Н.К. Рерих с сыновьямиН. Рерих с сыновьями 1942 год. Индия.

Н. К. и С. Н. РЕРИХИ КАК ГУМАНИСТЫ-ПЕДАГОГИ.

Гуманизм является состоянием ума и сердца, когда в центре наших поисков, размышлений, нашего вдохновения и внимания находится человек. ( Святослав Рерих )

В наше сложное время мы всё более убеждаемся: с какими бы благими накоплениями ни пришёл в эту жизнь ребёнок, его нужно воспитывать, помочь ему стать лучше.

Педагогика складывалась веками; её основа – мысль, творчество и опыт величайших гуманистов прошлого, доказавших: воспитание должно идти впереди образования. Сегодня особенно важно приложить к жизни этот принцип, поскольку главная задача Новой эпохи – воспитание Нового человека, а оно невозможно без устремления в Будущее, к прекрасным и вечным Идеалам. Об этом говорили все известные гуманисты прошлого, в том числе Н.К. Рерих, великий художник, философ, учёный, просветитель, общественный деятель, чей день рождения отмечается 9 октября 2011 года (1874-1947 гг.). На его полотнах – целый пантеон героев Духа, святых и подвижников. Как гуманист, Рерих отстаивал в своих трудах вечные идеалы Культуры, Красоты и Знания. Он прославлял возвышающие человека качества: героизм, мужество, бесстрашие, любовь к Родине, самообладание, терпимость, справедливость, доброжелательство, умение сотрудничать, коими сам обладал.

Вершиной гуманистической деятельности Рериха стал Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известный как «Пакт Рериха» (1935 г.).

Николай Константинович утверждал гуманные начала в своей педагогической деятельности в школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, а в 1921-1929 гг. – в созданных им культурных учреждениях Америки. Его советы востребованы сегодня, когда наш мир охватила эпидемия нетерпимости и жестокости, и ничего не делается для того, чтобы оградить от неё наших детей. А, главное, воспитать в них добросердечие и нравственный стержень.

Хорошо видя причины и следствия, Н.К. Рерих предупреждал: «Жестокость – одичание – тупость. Дети, наученные первому, неминуемо впадут и в последующее. …Только возвышенность мышления научит, как оборонить Родину и всё самое драгоценное без впадения в одичание… В конце концов, всё нужно воспитать. Любое спящее сознание должно быть разбужено. Само слово «воспитание» показывает глубокий возвышающий смысл напитания сознания. Ласково и нежно должно быть прикасание руки ведущей. Ненависть, разрушение, унижение, насилие врезываются, как бич, в душу ребёнка. И ничем не залечить эти раны. Неслышно вползает одичание, а изгнать его трудно! Ох, как трудно! Неужели опять потребуются поколения, чтобы возвысить униженное сердце?! Вот уж преступление против человечества…» («В новый путь»).

В статье «Народный учитель» Н.К. Рерих приводит слова Уэллса о том, что ни один завоеватель или государственный деятель не может изменить сущность масс, но учитель – может. Рерих заключает статью словами: «Именно учителя, в стремлении к миру всего мира – к Культуре – могут совершить завоевание, мирное и великолепное». В картине Н.К. Рериха «Сострадание» (1936) показан пример величайшего гуманизма: мудрый учитель спасает лань, ищущую у него защиты; он принимает удар на себя, и стрела, пущенная охотником, вонзается в его руку…

Великим гуманистом был и Святослав Николаевича Рерих – выдающийся художник, общественный деятель и учёный, 107 лет со дня рождения которого отмечается 23 октября. «Наша задача состоит в том, чтобы создать более совершенное общество, дать молодому поколению как можно больше истинных благ – в первую очередь духовных, которые могут сделать жизнь прекрасной…», – говорил Святослав Рерих. Он участвовал в работе детской школы в Бангалоре (Индия), созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Педагогическая концепция этой школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей с 3-х лет. Малышей знакомили с идеями крупных философов, чтобы с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения».

В лекции, прочитанной 27 октября 1977 г. в Колледже Бангалора, Святослав Рерих сказал: «Гуманизм был и остаётся поиском высочайших человеческих ценностей, и часто этот поиск проходит через переосмысление наследия великих периодов прошлого… Гуманизм наиболее полно проявляется, когда человек духовно приближается к Космосу».

На картине С.Н. Рериха «Мы сами строим себе тюрьмы» (1967) – заводской корпус, похожий на чудовище. Миру бездушной механики художник противопоставляет мать, которая, уводит хрупкого мальчика – росток новой жизни, от воздвигнутых самими людьми тюремных решёток и чудищ…

Взрослые – родители, воспитатели и учителя – обязаны вывести детей к Свету из царства бездушия, безмыслия и безнравственности! Сегодняшние реформы отводят Школу от гуманистического наследия педагогики, без которого невозможно воспитать истинно Благородного Человека.

Поскольку Учитель есть истинный воспитатель народа, именно от его сознания зависит, каким будет этот народ.

Обновление народа возможно, если учитель возвысится в духе сам и его большое Сердце сможет обнять и зажечь своей любовью сердце каждого ученика.

Уважая личность каждого ребёнка, и способствуя раскрытию её творческого потенциала и возвышению мысли, Учитель – без окрика, подавления и принуждения – строит Школу Радости для всех своих учеников. Такая Школа есть оплот Нового Мира!

(Юлия Владова)

Добавить комментарий