Лилия.
Об этих прекрасных цветах было сложено много историй, мифов и легенд. Ее называют повелительницей цветов. Свое имя она получила от древних слов, означающих «белый-белый». На Руси ее ласково называли ясными очами, солнечной росой. Ее всегда связывали с чистотой и невинностью. Это цветок Франции, ее символ. Во Франции есть даже орден — серебряный цветок на белой шелковой ленте. А в средние века считали, что этот цветок способствует превращению металлов в золото.
Легенды о «белой водяной лилии» — белой кувшинке (Nymphaea alba L.), которую в народе часто называли «одолень-трава», кроме славян, слагали и другие народы. Древние греки были абсолютно уверены в том, что одна симпатичная нимфа, страстно полюбившая красавца и силача Геракла, не дождалась ответной любви от героя древней Эллады и, бесконечно страдая от неразделенной любви, превратилась в прекрасный белый цветок, раскрывающийся на поверхности плавно текущих вод… Увы, любовь без взаимности тысячелетиями приносит горькие страдания лучшим — и не только лучшим — представителям человечества.
Итальянцы могли бы рассказать нам иную легенду: однажды болотное чудище похитило красавицу Мелинду, дом которой был неподалеку, и овладело ею. Говорят, что Мелинда стала женой чудовища. Впоследствии люди видели родившийся от этой противоестественной связи — или от странной любви? (вспоминается другая сказка, «Аленький цветочек») — чудесный цветок, напоминающий белоснежными цветками цвет ее нежного лица, и золотистой окраской сердцевинки — вьющиеся локоны итальянской красавицы.
Рассказывают, что фиванская царица красавица Алкмена, мать Геркулеса, боясь мести ревнивой Юноны, чтобы укрыть рожденного ею от Юпитера Геркулеса, положила его под густой кустарник; но Минерва, знавшая божественное происхождение малютки, нарочно повела Юнону к этому месту и показала ей бедного, покинутого своей матерью ребенка. Здоровый, прелестный мальчуган очень понравился Юноне, и как защитница и покровительница всех новорожденных она согласилась дать томившемуся от жажды малютке пососать своего молока. Но мальчик, почувствовав в ней инстинктивно своего врага, так сильно укусил ее, что она, вскрикнув от боли, грубо оттолкнула его. Молоко брызнуло и, разлившись по небу, образовало Млечный путь, а несколько капель его, упав на землю, превратилось в лилии. По этой-то причине цветы эти у греков носили также название и роз Юноны.
Лилия – символизирует чистоту, покой, воскресение и царственность. На Западе лилия имеет ту же символику, что и лотос на Востоке (означает смерть и жизнь, лотос это космос, поднимающийся из хаоса, как Солнце, взошедшее из лотоса в начале мира. Лотос – цветок Света, символ совершенства, духовное раскрытие). Лилия является символом Благовещенья и святых дев. В искусстве лилия, изображённая на одной стороне, а меч на другой, означают, соответственно невинность и вину.
Лилии в искусстве.
Лилия олицетворяет чистоту, невинность и красоту. Многие знаменитые художники не обошли своим вниманием этот прекрасный цветок и изображали лилию на своих полотнах. Лилию можно встретить на картинах художников любых направлений: в райских садах художников-романтиков Европы, в творчестве импрессионистов, на натюрмортах, портретах и пейзажах. Лучшим подкреплением этих слов будут несколько примеров из произведений всемирно известных художников.
Леонардо да Винчи, набросок лилии.
Леонардо да Винчи, Боттичелли, Эль Греко, запечатлели лилию на своих картинах с библейским сюжетом как символ, ассоциирующийся со сценой Благовещения. Именно этот белоснежный цветок, символ чистоты и целомудрия, держал в руках Архангел Гавриил в своем чудесном явлении Пресвятой Деве Марии, возвещая о рождении Христа.
Этот мотив встречается и в произведениях живописцев XIX века, к примеру, в «Мадонне в лилиях» французского художника Адольфа-Вильяма Бугро – снизу и по бокам картины с образом Девы Марии с младенцем на руках изображены ослепительно прекрасные белоснежные лилии.
Наверное, одним из самых замечательных натюрмортов с изображением лилии является картина известного русского художника С. Рериха под тем же названием – «Лилии», которую он написал в 1938 году. Картина эта в настоящее время находится в нью-йоркском музее Н. Рериха. На ней изображена ваза с белоснежными и ярко-оранжевыми лилиями, изящество которых трудно передать словами. Натюрморт требует особого внимания и сосредоточенности, в него нужно буквально погружаться.
Святослав Рерих. Лилии.
1938. Холст, масло. 44 x 35,5.
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США.
Святослав Рерих. Лилии.
1938. Холст, масло. 30,5 x 23.
Центр искусств «Карнатака Читракала Паришат», Бангалор, штат Карнатака, Индия.
Не меньший интерес художников вызывали и водяные лилии. Чаще встречаются картины с изображением прекрасных девушек, которые собирают эти нежные цветы в реке или пруду Это, к примеру, известные творения: «Лето» (1918) художника Колина К. Купера, «Приятная прогулка по Темзе» – непревзойденного иллюстратора произведений Ч. Диккенса, Маркуса Стоуна, «Девушки в лодке, собирающие лилии» – Томаса Брукса. Американский художник-импрессионист Хассам Фредерик Чилде в своей картине «Лилии» (1910) изобразил девушку, которая одиноко сидит на берегу пруда с водяными лилиями. Воздушные нежные тона, девушка в белом платье завораживающе «перекликающемся» с обворожительными лилия, оставляют неизгладимое впечатление.
Ни один посетитель известного парижского музея «Оранжерея» в не менее известном саду Тюильри, не может остаться равнодушным к озерному царству Клода Моне, расположенному в подвальной части музея, к его картинам с изображением водяных лилий. Это – целая серия посвященных кувшинкам и воде пейзажей, на которых художник запечатлевал водяные лилии.
Дополнительно: http://art.mirtesen.ru/blog/43538504260/Belaya-liliya-v-zhivopisi
Николай Рерих. Лотос.
1933. Холст, темпера. 74,5 x 117.
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США.
«…Вот в Ганге у Бенареса сидит садху на воде в священной позе. Скрещенные ноги его прикрыты водными струями. Народ сбегается к берегу и дивуется на святого человека…»Н. Рерих. Твердыня Пламенная. Риши
Декоративное панно. 1920. Холст, темпера. 235 x 122. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США.
В картине «Песнь потока» («Песнь водопада»), 1920 г., Николай Константинович Рерих обращается к традиционным символам Востока — лотос символизирует Божественную истину и чистоту, река — человеческую жизнь.
Изысканным линейным ритмом художник подчёркивает контрасты острых очертаний скальных уступов, пенящейся воды и плавных линий тихой заводи с цветущими лотосами…
*****
«Тело Будды и лотос – две эти формы, заимствованые из индуистского искусства, выражают одно и то же: беспредельный покой Духа, осознавшего самого Себя. Они отражают всю духовную позицию буддизма – и, можно добавить, позицию психофизическую, которая служит опорой духовной реализации.
.
Образ Божественного Человека, возведенного на лотосовый трон, является индуистской темой. Мы выяснили, что в ведийском алтаре заложен традиционный образ «золотого человека» ( хиранья-пуруши); образ покоится на золотом диске, который, в свою очередь, возлежит на лотосовом листе.
.
Это символ Пуруши, Божественной Сущности в ее аспекте неизменной сути человека, и это также образ Агни, сына богов, благодаря которому Праджапати, Вселенная, реализуется в своей истинной полноте. Пуруше присущи все эти аспекты; Он проявляется на каждом плане существования, в том смысле что соответствует законам, присущим данному плану, не подвергая Себя какому бы то ни было изменению.
.
Агни – это духовное семя, из которого берет начало вселенская природа человека; вот почему Агни сокрыт в алтаре, как и в сердце человека; он рожден из изначальных вод – совокупности истинных потенциальных свойств души или мира; отсюда – лотос, который поддерживает его.»
(c)
Буркхардт Т. «Сакральное искусство Востока и Запада»
Изображения лотоса широко распространено в китайской живописи. Китайцы верят, что цветок растер в раю, на небе и почитался как священное растение ещё до распространения буддизма.
Лотос олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия.
Клевер Юлий Юлиевич
Священный лотос! Ты — божественный цветок!
Тобою восхищается искуснейший знаток.
Небесной чистоты и Света лик,
В тончайшем аромате воскресает в блик,
Весь запах и поток воистину велик.
А нежность лепестков твоих аж изумляет,
Глаз радует и душу умиляет.
Чудесное творение великого Творца,
Достойно изумрудного, ампирного дворца,
Волшебного сияния духовного венца.
Несёшь в себе ты красоту садов,
У райских врат цветёт покров.
Тебя я помню с древних пор,
Когда ты украшал собою и собор,
Об этом не уместен даже разговор.
В тебе любовь и счастье расцветает,
Мечта от снов за грёзы улетает.
Я оду для тебя сейчас пою,
Душою мысль ловлю твою,
Тебя – люблю, тебя – боготворю.
Жолонковская Галина
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.