Знамя Мира

О ЗНАМЕНИ МИРА

СОКРОВЕННЫЙ СИМВОЛ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

статья Н.К. Рериха, письма, документы

Знамя Мира

Различными путями устремляется человечество к Миру. Каждый в сердце своем сознает, что это созидательное действо является пророческим выражением Новой Эры.

Неуместно раздаются суждения о преимуществах определенного образца снарядов, и заключаются конвенции, определяющие, что ближе Мировому Единению — один или два броненосца с дальнобойными орудиями.

Но допустим даже, что и такие убийственные рассуждения являются примитивными ступенями, ведущими к тому же самому великому понятию Мира, которое когда-нибудь духовными радостями созидания обуздает воинственные инстинкты человечества.

Но все же остается фактом, что орудия хотя бы одного броненосца могут, не менее, чем орудия целого флота, уничтожить величайшее сокровище искусства и науки.

Мы оплакивали библиотеку Лувена и незаменимые красоты соборов Реймса и Ипра. Мы помним множество сокровищ частных собраний, погибших во время мировых смятений, но мы не хотим произносить слова враждебности.

Скажем просто: «Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческой надеждою». Но все же пагубные заблуждения, в той или иной форме, могут повториться, и новые множества памятников человеческих подвигов могут быть опять разрушены.

Против этих заблуждений невежества мы должны принять немедленные меры. Даже в начале своем эти меры охранения дадут многие полезные следствия. Никто не станет отрицать, что флаг Красного Креста оказал неоценимые услуги и напомнил миру о человечности и сострадании.

С этой целью проект Международного Договора, охраняющего все сокровища Искусства и Науки под международно признанным флагом, представлен нашим Музеем иностранным Правительствам.

Этот проект, который был представлен также Государственному Департаменту и Комитету Иностранных Сношений, должен воспрепятствовать повторению зверств, подобных тем, которые имели место в течение последней войны, когда было разрушено такое множество соборов, музеев, книгохранилищ и прочих сокровищниц творений человеческого гения.

Этим планом предусматривается особый флаг, который будет почитаем как знак международной нейтральной территории. Знамя должно быть водружено над музеями, соборами, библиотеками, университетами и пр. культурными центрами.

Мой план, представленный нашим Музеем, был разработан согласно правилам Международного Права Доктором Международного Права и политических наук Парижского университета, лектором Института высших международных знаний Г.Г. Шклявером, по совещании с профессором юридического факультета Парижского университета Альбертом де Жуффр-де-ля Прадель, которые оба состоят Почетными Советниками нашего Музея.

Первый параграф Пакта гласит: «Просветительные и художественные учреждения, художественные и научные Миссии, их персонал, имущество и собрания должны признаваться нейтральными и, как таковые, должны быть охраняемы и уважаемы воюющими сторонами».

«Охрана и уважение означенных учреждений и Миссий будет соблюдаться на всей территории, находящейся под суверенитетом договаривающихся держав, безотносительно к подданству того или иного учреждения».

Когда идея Международного Флага Культуры впервые была мною оповещена, мы не удивились, что она вызвала всеобщий интерес и энтузиазм.

Опытные государственные деятели изумлялись, почему нечто подобное не было предпринято уже ранее.

Когда мы предложили нашим Почетным Советникам Г.Г. Шкляверу и профессору де Жуффр-де-ля Прадель сформулировать этот проект в соответствии с нормами Международного Права, мы вскоре получили прекрасно редактированный Международный Договор, который был встречен общими горячими симпатиями.

Этот Международный Флаг Культуры для охраны Искусства и Науки никого не умаляет и не нарушает ничьих мирных интересов. Наоборот, он подымает мировое понимание сокровищ эволюции. Он в существе своем ведет к великому понятию Прогресса и Мира. В этом понимании, в творческом стремлении, понятие Мира становится более реальным.

Это Знамя, как Страж Мира, напоминает о необходимости каталогирования всех культурных сокровищ Mиpa. Это совсем не трудно и в некоторых странах уже почти решено, но все же остается еще много пробелов. Каждое завоевание мирового сознания должно быть приветствовано.

Флаг Красного Креста не нуждается в объяснениях даже для наиболее некультурных умов. Точно также и новое Знамя, этот Страж культурных сокровищ, говорит само за себя.

Нетрудно объяснить даже дикарю значение охранения сокровищ Искусства и Науки.

Мы часто твердим, что краеугольный камень будущей Культуры покоится на Красоте и Знании.

Теперь мы дожили до действия в этом благословенном поле и должны действовать безотлагательно. Лига Наций, которая работает в пользу Международного Мира, не может возражать против этого Знамени, ибо оно является одним из знаков мирного единения.

Не случайно эта идея возникла на почве Америки. По своему географическому положению Америка менее других стран в военное время находится в опасности подвергнуться разрушениям. То, что это предложение исходит из страны, сокровища которой менее подвержены опасности, еще более подчеркивает, что предложенный флаг есть Символ всего Мира, не одной лишь страны, но всего цивилизованного Мира.

На предложенном Знамени изображены, на белом фоне в круге три соединенные амарантовые Сферы, как символ Вечности и Единения. Хотя мы и не знаем, когда именно это Знамя будет развеваться над всеми культурными памятниками, несомненно, что семя уже взросло. Оно уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая еще раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства.

Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего. Это произойдет тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранять сокровища Культуры, которые в сущности принадлежат не одному народу, но Mиру. Этим путем мы можем создать еще одно приближение к расцвету.

Николай Рерих, Нью-Йорк. Март, 1930.

Примеч. Из-ва: Эта статья была напечатана на многих языках Мира, в том числе и на английском в газете «Нью-Йорк Таймс».

О знамени мира

Дорогие Друзья!

Все мы забываем, что для последователей Рерихов главным использованием Знамени было применение, обозначенное как знак Пакта Рериха — юридического договора, подписанного в 1935 году в Вашингтоне в присутствии Президента Соединённых Штатов Америки. Знамя немедленно стало принадлежать всему миру. Предполагалось поднять его над всеми местами, имеющими культурную ценность, повсюду на планете для защиты от разрушения.

Пакт Рериха является действующим договором. Он никогда не терял своей силы.

К тому же, 10 лет назад Его Святейшество Далай Лама провозгласил Год Мира и выбрал всё то же Знамя в качестве символа. Есть фотографии сотен радующихся тибетцев, размахивающих Знаменем. Многие люди, совершившие паломничество в Дхармсала, чтобы встретиться с Его Святейшеством, преподносили ему Знамя Мира.

В «Нью-Йорк Таймс» был опубликован снимок американского астронавта с двумя русскими космонавтами на борту станции «Мир». На стене за ними висело Знамя Мира. Оно находилось там как знак международного сотрудничества. В Нью-Йорке мы приготовили Знамя, и русские водрузили его на космической станции.

Существуют фотографии первых конференций Пакта Рериха в Брюгге, Монтевидео, Вашингтоне. На всех снимках Знамя расположено на видном месте.

И, конечно же, здесь, в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке, Знамя гордо развевается на флагштоке перед зданием. Оно находится там с того времени, когда Николай Рерих, основатель и почётный глава Музея, сам подарил его нам.

Перечню нет конца. Знамя никогда не может принадлежать кому бы то ни было. Знамя никогда не может быть под чьим-то контролем. Оно сила природы, оно больше чем все мы, это Знамя Учителей Духа.

Даниэль Энтин,
директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. 31.01.2003

ДОГОВОР ОБ ОХРАНЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ (ПАКТ РЕРИХА), ПОДПИСАННЫЙ В БЕЛОМ ДОМЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДВАДЦАТи
ОДНОЙ АМЕРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 15 АПРЕЛЯ 1935 ГОДА В 12 ЧАСОВ ДНЯ

Резолюция седьмой международной конференции американских государств  по Пакту Рериха

Седьмая международная конференция американских государств ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Рекомендовать Правительствам американских госу­дарств, которые еще не подписали Пакт Рериха, иници­атором которого выступил Музей Рериха в Соединенных Штатах, присоединиться к этому Пакту, направленному на всемирное признание флага, рисунок которого широко известен, в целях обеспечения охраны, в случае угрозы, всех памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности.

Доклад специального комитета правления Панамериканского союза по Пакту Рериха, одобренный Правлением 4 апреля 1934 года.

Комитет, подготовивший по поручениям Правления доклад о мерах, которые могут быть приняты Панамери­канским союзом в целях содействия осуществлению идеи, первоначально высказанной Профессором Николаем Рери­хом и изложенной в Пакте об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, принять которую было рекомендовано государствам Америки Седьмой международной конференции американских государств, имеет честь сообщить следующее:

Исходя из основополагающих принципов, заложенных в документе, первоначально предложенном Профессором Рерихом как всемирном Пакте, Комитет изложил их в форме проекта межамериканского договора, который предлагается на рассмотрение Правления.

Комитет рекомендует Правительствам — членам Союза, наделить своих представителей в Правлении безоговорочными полномочиями по подписанию этого Пакта, которое должно состояться 14 апреля 1935 г., или в более ранний срок, который может назначить Правление, если все ее члены получат безоговорочные полномочия до 14 апреля 1935 года. После 14 апреля 1935 г. Пакт будет открыт для присоединения остальных государств.

ДОГОВОР

Высокие договаривающиеся Стороны, в стремлении придать официальную форму положениям Резолюции, одобренной 16 декабря 1933 г. всеми государствами, представленными на Седьмой международной конференции американских государств в Монтевидео, которая рекомендовала «Правительствам американских государств, которые еще не подписали Пакт Рериха», инициатором которого выступил Музей Рериха в Соединенных Штатах, присоединиться к этому Пакту, направленному на всемирное признание флага, рисунок которого уже xopoшо известен, в целях обеспечения охраны, в случае угрозы, всех памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности, — приняли решение заключить соответствующий договор в целях обеспечения уважения и охраны культурных ценностей в военное и в мирное время и договорились о нижеследующем:

СТАТЬЯ I

Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и, как таковые, пользуются уважением и покровительством воюющих сторон.

Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений.

Такое же уважение и покровительство распространяется на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения, как во время войны, так и в мирное время.

СТАТЬЯ II

Нейтралитет, покровительство и уважение, которые должны быть представлены памятникам и учреждениям, упомянутым в предыдущей статье, признаются на всех территориях как объекты суверенитета каждого из подпи­савшихся и присоединившихся государств, независимо от государственной принадлежности указанных памятников и учреждений. Соответствующие Правительства согласны предпринять необходимые меры в области внутреннего законодательства своих стран для обеспечения такого покровительства и уважения.

СТАТЬЯ III

Для обозначения памятников и учреждений, указанных  в статье I, может быть использован отличительный флаг (красная окружность с тремя кружками в середине на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору.

СТАТЬЯ IV

Правительства государств, подписавших настоящий до­говор и присоединившихся к нему, одновременно с подпи­санием договора или присоединением к нему, направляют в Панамериканский союз перечень памятников и учрежде­ний, на которые желательно распространить покровитель­ство, предусмотренное настоящим договором.

При уведомлении Правительств о подписавшихся и присоединившихся сторонах, Панамериканский союз на­правляет им перечень памятников и учреждений, упомя­нутых в данной статье, а также информирует другие Правительства о любых изменениях в указанном перечне.

ЗНАК ЗНАМЕНИ МИРА

Знак этой триады встречается во всем Мире и может иметь несколько толкований.

Его можно принять как триединство: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух; как символ прошлого, настоящего и будущего, включенных в кольцо Вечности; как науку, искусство и религию в единой окружности Культуры; как Красоту, Любовь и действие; как Огонь, энергию и Иерархию; как три Мира — Земной, Тонкий, Огненный; как три тела — физическое, тонкое и Огненное. Но как бы Знак не толковался, он всегда имел универсальный характер.

Древнейший из символов Индии — Чинтамани — Знак Счастья, включает в себя эту триаду. Ее можно увидеть в Небесном Храме в Пекине. Этот Знак связан с Тремя Сокровищами Тибета. Он появляется в известной картине Мемлинга (Нидерландский живописец, около 1440-94гг.) на груди Христа, на Страсбургской Богоматери, на щитах крестоносцев и на гербе ордена тамплиеров.

Знак этот стоит и на мечах кавказцев, так называемых «гурдах». Символ этот связан с несколькими философскими системами. Он появляется на образах Гесэр-Хана и Ригден Джапо, на «тамге» Тамерлана и на гербе римских пап. Он изображен в картинах древних испанских художников и Тициана, на древних иконах Святого Николы, Святого Сергия и Святой Троицы.

Знак Знамени Мира появляется на гербе Самарканда, на древностях Эфиопии и коптов, на скалах Монголии, на тибетских кольцах и на нагрудниках в Лахоле, Ладаке и почти во всех Гималайских землях, а также на керамике Эпохи неолита. Знак этот часто встречается и на буддийских флагах.

Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах.

Знак Знамени Мира несет в себе высокую, чистую энергию и осознанно принятый, является лучшей защитой от многих болезней, бед и влияния сил тьмы.

Знак этот — символ грядущего Нового Мира и беспредельной, бессмертной Жизни.

Потому трудно найти более подходящий символ, объединяющий все народы и расы.

По мысли Николая Константиновича Рериха (воплотившейся в международный Пакт), подобно тому, как флаги с Красным Крестом охраняют госпитали и больницы, так и Знамена Мира должны развеваться над музеями, театрами, библиотеками и другими учреждениями Культуры, чтобы спасти их от разрушения.

Пакт Рериха и Знамя Мира привлекли к себе внимание широкой мировой общественности. Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Рабиндранат Тагор, Джавахарлал Неру, Герберт Уэльс выступили в поддержку Пакта.

В 1954 году в Гааге на основе Пакта Рериха был подписан заключительный акт Международной Конференции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Конвенция была ратифицирована многими странами, в том числе и СССР.

Сердце человеческое хочет мира, — многие люди на всех континентах понимают Зов о Культуре, о Светлом сотрудничестве, стремятся спасти, уберечь культурные ценности, как и все лучшее, созданное человечеством.

ОБРАЩЕНИЕ
к сотрудникам Международного Центра Рерихов

Обращаемся к Вам – друзья, товарищи, господа – к Вам, кто по собственной духовной близорукости оказался по ту строну «баррикад», ведь законы природы нерушимы и, как учит наука синергетика, система, будь то организация или человек, рано или поздно претерпевает в своём развитии глобальные изменения, попадая в точку бифуркации и с большими напряжениями находит новый аттрактор, полностью преображаясь; а если не нашла, то самоуничтожается.
Однако «взрывной механизм» для подобного самоуничтожения сотрудники Международного Центра Рерихов (в дальнейшем МЦР) заложили сами ещё задолго до известных событий, которые они называют «разрушением» Музея Н.К. Рериха в Москве. Здесь надо оговориться: произошло не разрушение, а началось преображение Музея, и оно враз не делается, но требует определённых сроков.
Так, истинное разрушение самого МЦР обозначилось с принятия и осуществления Вашего решения Великую Святыню Знак Знамени Мира (в дальнейшем Знак ЗМ) превратить в товарный знак.
В тот момент, когда это произошло, мы встали на сторону МЦР, так как считали, что таким путём Знак ЗМ обезопасится от незаконного использования его всякими рыночными аферистами.
Но МЦР запретил использовать Знак ЗМ для благородных целей именно другим Рериховским объединениям, не связанным с МЦР, то есть Вы воистину узурпировали Знак ЗМ. Тут надо вспомнить, что Н.К. Рерих на похожее предложение своих американских сотрудников ответил, записав 25 мая 1935 г. в Дневнике Манчжурской экспедиции: «…каждый знак, имеющий древнее историческое значение, не может считаться личным изобретением. Применяя Красный Крест, Дюнан, наверное, не думал завладеть авторством креста». Аналогию можно продолжить так, что Красный Крест не является чьей-то частной собственностью и получил свободное распространениепо всемумиру, как должно поступить и с Красным Крестом Культуры – о таком мировом распространении неоднократно писала в своих письмах Е.И. Рерих.
Но если некая организация – не важно, Рериховская она или нет – принимает решение узурпировать Знак ЗМ, тем самым она подписывает себе смертный приговор, так как Знак ЗМ обладает мощной энергетикой, что подтвердили научные эксперименты команды новосибирских учёных под руководством академика В.П. Казначеева, которые состоялись в 1991 и 1993 годах в заполярном посёлке Диксон Красноярского края.
Другими словами, Знак ЗМ сам рано или поздно освободит себя, если его закрепощают и используют не по назначению, не имея на то морального права, — это мы видим на примере постепенной деградации МЦР последнего десятка лет.
Итак, мы обращаемся к руководству и сотрудникам МЦР с требованием трезво оценить своё право на будущее владение Знаком ЗМ и снять со священного Знамени Мира позорное клеймо товарного знака Вашей организации.
Требуем освободить Знак Знамени Мира для широкого использования его всей культурной общественностью России и мира.
С надеждой на взаимопонимание

от имени и по поручению сотрудников ОКПО «Редакция газеты «Светоград»
Авилова Ольга Васильевна, руководитель РГ «С»

Источник: http://main.svetgrad.ru/obratshenie-k-mzr.html

5 ноября 2017 г.

 

Добавить комментарий