёва Д. Г., на Руси же этот праздник появляется в 1092 году.

Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. В Сербии отмечается церковный праздник Крестная Слава, а Слава Святого Николая Чудотворца является самой распространённой.

Католиками за пределами итальянского города Бари этот праздник редко почитается.

ОБРАЗ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА в творчестве Н.К.Рериха

745

Филипп ТАРАСОВ,
Тюменский государственный институт искусств и культуры

Каждый из Светочей нёс людям Свет,
имевший целью сожжение тьмы,
иными словами, преодоление греха в каждом из нас.
Н.Д.Спирина

Один из наиболее известных и почитаемых во всём мире Светочей — Святой Николай Чудотворец. К образу этого Святителя неоднократно обращается на протяжении своей жизни Н.К.Рерих. Он упоминает Святого Николая в очерках и в разные годы посвящает Ему свои картины. Очевидно, что Святой — Небесный Покровитель художника, это следует из самого имени — Николай. Но попытаемся глубже понять, почему художник и духовидец Николай Константинович Рерих уделяет такое внимание этому образу и как именно он интерпретирует Его в своих творениях.

Н.К.Рерих в статье «Семь Святых» причислил Чудотворца к седьмице Славных, седьмице «великих Вестников, великих Учителей, великих Миротворцев, великих Строителей, великих Судей»1, подчёркивая тем самым принадлежность Святого к Братству Благодетелей человечества. Вспомним широко известный эпизод из Жития Святого Николая, связанный с передачей Ему омофора* Самой Царицей Небесной. Это событие позволяет предположить, что Святитель имеет прямое отношение к тому особому роду подвижников, о котором писал в своё время Павел Флоренский: «Есть какой-то особый «род», род Божьей Матери, и к роду этому, к этой своеобразной природе бывают причастны святые подвижники»2.

Проследим развитие представлений о Святителе от истоков и рассмотрим, как трансформируются они в полотнах Н.К.Рериха. В связи с этим особенно интересен его очерк «Сон», в котором Святой Николай предстаёт одним из главных действующих лиц. П.Ф.Беликов писал: «…»Сон» в английском переводе Н[иколай] К[онстантинович] поместил в сборнике «Шамбала Сияющая» (Нью-Йорк, 1930), в котором опубликованы наиболее «Эзотерические» по темам литературные произведения Н[иколая] К[онстантиновича]…»3

Рассмотрим картину «Николай-Угодник». Полотно создано в 1914 году, в предчувствии надвигающейся катастрофы. Перед взором зрителя открывается тревожный пейзаж с тяжёлым грозовым небом, чётко очерченной линией холмов, движущейся фигурой Николы и двух глубоких старцев со склонёнными главами; вдали, на возвышении, видны белые городские стены и храм. Тёмные облака надвигаются на город, в то время как на первом плане уже видны яркие лучи солнца, освещающие землю и небо. Художник как бы показывает: приближающаяся опасность временна, и после неё воцарится солнечный день!

Правая часть композиции построена на диагоналях — это и линии холмов, и направленность облаков, и фигуры старцев, движущихся по направлению к Угоднику по освещённой золотым светом тропе. Своей духовной устремлённостью они словно преодолевают земное притяжение.

Другая часть композиции, включающая Святого Николая и город, построена на статичных горизонталях, она — воплощение устойчивости и незыблемости священных основ. Образ Чудотворца — смысловой центр композиции. Его изображение очень иконописно, об этом свидетельствует локальность цвета. Фигура монументальная и плоскостная; в ней сочетается статичность и динамичность — Святой Никола будто бы движется и недвижим одновременно, что также вносит элемент сакральности в Его образ.

Если внимательнее присмотреться к отшельникам, то можно увидеть, что в наплечных сумках у них собраны травы и цветы. Изображённые Рерихом старцы находятся под прямым покровительством Святого. Обратившись к истории, мы увидим, что с VI века н.э. почитание Николы, возникшее в малоазийских областях Средиземноморья, вытеснило культ Посейдона — античного бога морей. «Само имя Посейдон, вероятнее всего, означает «супруг Земли». Посейдон ведал, по-видимому, [и] земным плодородием (откуда его другое прозвище Фитальный — производящий) и был изначально божеством подземной влаги, оплодотворяющей Землю»4. И власть Николы распространялась на подземные воды, благодаря которым питались и всходили травы. На Руси Никола заместил языческого Микулу Житного Деда (то есть Духа хлеба), — отсюда перенесённый обычай «завивания Николиной бородки», суть которого заключается в том, что после сбора урожая часть колосьев свивали в своеобразную «бородку», посвящая её сначала Житному Деду, а с приходом христианства — Николе Чудотворцу. Не случайно и то, что празднование в мае Николы Вешнего сливалось с языческим праздником, посвящённым Микуле Селяниновичу — пахарю, оратаю, любимому сыну Матери Сырой Земли.

Н.К.Рерих писал Г.Д.Гребенщикову: «Недавно написал я картину «Великий Пахарь — Микула Селянинович». Над тёмным силуэтом земли возносится в облачно-небесном обличии богатырь-труженик. Пашет и посеет потом. И пожнёт жатву».

Во время языческого праздника пелись песни в честь наступающего дня именин Матери Сырой Земли:

Микула-свет, с милостью
Приходи к нам, с радостью,
С великою благостью…
Мать Сыра Земля добра,
Уроди нам хлеба,
Лошадушкам овсеца,
Коровушкам травки!..

Микула Селянинович — носитель тяги земной, силы Матери Земли. Известна былина, рассказывающая о встрече Святогора и Микулы, во время которой выяснилось, что Святогор — древнейший и самый могучий русский богатырь-воин — не может поднять обронённую Микулой сумочку. На вопрос Святогора «Что это у тебя в сумочке накладено?» Микула отвечает: «В сумочке у меня тяга земная». Надо отметить, что в очерке «Сон» Рерих, обращаясь к Святителю, подчёркивает созвучную этому факту особенность Николы Чудотворца: «Силы земные Ты знающий».

Таким образом, Никола, объединивший в себе эти способности, воспринимается как покровитель растительного мира и земледелия в целом. Это покровительство Николая Чудотворца отразилось в народных сказаниях о Николе Угоднике. В иконописи оно выразилось в аграрной символике и стилизованных растительных орнаментах, используемых в иконах Святителя. Например, можно встретить изображения ромбиков, внутри которых поставлена точка. Ромб — символ земли, точка символизирует посаженное зерно. Иконописное изображение Николы также можно рассматривать как модификацию мирового Древа, пронизывающего и объединяющего разные планы бытия: небесную сферу, пространство которой обозначено образами Богоматери и Христа, и земную сферу. Изображения Христа и Богородицы на иконе Николая Чудотворца можно рассматривать и в астрономическом аспекте. В символизме широко распространена трактовка Луны как женского начала. Е.П.Блаватская писала: «В Египте Луна связывалась с Изидой, в Финикии — с Астартой, а в Вавилоне — с Иштар»5. Можно говорить и о связи образа Богородицы с Луной. Также имеются многочисленные свидетельства о связи образа Христа с Солнцем.

Следует отметить, что пространственное измерение чаще всего рассматривается как вертикальная структура, состоящая из ярусов Древа; в иконе оно композиционно выражено вертикалью фигуры Николы. Временная система обозначена круговым движением Солнца. Мы видим соответственно: Христос — восходящее Солнце, рождение; верхняя часть нимба Святителя Николая — зенит, наивысший расцвет жизни; Богородица — закат; и невидимый в поясном изображении надир (точка небесной сферы, противоположная зениту) — подземный мир, смерть. При совмещении вертикальной структуры Древа с перемещением Солнца мы видим движение времени в единстве с пространством. Идея движения в единой пространственно-временной системе прекрасно выражена в таком жанре, как загадка:

На горе Горенской
Стоит дуб Вертенской.
Мимо дуба не пройти, не проехать
Ни царю, ни царице,
Ни красной девице,
Ни доброму молодцу.

Круговращение времени представлено кружением вокруг Древа Жизни, устремлённого от земли к Небесам. Оно захватывает всех: богатых и бедных, молодых и старых, женщин и мужчин…

Мотив Древа, связующего планы бытия, находит воплощение как в очерке Н.К.Рериха «Сон», так и в его картине «Николай-Угодник». Никола изображён таким образом, что верхняя часть Его фигуры находится над горизонтом, Он как бы прозревает в небесную сферу. Святой Николай — живая связь земли с миром Горним.

Другая картина Н.К.Рериха — «Три радости» — написана в разгар первой мировой войны, в 1916 году. Николай Константинович обращается к духовным устоям русского народа — к Подвижникам и Охранителям Русской земли. Наталия Дмитриевна Спирина так комментирует это полотно: «Вглядимся в картину. На крестьянский двор входят вестники — хожалые гусляры. Крестьяне в праздничных одеждах замерли в ожидании услышать певцов.

Перед нами предстают как бы два плана. На нижнем, земном — крестьянская семья на пороге своего теремка встречает сказителей.

О чём же повествуют странники? Они повествуют о радости. В чём же эта радость? В неустанных трудах и заботах о нас Великих Душ.

Рерих так писал об этом: «Сам Святой Егорий коней пасёт, сам Никола Чудотворец стада уберёг, а сам Илья Пророк рожь зажинает».

И на втором, надземном плане нам показаны три Святителя, которые помогают крестьянам в их повседневных трудах»6.

Алексей Ремизов в сборнике «Николины притчи» пишет о Николе: «Без него как без рук — не поднять мужику полевые работы.

Всё, что сиро и слепо, одному ему видно. Попроси — выручит, всё скажет Спасу, самого Илью умилостивит: не поляжет от града рожь наземь — живи не тужи!

В лапотках, седенький, с посохом, ходит так Угодник по Русской земле с вешнего Николы всю весну, лето и осень до самой Никольщины»7.

Рассмотрим картину Н.К.Рериха «Святой Никола», также написанную в 1916 году. При взгляде на эту картину будто оживают слова Н.К.Рериха: «Когда вас охватывает настроение, словно при встрече с почтенным старцем, невольно замедляете походку, голос становится тише, и вместе с чувством уважения вас наполняет какой-то удивительный покой, будто смотрите куда-то далеко, без первого плана»8.

В изображённых архитектурных формах ощущается дыхание древнего Новгорода и Пскова, а в формах купольных крестов можно легко угадать влияние Старой Ладоги. Рерих писал: «Старина, притом старина своя, ближе всего человеку… Именно чувство родной старины наполняет вас при взгляде на Старую Ладогу. Что-то не припоминается в живописи ладожских мотивов, а между тем сколько прекрасного и типичного можно вывезти из этого забытого уголка — осколка старины…»9

Округлость линий холмов ассоциируется с распространённым в древнерусской живописи символом — кругом, означающим космос и вечность.

В композиционном построении картины можно выделить несколько планов, которые, может быть, символизируют собой этапы духовного восхождения: первый — тот, на котором изображён Святой Никола — покровитель странствующих по великому пути жизни. Он встречает зрителя и словно напоминает о том, что Силы Небесные всегда поддержат нас на пути блага. Вспомним также картину Н.К.Рериха «И Мы открываем врата», где этот Святой изображён на левой части врат (тип изображения — Никола Зарайский). Говоря об этой картине, Н.Д.Спирина пишет: «Войти в Новый Мир можно только с помощью Иерархии Света, озаряющей нас пониманием великого будущего, предназначенного сынам человеческим»10.

На картине «Святой Никола» в левой руке у Чудотворца посох — символ странничества, с одной стороны, и символ Доброго Пастыря — с другой. Именно с посохом часто изображают Его в католической традиции. Правая рука Святителя благословляет смотрящего на картину. Его взор — одновременно и суровый, и благостный, словно прозревающий что-то неведомое нам. Цвет его подризника и омофора — зелёный — символизирует возрождение. Красный цвет фелони может рассматриваться как цвет Демиурга, Бога Творца. Надо отметить, что Никола в народном сознании действительно был тесно связан с Демиургом. «А що буде, як Бог помре?» — спрашивает один мужичок другого. «А Микола святый на що?» Широко известный сюжет о возвращении Святому Николаю Евангелия Христом и омофора Богородицей интерпретируется некоторыми исследователями как передача Ему Христом-Логосом власти Слова Божия и Богородицей — Её жизнедательной силы. Известно, что Н.К.Рерих при создании памятника Н.А.Римскому-Корсакову заменил в деисусе фигуру Иоанна Крестителя на Николая Чудотворца, а ведь в деисусе традиционно помещаются самые близкие к Вседержителю предстатели за род человеческий; ближайшими, согласно канону, изображают Богородицу и Иоанна Крестителя. В картине Н.К.Рерих ещё раз подчёркивает этот универсальный характер Святого Николая — при внимательном рассмотрении мы видим, что художник изобразил нимб не правильной круглой формы, а в виде слегка намеченного восьмиугольника. В христианской традиции восьмиконечный нимб — это символ высшей Мудрости и атрибут Саваофа, Бога-Вседержителя. Надо сказать, что в сознании народа Святой Никола, хотя и облечённый Вселенской властью, воспринимается как самый родной и близкий, не боящийся замарать Своих белоснежных райских риз, чтобы помочь простому человеку. Это отношение к Святителю прекрасно и возвышенно выражено в молитве Наталии Дмитриевны Спириной к Святому Николаю:

Мы молимся Пречудному Николе,
Заступнику на суше и на море,
Великому вселенскому Святому,
Любимому и самому родному,
Который нас в беде не оставляет
И в горе неизменно утешает,
Чтоб мы не забывали никогда —
КТО любит нас и с КЕМ легка беда!11

На следующем плане мы видим храм — смысловой и композиционный центр полотна. На пути к этому храму и встречает нас Святитель. Храм — это средоточие молитвенной благодати, Дом Бога живого. Храм — это и символ человеческой души. Рядом с храмом лежат мощные, как будто живые камни, покрытые мхом. В этом сочетании — храма и древних камней — словно слышится Екклезиаст: «Всему своё время и время каждой вещи под небом». «Время разрушать и время строить… время разбрасывать камни и время собирать». И вспоминается завет Н.К.Рериха: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего»12. В книге «Зов» говорится: «Сущие храмы создать надо на счастливой, чистой почве в России, в жизни вашей»13. «Вы приносите камень для Моего недостроенного Храма»14.

«Строящийся Храм Будущего скоро будет закончен», — записано в «Искрах Света»15.

Храм на картине «Святой Никола» — преддверие к следующему этапу — городу. В том же 1916 году Рерих создаёт полотно «Белый город», во многом повторяющее эту картину. «Белый» — значит святой. Можно предположить, что Град, наблюдаемый нами, — это символическое изображение будущей России, светлая мечта о Звенигороде, воплощение которой — залог возрождения человечества. На одной картине Никола, на другой — Архангел Михаил защищают это прекрасное будущее и напутствуют нас к его осуществлению.

В 1920 году Н.К.Рерих вновь обращается к образу Святителя и создаёт картину «Святой Николай». Цветовое решение полотна, основанное на красном, коричневом и почти чёрном цветах, создаёт атмосферу тревоги, этот же настрой подчёркивают стремительно летящие птицы, будто испуганные какой-то грозящей им опасностью. Здесь Никола изображён в виде защитника городов, в образе Николы Можайского с мечом в правой руке и подобием города в левой. Именно таким описывает Рерих Николу в своём очерке: «…Белый и старый. С мечом и со градом». Цвет земли также объясняется в очерке — «Земля красная, злом раскалённая».

В картине присутствуют все элементы, которые так или иначе представляют стихии и сферы, подвластные Николе: здесь и птицы — представители воздушной стихии, деревья — из царства растительного, здесь и мореплаватели, которым Никола покровительствует, и русалки-берегини — обитатели водного царства. Приведём отрывок из стихотворения Ю.Н.Рериха «Предания»16.

Ночью выходят на городища
      русалки из рек,
Плачут и волосы чешут.
Путники, ночной путь державшие,
      видели их.
Зарыты в городищах древние храмы,
Никто не видел их ещё, только
порой слышно бывает, как колокол
под землёю заунывно гудит.
Когда зарыты храмы? Не знает
никто, только предание говорит:
«Взойдут храмы тогда, когда в дни
невиданной славы Матушка Русь
зануждается в них…»

В картине при всём многообразии объектов наблюдается удивительная стройность композиции. Святой Николай здесь также предстаёт обладателем сил и свойств Демиурга — Управителя вселенной.

В заключение приводим воззвание к Святому Николаю, содержащееся в очерке «Сон», которое лучше всего передаёт то, что хотел вложить художник в этот Образ.

«Другой, седоватый, меч поднял; а к нему люди подвинулись. Много их выступило:

«Никола Милостивый! Ты — Чудотворец! Ты — Могущий! Ты — Святитель воинствующий!

Ты — сердца побеждающий! Ты — Водитель мыслей истинных! Силы земные Ты знающий!

Ты — меч хранящий! Ты — городам Заступник! Ты — правду зрящий! Слышишь, Владыко, моления?

Злые силы на нас ополчилися. Защити, Владыко, пречистый град! Пречистый град — врагам озлобление!

Прими Владыко, прекрасный град! Подвигнь, Отче, священный меч! Подвигнь, Отче, всё воинство!

Чудотворец! Яви грозный лик! Укрой грады святым мечом! Ты можешь! Тебе сила дана!

Мы стоим без страха и трепета»17.

По материалам юбилейной конференции «Великая семья России». 9-10 октября 2004 г.


* Омофор — часть архиерейского облачения.
* Фелонь — верхняя одежда, риза священника.

1 Н.К.Рерих. О Вечном… М., 1991. С. 228.
2 Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 2003. С. 290.
3 П.Ф.Беликов. Рерих. Опыт духовной биографии. Новосибирск, 1994. С. 98.
4 М.Н.Ботвинник, Б.М.Коган. Мифологический словарь. М.: Просвещение, 1985. С.122.
5 Е.П.Блаватская. Теософский словарь. М., 1994. С. 258.
6 Н.Д.Спирина. Отблески — 1997. Новосибирск: СибРО, 1998. С. 5-6.
7 А.Ремизов. Сочинения. Кн. 1: Звенигород окликанный. М., 1993. С. 243.
8 Рерих в России. М.: МЦР, 1993. С. 29-30.
9 Там же. С. 30.
10 Н.Д.Спирина. Отблески — 2001. Новосибирск, 2002. С. 75.
11 Н.Д.Спирина. Подняться в духе до Звезды… Новосибирск, 2002. С. 22.
12 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 58.
13 Листы Сада Мории. Зов. 31.03.1921.
14 Там же. 2.07.1921.
15 Искры Света. Из Бесед Б.Н.Абрамова с Н.Д.Спириной. Вып. 4. Новосибирск: СибРО, 2000. С. 21.
16 Цит. по: О.А.Черкасова. Благой Приказ. Извара, 2002. С. 11.
17 Н.К.Рерих. Шамбала. М., 1994. С. 93-94.

1013

Молитвы Николаю Чудотворцу.

Молитва Николаю Чудотворцу изменяющая судьбу

«О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, муже желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо, осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего, живый в Мирех, миром облагоухал еси и миро приснотекущее благодати Божия источаяй. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизрядный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед! Тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущия от всякаго озлобления помощию твоею, вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго, по Преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем. Ты нас соблюди, яко бодрый и теплый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия: понеже недостойни есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связани узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Темже преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к Нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякаго зла и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва Николаю Чудотворцу о помощи в работе

Молитву Николаю Угоднику на успех в работе рекомендуется читать в уединении и сосредоточении пред иконой.

««Святой Николай Чудотворец, защитник и благодетель. Очисти мою душу от приставучей зависти и злобы скверных людей. Коли работа не спорится по окаянному умыслу, врагов не наказывай, а помоги им справится со смутой в душе. Коли сажа на мне греховная, искренне раскаиваюсь и прошу чудодейственной помощи в работе праведной. Ниспошли мне работу по совести, а зарплату по труду. Да будет так. Аминь».»

Молитва Николаю Чудотворцу в поиске хорошей работы

«Обращаюсь к тебе, Угодник Николай, и прошу о чудодейственной помощи. Пусть поиски новой работы успешно состоятся, а все трудности внезапно растворятся. Пускай начальник не сердится, а дело лепится. Пусть зарплата платится, а работа нравится. Коли завистник объявится, пусть его злоба развалится. Прости мне все прегрешения и не покидай как прежде в трудные дни. Да будет так. Аминь».

Молитва Николаю Чудотворцу о помощи в деньгах

«О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных (имена), молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отовсюду уловляемых, всякого блага лишенных и умом от малодушия помраченных. Потщися, угодниче Божий, не остави нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяних наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Емуже ты со бесплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам.

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и ко пресвятому образу твоему припадающе помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших.

Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва Николаю Угоднику о помощи в дороге

Молитва о путешествующих на автомобиле и по воздуху.

«О святителю Христов Николае! Услыши нас, грешных рабов Божьих (имена), молящихся тебе, и моли о нас, недостойных, Содетеля нашего и Владыку, милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делам нашим, но по своей благости воздаст нам. Избави нас, угодниче Христов, от зол, находящих на нас, и укроти волны, страстей и бед, возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховной и в тине страстей наших. Моли, святителю Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велико милость, ныне и присно, и во веки веков.»

Молитва Николаю Угоднику о помощи в делах и на торговлю

«О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани. И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь»

Молитва Николаю Чудотворцу о замужестве

«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень! При жизни ты никогда и никому не отказывал в просьбах, да не откажи рабе Божьей (имя девушки желающей выйти замуж). Ниспошли же милость свою и проси Господа о скором моем замужестве. Отдаюсь на волю Господню и уповаю на милость Его. Аминь».

Также за дочь о ее замужестве могут попросить родители:

«Уповаю на тебя, Чудотворец Николай, и прошу за любимое чадо. Помоги моей дочери встретить избранника — честного, верного, доброго и мерного. Защити мою дочь от замужества грешного, похотливого, бесовского и небрежного. Да будет воля твоя. Аминь».


Молитва Николаю Чудотворцу об исцелении от болезни

«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче, помози мне, грешному и унылому, в настощем житии, умоли Господа Бога, даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»

Молитва Николаю Чудотворцу о здравии болящего

Молитва читается перед образом святого старца (как в храме, так и дома). Читать молитвенный текст разрешается и для себя, и для своих родственников и близких, вместо скобок подставляя имя больного человека.

«О, Николай Всесвятой, угодник Господней, вечный заступник наш, и повсюду во всех бедах помощник нашю Помоги мне, Божьему рабу (имя), унылому и грешному, в настоящей жизни, попроси Господа даровать мне оставление грехов моих, ибо согрешил я делом, словом, в помыслах и всеми своими чувствами. Помоги мне окаянному, Святой Чудотворец, попроси Господа нашего о здравии крепком, избавь меня от мучений и мытарств. Аминь.»

Молитва Николаю Чудотворцу на удачу

«О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!
Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков. Аминь.»

Благодарственная молитва Николаю Угоднику

Читается на рассвете.

«Николае Угодниче! К тебе как к учителю и пастырю я обращаюсь с верой и почтением, с любовью и преклонением. Благодарственные слова тебе направляю, за жизнь благополучную молю. Спасибо огромное тебе говорю, на милость уповаю да на прощение. За грехи, за мысли, да за помыслы. Как помиловал ты всех грешных, так и меня помилуй. От испытаний страшных огради да от смерти напрасной. Аминь»

https://mlady.org/magiia/magiia-prazdnika/19-dekabria-den-zimnego-nikolaia-chudotvortca

https://mirkultura.ru/velikie/nikolay-chudotvorets/

https://rossasia.sibro.ru/voshod/article/18963

https://yandex.ru/search/?text=%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D1%8B%20%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8E%20%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D1%83%20%20&lr=22&clid=2186620

Добавить комментарий