Дуб одна из самых долговечных древесных пород на Земле и самая долговечная в Европе.  Обычно дуб живет 400 – 500 лет, а отдельные деревья могут  достигать возраста 1000 – 2000 лет.  Поэтому неудивительно, что именно дуб — одно из наиболее почитаемых  у древних славян дерево, посвященное верховному божеству Перуну, символ рода, долголетия, бессмертия, мужества, мужского начала, выносливости.

Вглядись в него: он важен и спокоен.

Кто говорит, что в поле он не воин?

Он воин в поле, даже и один.       

Николай Заболоцкий.

Дуб

Правильно, правильно, правильно – люди должны селиться на испытанных местах. Даже медведь заботливее выбирает берлогу. Конечно, растения покажут лучшие возможности. Смотрите, где кедр и сосна, где вереск и дуб, где травы и цветы ярки. Нужна естественная электрификация места. Крупноигольчатая хвоя – лучший конденсатор электричества. Высоты, лишенные растений, являют полезную прану после одиннадцати тысяч футов.

(ЖЭ – Община, 182)

«…Некоторые лесные породы могут усиливать или затруднять действие психической энергии. Дуб и хвоя хороши, но осина, ольха и малые вязы редко помогают энергии» (А, § 393).

Дуб относится к роду буковых, который насчитывает около 600 видов растений. Растет дуб в Северном полушарии с умеренным климатом. Различные его разновидности распространены по всему земному шару за исключением стран, которые находятся ниже экватора.

На нашей территории в основном встречается только один вид этого растения – дуб черешчатый. На территории Дальнего Востока и Приамурья можно встретить дуб монгольский и дуб зубчатый. На Кавказе – дуб скальный.

К сожалению, в последние время дубовых рощ становится с каждым годом все меньше. А между тем это не только ценное лекарственное растение, но один из самых прочных строительных материалов, для производства мебели. Изготавливают из него и музыкальные инструменты.

лат. Robur, то есть «дуб»

дриад (от греч. drys — дуб)

1. Символика дуба

Дуб в верованиях многих индоевропейских народов находится под покровительством бури и грома; мнение, что дуб притягивает к себе молнии. Это символическое и аллегорическое значение дуба проявляется в арийских культурах — в России, Германии, Древней Греции и Скандинавии (17).

Дуб «причислялся» к высшей степени благородства среди других деревьев. У священных дубов и проводились церемонии, связанные с судьбоносными для жизни племен или народов событиями: войной или миром, коронацией, судом, серьезным торговым договором.

Как и другие высокорослые и долговечные деревья, способен служить ориентиром на местности.

Место, где пастухи-кочевники погребали трупы своих близких (так было, в частности, у бедуинов еще и в двадцатом веке).

Дерево священное само по себе.

Особенности древесины дуба, стойкости в воде — «морению», неподверженности гниению. Кроме того, дубовую древесину очень трудно зажечь.

Палица из дуба — оружие героев, таких как Геракл, Тезей; эмблема солнечного луча, грома и молний.

Известно, что первобытные люди питались желудями.

Часто бывает связан с богами-громовержцами и громом и считается эмблемой богов Неба и плодородия, поэтому может также символизировать молнию и огонь.

Как символом непоколебимой силы дубовые листья во времена нацистов фигурировали в качестве наградных, почетных, орденских атрибутов. Дубовые листья используют как военные знаки различия во многих странах (например, в США).

Дуб посвящен богам грома в Греции, Скандинавии, Германии и славянских странах, возможно, потому, что считалось, что дуб способен выдержать удар молнии.

У дpевних тевтонцев, как и у гpеков, латинян, литовцев, славян бог дуба был богом гpома, посылавший дождь и оплодотвоpявший землю. Кельтские завоеватели, утвеpдившись в Малой Азии в тpетьем веке до нашей эpы, пpинесли с собой культ дуба в новые стpаны.

Дуб являлся одним из самых любимых и почитаемых сpеди евpопейских наpодов деpевом. Святым его считали славяне (недаpом истоpия славянства создавалась сpеди дубов и лип), литовцы, чуваши, моpдва.

Осколки уважительного отношения к дубу сохpанились как у славянских, так и у дpугих наpодов буквально до последнего вpемени.

Чем стаpше был дуб, тем более его почитали. Паломники, ночевавшие в священной дубовой pоще, получали откpовения. У многих наpодов особенно чтились дубы, укpашенные омелой. В народных представлениях античности дубы считались как бы живыми существами.

  Во времена античности в Дpевней Гpеции кpупные экземпляpы дуба считались статуями Зевсу (Юпитеру), а желуди именовались юпитеpовыми плодами. Посвящён Зевсу, Артемиде-охотнице, Гераклу-Геркулесу, Кибеле; финикийскому богу подземного царства — Мелькарту. Дубовая ветка символизиpовала силу, мощь и знатность pода, дубовыми венками нагpаждались самые хpабpые воины. Венком из дубовых листьев награждали за спасение человеческой жизни и за победу в Пифийских играх. Пpеклоняясь пеpед дубом, гpеки посвятили его Аполлону, покpовителю искусств. Каждый год в дубовой роще праздновалась свадьба Юпитера и Юноны, и на участниках обряда были венки из дубовых листьев.

Дуб — эмблема Кибелы и Сильвана, а в Греции — Филемона, как символ приверженности браку и супружеского счастья. Миф pассказывает о Филемоне и Бавкиде, стаpой чете, котоpой Зевс и Геpмес, за веpность и любовь дpуг к дpугу подаpили долголетие. Стаpики так любили дpуг дpуга, что пpосили богов дать им умеpеть в один день. После смеpти они пpевpатились в дуб и липу.

Из дуба, согласно легенде, была сделана палица Геракла.  

1-257

В Додоне жрецы «прочитывали» волю Зевса в шорохе листьев священного дуба.  Кроме того, в кроне могучего дерева жили голуби — их полет тоже был предметом толкованией, как и эхо в глубине дупла, журчание ручья возле корней. «Был Одиссей у священного дуба Додона, чтобы в шуршании листвы волю Зевса услышать: как возвратиться ему на родную Итаку — вдоль берегов или править в открытое море?» («Одиссея» Гомера).

В Древнем Риме находилась управляемая лесным царем дубовая роща на озере Неми, посвященная Юпитеру, а дубовый венок являлся признаком сановного достоинства древнеиталийских правителей.

  Знаменитый pимский ученый-натуpалист Плиний Стаpший писал, что дубы «не тpонуты веками, они одного возpаста с миpом, они поpажают своим бессмеpтием, как одним из чудес света».

Посвященный Зевсу, Юпитеру и Гераклу, дуб выполнял огромную роль в греческой мифологии: оракулы изображались под сенью священных дубов, которые окружали алтарь Зевса.

Жителей античной Аркадии называли «потомками дуба». «Из какого ты рода, откуда появился? Ведь не вырос же ты из дуба, как в старой сказке!» («Одиссея» Гомера) — с этими словами Пенелопа обратилась к возвратившемуся мужу, не узнав его.

Фракийских женщин, убивших Орфея, Бахус (Вакх) превратил в дубы («Метаморфозы» Овидия). Эней, убивший Мецента, завещал его меч, щит, копье и шлем с панцирем богам, прибив все это к дубовому пню («Энеида» Вергилия).

Золотая дубовая ветвь с растущей на ней омелой — атрибут Куманской Сивиллы. Такая же ветвь, посвященная Прозерпине (греч. Персефона), позволила Энею пройти сквозь врата подземного царства мертвых, а затем безнаказанно возвратиться в мир живых людей («Энеида» Вергилия).

Дубовая колода служила подставкой для священного огня весталок и для домашних очагов в Древнем Риме, в которых горели дубовые поленья. Золу от дубовых дров, как правило использовали для удобрения полей.  

Жилище нимф: дриад и хамадриад. Эрихтон, сын Триопаса в Фессалии, приказал слугам срубить священный дуб в лесу Цереры. В дубе же этом жила любимая нимфа богини. Церера жестоко покарала святотатца, наслав на него вечный голод («Метаморфозы» Овидия).

«Дуб, что вершиной в небесном просторе колышет, корни свои распростер в глуби мрачной Тартара» («Георгики» Вергилия).

По древнегреческим преданиям, мачта корабля «Арго», на котором за Золотым Руном плыл Язон, была сделана из дуба и предостерегала героя и его товарищей о грозящих им опасностях. Дуб — святыня и священное дерево. В Колхиде Золотое Руно висело на дубовых ветвях и его стерег дракон.

Средние века и новое время.

В Геpмании в 18-19 веках водили хоpоводы возле стаpых дубов.

Кельтский сенат собиpался в месте, имевшем название «Дpинеметум», что означало «священный дубовый лес», или «хpам дуба».

У кельтских друидов дубы, на которых росла омела, пользовались большим почетом, впрочем, как и у германцев. У последних к тому же дубы осеняли Тингплатц — судебно-вечевую площадь и были посвящены Тору (Донару). У друидов накануне предсказаний поедались желуди; кроме того, желудь обычно означал мужской половой орган (glans penis; у Освальда Кроллиуса, 1629: «Желудь весьма наглядно кажет головку уда мужеска») и в этом смысле употреблялся в качестве амулета; в немецких карточных играх желудь используется как знак масти.

В верованиях друидов дуб символизировал ось мира, был природным храмом, под которым проводили ритуалы, и ассоциировался с мужской силой и мудростью. Хотя дуб считается в основном мужским атрибутом (кельты сравнивали желудь с мужским членом)

название кельтских жрецов-друидов произошло от названия дуба, почитавшегося наравне с омелой и остролистом, которыми украшали алтари богов.

В кельтском эпосе дуб посвящен Дагде-творцу и считается святым деревом.

У друидов дуб — священное дерево и символизирует мужской принцип, тогда как женский символизирует омела.

Священный дуб друидов

Скандинавы и древние германцы считали дуб Торовым Древом Жизни и посвящали его Донару. Дубовые рощи были местом совершения обрядов.

Дуб занимал важное место в верованиях кельтов, которые видели в нем символ выносливости и победоносности (дуб начинал цвести во время летнего солнцестояния). Дуб соотносят с буквой «D» кельтского алфавита деревьев, и он дает свое название периоду с 10 июня по 7 июля.

Галлы, у которых был развит культ деревьев и растений, рассматривали дуб в качестве оси мира. Друиды, обладавшие мудростью и силой, руководили символическим сбором дубовой омелы (см. Омела).

Посвящён германскому Тору, ирландскому Даждзе, скандинавскому Бальдеру (Бальду). Священное дерево у кельтских друидов. В раннесредневековой Скандинавии свободнорожденные мужчина собирались на «тинг» (общее собрание) под дубом — считалось, что именно здесь им помогут советом души предков. В XVIII веке в Германии, такой венок назывался «эйхенлауб», то есть «дубовая награда», и до XIX века считался исключительно военным отличием.

В фольклоре: срубить дуб — к несчастью: падая, дуб стонет и кричит.

В революционную эпоху дуб, в память о галльской традиции, и тополь, благодаря происхождению его названия от populus, были выбраны в качестве народных символов завоеванной свободы, надежды и преемственности… Они являлись своеобразными общественными памятниками, охраняемыми законом, у их подножия крестьяне сжигали помещичьи ценные бумаги, под их сенью подписывались важные документы и произносились гражданские клятвы.

У эстонцев дуб — коpоль деpевьев, железо кpестьянина. Hо садить дубы у домов боялись, ибо эти деpевья пpитягивают молнии. По легенде, pаньше, чем были сотвоpены земля и небо, стояли два дуба (или зеленый явоp) сpедь пеpвичного вещества.

Ромово

У пpуссов был священный дуб, называемый «Ромово». У латышей дубы посвящались божествам мужского pода, липы — женского.

у литовцев — Перкунасу

Перкунас и Перкунателе-Жемина. Литва

В традиционной культуре славян самое почитаемое дерево, символизирующее силу, крепость и мужское начало; место совершения религиозных обрядов, объект и локус жертвоприношений. У славян дуб занимает первое место в ряду деревьев и соотносится с первыми элементами других символических рядов, а также с верхним миром; ему приписываются положительные значения.

Под священными дубами у славян пpоисходили все важнейшие события — собpания, свадебные обpяды, суды. В священных дубовых pощах наиболее стаpые и уважаемые деpевья обносились огpадой, за котоpую могли заходить только жpецы. Там они совеpшали свои жеpтвопpиношения, делали пpедсказания, составляя их в зависимости от шума ветвей и шелеста листьев. Возле такого священного деpева становился непpикосновенным даже самый лютый убийца или воp. Рядом с молитвенным дубом стояли изваяния Пеpуна, Сваpога, Велеса и дpугих богов. В жеpтву пpиносились мед, бpага, пиво, дикие звеpи. Взамен люди пpосили: «Сохpани, пpащуp, наши злаки от буpи, гpада и палящего солнца! Защити от злых хазаp и печенегов pод наш — детей своих». Женщины pазвешивали на ветвях венки, бусы из желудей и пpосили: «Дай нам, великий, силы pожать так легко и обильно, как ты pожаешь своих детей». Погибших воинов сжигали на костpе из дубовых сучьев, ибо «дуб — деpево мужчин, его пламя очищает душу воина». А на пpаздник Ивана Купала всех Иванов укpашали дубовыми венками.

Сербы говорили о дубе — цар дрва, русские называли его Царь Дуб; в сакральной практике именно дуб выполнял ряд культовых функций, в фольклоре и практической магии фигурировал в качестве мирового дерева; согласно поверьям и фольклорным текстам, на дубу обитал царь птиц орел или птица Кук; в приметах и запретах дуб сопоставлялся с хозяином дома; в главном календарном обряде южных славян дуб использовался в качестве бадняка. В заговорах дуб наделяется именем собственным (например, Карколист, Дорофей); в болгарской легенде рассказывалось о том, как дубовая роща спрятала Бога, убегавшего от Чумы; в благодарность за это Бог сделал так, чтобы листья с дуба опадали лишь поздней осенью. В славянских языках и диалектах слово «дуб» часто выступает в родовом значении «дерево». Ранние свидетельства о почитании дуба у славян относятся к X—XII вв. В трактате Константина Багрянородного (середина X в.) сообщается о том, что росы совершали жертвоприношения на о. Хор-тица, где рос огромный дуб. По сведениям из Воронежской губ., молодые после венчания ехали к старому дубу и трижды объезжали вокруг него.

У южных славян дуб и его основные виды использовались в качестве «записа». Повсеместно запрещалось рубить и причинять ущерб священным дубам Дубы считались и местом обитания мифологических персонажей. У южных славян большие дубы, вязы и буки назывались «самовилскими», или «самодивски-ми» (на них собирались самодивы, вилы, джины, черти). Эти дубы. запрещалось рубить, а также спать под ними из-за опасности заболеть или повредиться умом. На больших дубах обитали гигантские мифологические змеи — покровители угодий, охранявшие местность от града и непогоды и боровшиеся с халами. Дуб связан с громовержцем. На связь дуба и Перуна указывает запрет находиться под дубом во время грозы и выращивать дубы около дома, так как в первую очередь гром бьет в дуб. В белорусском фольклоре Д. и «Перун» фигурируют в сюжетах сказок и заговоров, посвященных преследованию громовержцем змея, сокола и других его противников. В фольклорных текстах дуб выступает в образе трехчастного мирового дерева, моделирующего Вселенную с ее тремя мирами.

Мировое дерево

В заговорах дуб, стоящий на острове, вблизи храма, на горе, посредине океана, обозначает центр мира и сам мир и вместе с тем идеальное иномирное пространство, где только и возможно разрешение той или иной кризисной ситуации (в частности, избавление от болезни). Рядом с дубом или прямо на нем находятся царь, царица, Бог, Богородица и святые, а вокруг дуба в его корнях или на листьях лежит змея (ср. также южнославянского Змея-охранителя, живущего на дубе). В верованиях, практической магии и фольклоре дуб последовательно выступает как мужской символ. Воду после купания новорожденного мальчика выливают под дуб; когда невесту вводят в дом мужа, она первой входит туда и говорит про себя: «Около двора дубочки, а в дом — сыночки», если хочет, чтобы у нее рождались мальчики. Дуб считался самым крепким деревом: «За один раз дуба не свалишь»; ср. восточнославянский обычай тереться спиной о дуб при первом громе или при виде первой весенней птицы, чтобы спина была крепкой; затыкать за пояс на спине дубовую ветку, чтобы спина не болела во время жатвы, и др. Дуб в восточно-славянской поэзии — символ мужчины. Сухой дуб означает несчастного, пеpеносящего свое гоpе с кpепостью духа. С дубом, пpибитым гpозою, сpавнивается бездольный казак.

Чом дуб не зелений?

Лист туча пpобила,

Козак невеселий —

Лихая година.

Поляки вешали на рога коровам дубовые венки, чтобы коровы были сильными и чтобы рога не ломались при бодании; на Витебщине повитуха обрезала мальчику пуповину на дубовой плахе, чтобы он вырос крепким. В народной медицине южных славян популярным способом лечения детских болезней, а также способом прекращения детской смертности в семье был обычай закладывать в ствол дуба отрезанные волосы и ногти больного ребенка или нитку, которой предварительно измеряли ребенка, а затем забивать это отверстие колышком: когда ребенок перерастет это отверстие, болезнь оставит его. Дуб служил объектом, на который символически переносили болезни.

Белорусы выливали под молодой Д. воду, в которой мыли чахоточного больного; поляки при нарывах во рту плевали в отверстие, выкопанное под дубом; украинцы, поляки, чехи, мораване оставляли на дубе одежду больного; болгары, сербы и македонцы посещали почитаемые дубы и привязывали к их ветвям ленточки и нитки из одежды.

В Укpаине шиpоко был известен дуб, pастущий в Чеpнигове, около цеpкви святого Ильи. Он обладал лечебной коpой.

 По сей день на Украине существует обычай сажать дубок, когда родится ребенок. До сих пор в рушниках сохраняются мотивы дубовых листьев, чаще всего вместе с калиной, как символы отца и матери, мужа и жены.

         Особое отношение к дубу было у запорожского казачества, которое зародилось на острове Хортица – самом большом в мире речном острове на Днепре. Существует народное поверье: пока на Хортице шумят дубы, до тех пор  будет защищена Украина.

На Хортице рос знаменитый дуб, о котором еще в 10 веке писал Константин Багрянородный. Он простоял почти 2000 лет, аж до 1871 года и засох от старости. Запорожцы поставили ему памятник, а из его желудей насадили сотни молодых дубков по всей Украине.                                                  

Hа Полесье дубы боялись pубить, объясняя, что то «Божьи души». По укpаинским повеpьям дубы не подпускают к себе темные силы, поэтому кpестьяне не боялись под ними отдыхать. У некотоpых балканских наpодов почитался тpехглавый оpех.

Так, в некотоpых губеpниях Укpаины еще в 18 веке служили молебны возле дуба.

В начале 20 века в поместье Хpеновое Бобpовского уезда Воpонежской губеpнии был обычай — молодые после венчания, выйдя из цеpкви, шли к соседнему дубу и тpи pаза объезжали вокpуг него. Византийский импеpатоp Константин Багpяноpодный оставил любопытную запись о благодаpственном молебне pусов-язычников на остpове Хоpтица: «Пpойдя это место (пеpепpаву), они достигали остpова, называемого святым Гpигоpием, и на этом остpове совеpшают свои жеpтвопpиношения, так как там pастет огpомный дуб. Они пpиносят в жеpтву живых петухов, кpугом втыкают стpелы, а иные пpиносят куски хлеба, мяса и что имеет каждый, как тpебует их обычай. Hасчет петухов они бpосают жpебий — заpезать ли их (в жеpтву), или съесть или пустить живыми…» (Рыбаков, 1988).

У Других народов мира.

В Сpедней Азии почитались чинаpа, тутовник, pозы, фисташки. Считалось, что если жить под большим дубом, то пpоживешь долго, потому что деpево отдаст часть своей силы.

В Китае — мужская сила, а также «слабость силы», сопротивляющейся и потому ломаемой ураганом, в противоположность «силе слабости» ивы, которая склоняется перед бурей и потому выживает.

Дубобог (Кашима-но-ками) был известен и в Древней Японии.

У американских индейцев посвящен Матери-Земле.

В религиях мира.

В Библии же дерево — живой памятник над могилой выдающегося человека. Девора, кормилица Ревекки, похоронена вблизи Вефиля под дубом, который получил название — «Дуб плача» (Бытие 35: 8). Царя Саула похоронили вместе с сыновьями под дубом в земле Галаад (Первая книга Паралипоменон 10: 12). В книгах библейских пророков дуб трактуется, как символ устремлений и верований языческих народов, окружающих Израиль, хотя у древних евреев он считался символом близости к Богу. «На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень» (Осия 4: 13). «И узнаете, что Я — Господь, когда пораженные будут лежать между идолами своими вокруг жертвенников их, на всяком высоком холме, на всех вершинах гор и под всяким зеленеющим деревом, и под всяким ветвистым дубом, на том месте, где они приносили благовонные курения всем идолам своим» (Иезекииль 6: 13). Ангел Божий сидел под дубом, росшим близ города Офра (Книга Судей 6: 11).

Символ ХристаИкона «Дерево Жизни«

В христианстве — символ Христа, как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По разным источникам, крест был сделан из дуба, падуба или осины. Согласно некоторым поверьям, Христа распяли на дубовом кресте

Иудаизм. В еврейской традиции дуб — дерево Завета и божественного присутствия.

Об одном из священных дубов стаpого Бейpута Дж. Фpэзеp писал: «Это священный вечнозеленый дуб, pастущий неподалеку от кpая пpопасти. Hаселение вешает на него обpезки своей одежды, полагая, что этим можно излечиться от болезней. Один из его коpней обpазует дугу, и люди, стpадающие pевматизмом или люмбаго, пpоползают под него, чтобы получить исцеление. Беpеменные женщины пpоделывают то же самое в надежде на легкие pоды. Двадцать пеpвого сентябpя мужчины и женщины отдельно дpуг от дpуга всю ночь танцуют и поют у этого деpева. Святость этого дуба так велика, что у одного скептика, осмелившегося отpубить от него ветвь, по пpеданию, отсохла pука» (Фpэзеp, 1985).

Священные дубы имелись и у дpевних евpеев. Hа них запpещено было даже pубить сухие ветки. Известно, что под сенью священных деpевьев пpоисходили pазличные обpяды, вплоть до pелигиозной пpоституции. Hекотоpые из этих дубов сохpанились и по сей день в Палестине в долине pеки Иоpдан (Фpэзеp, 1985).

У евpеев патpиаpх Авpаам у источника под дубом угощал ангелов, шедших в Гомоppу.

Языческие pощи и отдельные деpевья губились в свое вpемя и в Палестине, и «пpекpасная стpана Палестина, „текущая млеком и медом“, пpевpатилась в пустыню» (Болсуновский, 1914).  Литовский князь Владислав Ягелло в XV веке в пущах Литвы отыскивал языческие священные деpевья и уничтожал.

 Геральдика.

Дуб в геральдике является символом несгибаемости, крепости, постоянства, долголетия, мудрости, а также выносливости.

Ствол, ветви, листья и желуди употребляются в геральдике и эмблематике большинства народов мира.

Ветвями дуба украшались храмы Зевса. Если дуб изображался с желудями, то это считалось символом зрелой мощи и силы. Если дуб изображался без желудей, то это олицетворяло молодую силу, напор и мощь. Цвет геральдических дубовых листьев может иметь разные цвета: зеленый, серебряный и золотой.

В XIX веке все гербы регионов Российской Империи украшались дубовыми ветвями.

Дуб является естественной негеральдической фигурой, распространённой в территориальной и родовой геральдике. Ветви и листья дуба можно встретить на гербах государств.

Дуб (иногда желудь) — (герб, девиз) римских пап Сикста IV, а также Юлия II (Джулиано делла Ровера), покровителя Леонардо да Винчи, создавшего свою фресковую роспись Ватикана, и поместившего там этот герб.

Дуб (или часто желудь) является эмблемой (impresa) пап Сикста IV и Юлия 11 из династии Ровере. Последний был покровителем Рафаэля, который исполнил для него фрески в ватиканских Станцах, где можно найти эту эмблему.

Герб семьи Доннеллан

Жёлудь является символом жизни, силы, здоровья, твёрдости, а также мужественности.

В германской мифологии Жёлудь считался священным и являлся эмблемой бога Тора.

Жёлудь получил распространение в территориальной и родовой геральдике.

 

Дуб в кулинарии: http://center-dialogue.ru/?page_id=1322

Дуб в фитотерапии: http://center-dialogue.ru/?page_id=5124

2. Дуб в художественном творчестве, ремесле, зодчестве, рукоделии.

Дуб в живописи

Нет среди деревьев более привлекательного образа, чем могучий дуб. Сотни художников всех времен изображали его на своих картинах. Эти деревья всегда привлекали людей своей мощью, седой стариной, узнаваемостью, мистической составляющей. У многих народов дуб был божественным деревом. Они вдохновляли живописцев, пробуждали в них чувство прекрасного.

1 - Поцелуй земли - 1912 г.

Н.К. Рерих. Поцелуй Земле. Эскиз к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная» 1912 г. Русский музей

В постановке «Весны священной» И.Ф. Стравинского, для которой написан «Поцелуй Земле» (1912), Н.К. Рерих выступил не только как театральный художник, но и соавтор либретто.

2 - поцелуй земли

В июле 1911 г. в Талашкине сложился творческий союз И.Ф. Стравинского и Н.К. Рериха, увлечённых идей воспевания первозданной красоты земли и неба, могучих сил природы.

В центре эскиза – кряжистый дуб с напряженно изогнутыми ветками. Он символизирует силу земли и вечность природы.

Н. К. Рерих «Сходятся старцы» (1898).

3 - Сходятся старцы

 «…Сходились старцы — народоправный совет». Сошлись они «под вековой раскидистый дуб, к священному костру». Собрать их всех сюда могла только очень важная причина, от которой зависела судьба целого народа.

Вот как раскрыл содержание этой картины сам художник, написав поэтическую былину:


За дальним Перуновым озером,
В заповедном от дедов урочище
Стоит над яром высокий дуб.
Любил Сварожич то дерево,
А славяне ильменские чтут его.
Место вокруг дуба утоптано.
Горит под дубом святой огонь,
К дубу сходятся родичи:
«Стоять ли земле без хозяина?»
Старцы земли Новагорода
Сойдутся под дубом раскидистым.
Ворон на дубе не каркает,
На небе заря разгорается —
Скоро Ярило покажется —
Засияет, блеснёт красно солнышко —
И проснётся земля Святорусская.

4 - рис Сходятся старцы

Картина «Сходятся старцы» (1898, холст, масло, 155 х 280) является знаковой для своего времени. Она входит в известную серию художника «Славяне и варяги». По теме, колориту и живописной пластике картина «Сходятся старцы» является типичным образцом раннего творчества Н. К. Рериха. Работая над картиной «Сходятся старцы», Николай Константинович написал три эскиза, один из них был подарен брату Борису Константиновичу, другой находится в Государственном Русском музее, третий — в США (судьба его неизвестна).
Подробности спасения картины в журнале «Дельфис» № 3, 2005.

5 - Рафаэль Святое семейство под дубом

 Для европейского сознания дуб всегда был самым величественным среди деревьев. Одним из первых изобразил дуб на своей картине Рафаэль. Полотно «Святое семейством под дубом» было создано им в 1518 году. Рафаэль использовал библейский сюжет – святое семейство и Иоанн Креститель, которые отдыхают под старым дубом. Следующая серьезная работа датирована началом 17 века. Голландский художник Якоб ванн Рейсдал обратил внимания на дубы. Ему принадлежат картины «Водопад в дубовом лесу» и «Большой дуб». На картине «Большой дуб» вековое дерево стало центром сельской жизни, около него разместились крестьяне, занимающиеся своими ежедневными делами. На картине другого знаменитого голландского художника Яна ванн Гойена «Пейзаж под дубом» главным «персонажем» стал древний, кряжистый дуб. Другая картина этого же мастера называется «Пейзаж с двумя дубами». Немецкий художник  Давид Фридрих считался ценителем природы, особенно его восхищали древние леса. Он одним из первых в Германии стал рисовать старые деревьев, в основном дубы: «Старый дуб с гнездом аиста», «Дуб зимой». Он находил красоту в этих причудливых вековых деревьях с обломанными и сухими ветками без листвы, которые сквозили одиночеством на фоне меланхолического безлюдного пейзажа. Большое внимание дубам уделяли и приверженцы барбизонской школы. В Барбизоне была создана одна из главных работ течения – «Дубы в Апремоне» Теодора Руссо. Это радостный залитый солнцем пейзаж. Картина написана таким образом, что зритель видит неосвещенную сторону деревьев и отбрасываемые ими тени. Поэтому дубы отчетливо выделяются на фоне летнего неба. Теодору Руссо также принадлежит и полотно «Группа дубов в лесу Фонтенбло». Другие работы барбизонцев: «Дубы у дороги», «Старый дуб», «Дубы у пруда», «Дуб на болоте» Жюля Дюпре. В французской живописи дубы встречаются не только на работах барбизонских художников: Камиль Коро «Черный дуб в Фонтенбло», «Лес Фонтенбло. Дуб», «Дуб в деревне», Клод Мане «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло».

6 - Саврасов Дуб

Гляжу на дуб уединенный,
И мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

А. Пушкин.

Мощные, кряжистые древние великаны всегда волновали лучших русских художников: «Пейзаж с дубами и пастушком», «Дубы» А.К. Саврасова, «Старый дуб» Л.Л. Каменева, «Дуб в Домотканово» В.А. Серова, «Дуб» М.В. Нестерова, «Ахтырский дуб» В.М. Васнецова, «Дубовый лес в окрестностях Ревеля» Е.Э. Дюкера, «Дубы. Ясная Поляна» И.П. Похитонова. Даже известный ценитель березок  И.И. Левитан несколько раз обращался к дубам: «Дуб», «Ствол распускающегося дуба», «Дуб на берегу реки». Архип Куинджи признанный мастер светотени, в картине «Дубы» изобразил обобщенный образ дубов. Художник объединил земные объекты природы (дубы) с неземными (облаками). Это создает ощущение торжества природы, которая наполнена земными и небесными соками.
Сказочная картина «Дуб и дриады» принадлежит перу Казимира Малевича.  На дубе, одетом в красный осенний наряд, расположились обнаженные дриады. Карл Брюллов запечатлел на своих картинах всемирно известный Мамврикийский дуб «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврикийского» Художник изобразил Мамврикийский дуб невысоким (до 15 м), но очень толстым (примерно 7-8 м в обхвате). Этот дуб стоит до сих пор в городе Хавроне, в 30-ти километрах от Иерусалима. Правда, в 21 веке он засох окончательно.
Выдающийся мастер пейзажа Иван Шишкин больше всего любил мощные дубы, из-за затаенной силы, и корабельные сосны, благодаря их изяществу. Картина «Дубы» одна из самых известных знаменитых работ мастера. Три молодых дуба (всего-то по сто лет каждому) изображены на солнечной поляне. Через пышные крон заметны участки синего неба. От пейзажа веет радостью и летним зноем.

Известна история создания картины «Среди долины ровныя». За год до этого у художника умерла жена. Художник очень тяжело переживал потерю. И однажды, гуляя по долине, Шишкин увидел величественный одинокий дуб. В нем художник узнал себя – одинокого, но не сломленного временем и бурями. После этой встречи у художника «открылось второе дыхание». Дубы также изображены на картинах: «Мордвиновские дубы», «Дубы в старом Петергофе», «Дубы. Вечер», «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», «Дубы», «Дуб, освещенный солнцем».

Подробно на стр. https://8-poster.ru/onenews/405/

Ремесло

О ценности древесины дуба говорят дошедшие до нас исторические сведения. Если за заповедное дерево какой-либо породы при Петре I налагался штраф 10 рублей, то за дуб порубщик подвергался смертной казни. В 1719 г. рубить дуб было запрещено по всей Руси. Дуб живет в среднем 1000 лет. Диаметр ствола может превышать 2 м. Чем больше возраст дерева, тем выше качество его древесины. Литовцы считают растущий у самой границы с Латвией стелмужский дуб самым старым в Европе, так как этот патриарх среди деревьев со стволом в обхвате 9,13 м достиг 2000-летнего возраста. Древесина дуба имеет ядро темно-бурого или желтовато-коричневого цвета. Хорошо гнется. Имеет красивую крупную текстуру. Легко окрашивается, морится до черного цвета. В обработке резцом хрупок, требует твердого и острого инструмента и осторожности, хорошо выдерживает крупную резьбу. Для столярных изделий необходимо использовать дуб в возрасте 150 — 200 лет. Находит применение: в виде паркета, строганного шпона для отделки изделий, в мебельной промышленности, машиностроении, в тарном (бочки для вина и пива).Двери из дуба всегда отличались великолепным внешним видом и особыми характеристиками, как выдающаяся прочность и долговечность.

Из древесины дуба наши предки возводили срубы колодцев — вода в них не «цвела», была студеной и чистой. В нехитром крестьянском хозяйстве считались самыми лучшими дубовый стол, дубовая ступа. Из дуба гнули ободья, полозья, делали бочонки, кадки. Сваи в реку тоже забивали дубовые. Одним словом, дуб не был подвластен времени — не гнил в воде, его не «брал» шашель, не портили ни ветер, ни солнце.

Из дуба вырезались и первые идолы — к примеру, как свидетельствовал Климент Александрийский, идолом Артемиды на острове Икар служил грубо обтесанный дубовый ствол. Таким же был и идол богини Геры на острове Самос, а жертвенник Геры Киферонской в Теспиях представлял из себя срубленный пень старого могучего дуба. Ибо тогда «ремесленники еще не упражнялись в искусстве изготавливать красивое на вид зло, когда же искусство стало процветать, увеличилось и заблуждение…»

(Климент Александрийский «Увещевание к язычникам». Серия «Библиотека христианской мысли». Пер. А.Ю. Братухина. Изд-во «Издательство Олега Абышко», СПб., 2006 г.)

Из дуба вырезались и все священные изображения кельтов – к примеру, во Франции на берегу Сены было обнаружено огромное древнее святилище богини Секваны с настоящим кладом из 190 деревянных идолов. Все они были вырезаны из сердцевины дуба. Из дуба, по преданию, был вырезан и самый знаменитый языческий идол Ирландии – Кромм Круах, он же Кром Дуб. (Энн Росс. «Кельты-язычники». Изд-во «Центрполиграф», М., 2005 г.)

http://rumagic.com/ru_zar/sci_religion/ross/0/i_046.png

Дубина в военном деле — одно из самых древних видов оружия, служивших человеку еще в каменном веке. Увесистая дубина или деревянная палица — нехитрое оружие тех воинов древности и Средневековья, что делали в бою ставку на свою физическую силу и размах богатырского плеча, а также бедных ополченцев, не имевших средств на приобретение дорогостоящего воинского оружия и снаряжения. Дубину (палицу) использовали в сражении не только для того, чтобы, хватив супостата по шлему, «ошеломить», т.е. оглушить его, но и для метания.
Дубовая палица в качестве орудия громовержца или солнечного бога символизировала твёрдость власти, суровость. Венок из дубовых листьев отсылал к идее силы, мощи, достоинства.

               В изобразительном искусстве с дубиной изображали Гильгамеша, Геркулеса, Тесея и многих других мифических героев древности, а также персонифицированные фигуры Храбрости и Дикаря.
В христианской иконографии дубина — эмблема мученичества убитых ею святых: апостола Иуды Фаддея и первого иерусалимского епископа Иакова Меньшого.

Зодчество.

                На Руси могучий, крепкий дуб рассматривался как эмблема защиты, обороны. Недаром стены древнего Московского Кремля, возведенного при Иване Калите (1325— 1340), были сложены из дуба.

В деревянной архитектуре устойчиво сохранялись народные традиции рубленых зданий, богато декорированных разнообразной резьбой.

Основным материалом для строительства были бревна длиною от 8 до 18 м и диаметром около полуметра. Из бревен тесали брусья (бревно, отесанное на четыре канта). Для устройства полов применялись бревна, расколотые на две части (пластины). Из бревен, расколотых в длину с помощью клиньев получали доски (тёс). Криволинейные поверхности (главы, барабаны, бочки) покрывались лемехом, прямоскатные кровли — тёсом.

На севере чаще строили из дуба, сосны, ели, лиственницы, на юге — из дуба и граба. Для изготовления лемеха применяли осину.

Обычно в старину стены деревянного дома делали дубовыми, дубовыми были полы и полати. Такое расположение древесины способствовало наилучшей защите человека от влияний негативной энергии извне и позволяло в кратчайший срок восстановить потраченные силы, поскольку дуб легко передает свою энергию человеку при непосредственном соприкосновении, а сила его позволяет сбалансировать работу всего нашею организма. Не зря в народе говорили: «Крепок, как дуб!» И в современном городском доме совсем не лишними были бы дубовые полы и дубовые стулья, которые позволили бы быстрее восстановить потраченные за день силы! Дубовая древесина мало подвержена гниению, так как хранит огромные запасы светлой энергии, которые отдает столетиями. Строения и мебель из дуба могут согреть душу и поднять силы и здоровье не одного поколения.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Конструктивное и художественное назначение форм архитектуры рассматривается в связи с формами в природе.

Для воплощения символа поклонения природе, всему растущему существовал треугольник (пирамида). Если пирамидальная форма могла быть широко обобщенным символом, то форма бочки и куба могла быть символом более тонко подмеченной пластичной формы роста в природе (уширение, удлинение, сужение) и ассоциироваться с округло-овальной формой кроны березы, клена, дуба, столь почитаемых со времени Киевской Руси. Здесь нет формы язычка пламени вследствие небольшой высоты, нет формы небосвода и шлема ввиду наличия пучины (свисания).

Амулеты с изображением дуба.

7 - Омулет Древо жизни Кельтский амулет.

Вышивка.

Древний символ славян наделен целительными свойствами и предназначается такой знак мужчинам. В народе символ именуют Перунов Цвет, а покровительствует ему всемогущий и грозный Перун — языческий бог разгневанных небес и молнии. Заветный символ и сегодня считается чудодейственным. По мнению наших предков, он может исполнять заветные желания и открывать скрытые в земле клады. В буквальном смысле такой знак используется в том случае, если мужчине необходимо раскрыть талант, скрытые способности, чтобы достичь успеха.

Вышивка Перунов цвет

Свастическим знаком обычно украшают мужскую рубашку, в вышивке могут присутствовать и растительные мотивы. Вышитый на одежде Перунов цвет, окруженный шишками хмеля, убережет мальчиков от простудных заболеваний и поможет решить проблемы с речью, а с васильками — проблемы со зрением. Узор из цвета папоротника и желудей на мужской одежде — оберег от завистников, источник мужественности, поможет преодолеть усталость. Вышивается такой оберег на 20 или 21 лунный день.

Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

А. Фет. 
31 декабря 1883.

 

3. Символика дуба в литературном творчестве, истории, мифах и легендах.

Русские народные загадки о дубе и жёлудях.

Стоит над кручей богатырь могучий:

Голова – до тучи, плечи пораздвинул,

Руки пораскинул, пальцы узловаты,

Силы непочаты.

(дуб)

Корона — кудрявая,

Сучья – корявые,

А плод – полированный,

Как из меди кованный.

(дуб и жёлудь)

На сучке есть палочка,

А на ней черпалочка;

В той черпалке коробок,

В нём лежит живой дубок.

(жёлудь)

Пословицы и поговорки о дубе.

Держись за дубок, дубок в землю глубок.

Стар дуб, да корень свеж.

Одним ударом дуба не срубишь.

Даже дуб в одиночестве высыхает, а в лесу живёт целые века.

Олень с дубом бодался, да рога сломал.

«ДУБ-ДУБОМ»

Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона.
Если начальник постоянно растекается мыслью по древу, то он наверняка — дуб.
Кора головного мозга ему досталась от дуба.
Стоят столы дубовые, сидят дубы здоровые.
Что ни начальник — дуб, что ни подчиненный — пень, что ни бумага — липа.
Не часто видишь людей, лезущих на дуб, а вот с дуба рухнувших — сплошь и рядом.
Каким же надо быть дубом, чтобы дать себя ободрать как липку?

Жизнь, как у желудя: висишь, качаешься, не знаешь когда упадешь, не знаешь какая тебя свинья съест, а кругом дубы, дубы.

Литература.

Дуб  — это самый популярный образ из всех деревьев в художественной литературе, сказках и легендах.

Первое, что сразу вспоминается, стихотворение А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…»

Именно на дубе могла в сказках сидеть русалка.

Кощеева смерть находится в сундуке, который зарыт под дубом, что стоит на острове, что на море на океане в сказке «Кощей Бессмерный».

Царь Змиулан прячется в дупле старого заповедного дуба в сказке «Козьма Скоробогатый».

Два старца рассказывают Ивану, что «в чистом поле есть сырой дуб под тем дубом глубокий погреб, в том погребе множество и злата, и серебра, и каменья драгоценного» в сказке «Скорый гонец».

Рождественская сказка Г. Х. Андерсена «Последний сон старого дуба».

Басня И. А. Крылова «Свинья под дубом»

ПОЭЗИЯ.

Дуб.

«Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.»

Ирина Токмакова.

Н.И. ИШУТКИН

ДРЕВО ЖИЗНИ – ДУБ СВЯЩЕННЫЙ…

На берегу Суры давным-давно,

В красивом, отведённом Богом месте,

Росли три дуба – три богатыря,

Сура веками им слагала песни.

Тянулись ввысь кудрявые дубы,

И головами к небу прислонялись.

В багряный осени подол лесной

Увесистые жёлуди роняли.

И к ним, могучим этим трём дубам

Ходили наши предки помолиться,

Просили то, чего хотелось им,

И в это время замолкали птицы…

Все просьбы молча слушали дубы,

Ни веточкой, ни листиком не вздрогнув,

И после выслушанных всех молитв,

Передавали эти просьбы Богу…

И вскоре очень многие из них

У каждого просившего сбывались.

Кому хотелось мужа и детей,

Кому богатства – просьбы исполнялись…

И солнца луч их жизни освещал,

И проходила о судьбе тревога,

Ведь каждый предок верующий знал,

Что всё, что есть, то послано им Богом!

И с этих пор прошло немало лет,

Но люди так же веровали в чудо,

И даже в день, когда случалось так,

Что высохли могучие два дуба.

Лишь самый стойкий выжил среди них,

Он за троих одаривал всех силой,

Дарил здоровья людям, красоту,

Неся их из земли по вечным жилам.

Образовалось в дереве дупло,

Огромное, проетое годами…

За вековую землю старый дуб

Вцепился прочно сильными корнями.

Качает солнцу пышной головой

И помогает всем, как прежде, людям,

Но дуб не знал: настанут времена,

И человек о нём совсем забудет…

Вот так и было – люди не пришли…

И сильные ветра тогда подули,

Свирепо выли и качали дуб,

Но до земли нисколько не прогнули.

Когда немного времени прошло,

То о себе дуб снова подал голос.

Со всех сторон услышали его,

Пришло людей на удивленье много!

Случилось вот что: (это знают все!

О чудесах у приходящих к дубу

Со всех окраин люди узнают,

Рассказывая их потом друг другу.)

Жил-был один в окраине лесник

У них с женой не получалось деток…

От этого так горько было им,

А случай сам во все года не редок.

И говорят, что женщина пошла

К святому дереву молить о детях…

На землю телом падала она

И плакала под деревом вновь этим.

И говорят, она потом в дупло,

Та женщина, молившись, заходила,

О самом сокровенном в этот миг

Она с могучим дубом говорила.

Как только девять месяцев прошло,

Исполнилась мечта её благая:

Та женщина девчонку родила!

Пошла молва, что дуб всем помогает!

Теперь к святому дереву идут,

Спешат со всех сторон, со всех окраин.

Все молятся и просят кто о чём,

В дупло заходят, древо обнимают.

Не зря ведь поклоняются ему,

Ведь только Бог один на свет знает

То, скольким людям древо помогло,

И как оно поныне помогает!

И в скольких сёлах, в скольких их домах,

Где День рожденья чадам отмечают!

В любое время и во все года

Дуб ждёт людей, дуб каждого встречает!

Надежды дарит, молится за всех,

Желания людские исполняет.

Приносит много счастья людям тем,

Кто, веря в Бога, день свой проживает.

Неведомые силы – два крыла

Как будто древо выше поднимают,

И хоть болеет телом за людей,

Но дерево живёт, не умирает.

Вот скоро пять столетий уж ему,

А дуб живёт по-прежнему и верит,

Что рядом с ним вновь встретятся сердца

Что много душ он помощью согреет.

Благословит на верную любовь,

Благословит в нелегкую дорогу,

Благословит на светлый жизни путь –

Помолится за всех пришедших Богу.

И точно так же, как река Сура

Даёт все свои силы славной Волге,

Так и священный дуб помочь спешит,

Для этого живёт он очень долго.

А вековая сурская земля

И вкусные реки эрзянской воды,

Священный дуб питают, берегут,

Приумножая мощь его все годы.

Все говорят, сам Бог его хранит,

Ведь дерево великое такое!

И зажигаются всегда над ним

Лишь самые прекраснейшие зори.

Цвела, ожив, янтарная заря,

Ей птицы пели, древо разбудили.

А утренние капельки росы

Вниз тяжестью всей ветки наклонили.

Встряхнул дуб тело мощное своё,

Вдохнув зари янтарный свежий воздух.

Ронял он все росиночки в траву,

И улыбнулся утреннему солнцу.

Он рассказал ему свой новый сон:

«Эрзянская ко мне явилась пара,

Благословить просили на детей,

Благословил их на рожденье парня!

Родится парень сей богатырем,

Он вырастет здоровым и красивым,

Умом особым будет одарён,

И век его взросления – счастливый!

Любить он будет свой родной народ

И чтить традиции родного края,

Знать хорошо богатый свой язык,

Всех – всех эрзян к тому же призывая.

И память он эрзянам возродит,

Заставит вспомнить Тюштю и Пургаза,

Всевышнего на помощь позовёт –

Он вразумит пустоголовых сразу!

И запоют эрзяне песнь свою,

Она всегда сердца всем согревала,

В тяжёлые для предков времена

Людей сплочала, к делу вдохновляла:

«Эрзяне, вместе сильные мы все!

И спорятся дела, когда мы вместе!» –

Какие вдохновенные слова!

Парит, как будто птица, эта песня!

И чувствуется в ней эрзянский нрав» –

И дуб легко вздохнул, продолжив снова,

Промолвил солнцу радостную весть:

«В конце моего сна такая новость:

У женщины и молодца того,

В одну прекрасную такую зорю

Родился долгожданный богатырь!

Теперь в родной семье их стало трое!

А из моего жёлудя тогда

Дубок – ребёнок крепенький родился!

Тебе, Всевышний, сердцем говорю,

Какой же сон хороший мне приснился!

Потягивалось древо ото сна,

Соприкасаясь веточками с небом,

И молвило последние слова,

А солнце улыбалось древу светом!

Однажды там, в Эрзянском том краю,

На берегу Суры, в красивом месте,

Росли три дуба – три богатыря,

Сура веками им слагала песни.

И выросли могучими дубы,

Вокруг себя эрзян всех окликали,

Молиться собирались люди к ним,

Деревьям свои просьбы излагали.

Спустя сто лет один из трех дубов,

Который самым сильным оказался,

За двух своих иссохших братьев жить

И помогать молящимся остался.

И этого древо до сих пор живёт

И заставляет всех нас сердцем верить.

Величье имени прекрасное несёт,

Всем открывает верующим двери,

И если древо всё ещё живёт.

Дуб в живописи

Нет среди деревьев более привлекательного образа, чем могучий дуб. Сотни художников всех времен изображали его на своих картинах. Эти деревья всегда привлекали людей своей мощью, седой стариной, узнаваемостью, мистической составляющей. У многих народов дуб был божественным деревом. Они вдохновляли живописцев, пробуждали в них чувство прекрасного.

(продолжение следует)

Добавить комментарий