«… здоровая умственная пища охраняет чистоту души от нравственной заразы» (Рочестер).

ХАЛ  Основатель международной философской школы «Новый Акрополь»

 Профессор Хорхе Анхель Ливрага (Jorge Angel Livraga), итальянец по национальности, родился в  Буэнос-Айресе в 1930 году. Получил образование на факультетах медицины, и истории искусства и философии Буэнос-Айресского университе.

Как он сам отмечал в 50-х годах, его проект состоял в том, чтобы создать философскую школу «классического образца», беря за основу различные духовные и философские традиции, возродить идеал философии, как способа сделать жизнь каждого человека более полной, гуманной, гармоничной.

Всю свою жизнь профессор Ливрага посвятил укреплению братства между людьми и народами, преодолению моральной и материальной нищеты своих современников, и защите свободы совести и самовыражения везде, где бы они ни находились под угрозой.
Он написал много книг и статей. Это исследования по истории древних культур и цивилизаций, романы, философские эссе и размышления о современном мире и другие произведения.

В 1951 году ему была присуждена первая премия Национального поэтического конкурса в Аргентине. Знаком признания актуальности и важности его работ послужило награждение его в 1976 году Парижским Крестом Французской академии в области искусства, науки и литературы. Помимо прочих званий он также является членом Международной Буркхардтовской академии в Швейцарии. Свою жизнь он посвятил служению гуманистическому идеалу, вдохновляющему нас. Все что он имел, он завещал «Новому Акрополю». Его семейный дом и личная коллекция предметов искусства стали основой для музея.

«Человек, шаг за шагом, ступень за ступенью познающий себя, идет навстречу собственной судьбе, учится откликаться на ее Зов и становится Зовом для других. Каждое усилие, каждая победа над собой, каждый верный шаг на этом пути приближают Встречу-Резонанс человека и его Предназначения. Резонанс, который предоставляет шанс увидеть следующую ступень, а также радость и силы для ее достижения. «Каждый твой шаг на пути заставляет тот горизонт, к которому ты идешь, отодвинуться еще на шаг дальше. Когда перед тобой открывается одно таинство, это можно сравнить с силой трамплина, подбрасывающего тебя к другому таинству, еще более высокому и сокровенному… и так постоянно»

Произведения

Все труды Хорхе Анхеля Ливраги подчинены задаче донести знания и философию до самой широкой аудитории и имеют просветительский характер. Значительную часть его интеллектуального наследия составляет свод лекций и занятий, посвященных самым разным темам. При всей широте подхода их основная идея — необходимость пробуждения в каждом человеке индивидуального сознания.

«Лотос»: 1952 (Первая национальная премия Аргентины в области поэзии)
«Анкор-ученик»
«Алхимик: что скрывается за образом Джордано Бруно»
«Основы Идеала Нового Акрополя»
«Театр мистерий в Древней Греции. Часть 1. Трагедия»
«Мифы 20 века»
«Пес Моасси» «Фивы»
«Элементалы — духи природы»
«Политический идеал»

Сборники
Магия, Религия и Наука для третьего тысячелетия (лекции в пяти томах): Madrid, Nueva Acrópolis, 1982
Письма Делии и Фернанду: Madrid, Nueva Acrópolis, 1981, ISBN 84-300-4075-7
Опасности расизма: Madrid, Nueva Acrópolis, 1997
Размышления

Дополнительно:  http://www.livraga.ru/

http://www.newacropolis.ru/

БУДЕМ ЛИ МЫ ЖИТЬ СНОВА.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
ЛЕКЦИЯ
Сегодня мы с вами рассмотрим основные положения теории перевоплощения и, прежде всего, попробуем ответить на главный вопрос: будем ли мы жить снова?
Эта проблема важна для каждого, потому что это один из вопросов философии — то есть поиска Мудрости, поиска глубинного Знания.
Наша цивилизация характеризуется колоссальным развитием науки и, в особенности, техники. Технические средства, которые мы имеем в своем распоряжении, позволяют нам быстро перемещаться из одного места в другое, передавать информацию и общаться друг с другом. Но в то же время эти технические средства, это всеобщее «помешательство» на науке, этот перекос в сторону материализма и практицизма, — все это порой лишает нас стремления и возможности постигать незыблемые законы Природы.
Были когда-то другие времена и другие эпохи, другие люди и другие народы, которые уделяли больше времени этим вопросам и имели больше предрасположенности или просто больше интереса к ним. А сегодня мы очень много знаем о сопротивляемости материалов, о физических величинах; мы очень много знаем о том, как переместить свое тело из одного места в другое, как вылечить поврежденную руку… Но в том, что касается фундаментальных проблем человеческого существования, мы оказываемся столь же невежественны или даже еще более невежественны, чем человек, оставивший свои рисунки на стенах пещер Альтамиры.
Поэтому сегодня мы продолжаем задавать все тот же старый вопрос, вопрос, который шепчут все новые и новые губы: «Что будет с нами? Что будет с нашей жизнью?» Мы знаем, что пришли в этот мир, что появились на свет в лоне своей семьи, в определенном обществе, определенном государстве, у нас есть друзья, иногда есть проблемы в общении с людьми, нас любят, нас понимают или не понимают… Но за всем этим встает древний, идущий из глубины веков вопрос, главный вопрос: кто мы? Откуда мы пришли и куда идем.
Разные религии в разные времена стремились найти на него ответ. Они передавали человечеству — посредством символов, как это сделал, например, Иисус в Новом Завете, — ряд истин, которые помогали ему становиться лучше. Очевидно, что при нашей современной отчужденности, в нашем повседневном мире, в повседневных нуждах наше сознание остается глухо к важнейшим проблемам. Но один вопрос все же бьется внутри, звучит в душе снова и снова: откуда мы пришли и куда идем — ведь все мы куда-то уходим? Что происходит, когда мы умираем? Неужели мы просто-напросто растворяемся? Проходим ли мы через какую-то область испытаний? Существует ли ад? Существует ли Рай? Возвращаемся ли мы в этот мир снова? Неужели наше сознание исчезает в небытии.
И поэтому я хочу рассмотреть разные теории о возможности вернуться в этот мир, о философской возможности того, что мы можем снова вернуться к жизни. Но для начала давайте вспомним, что идея эта вовсе не нова и что она не является неким парадоксом, внезапно пришедшим нам в голову. Все древние культуры, все древние цивилизации, о которых мы можем говорить, владели определенными методами познания, позволявшими им рассматривать перевоплощение не просто как возможность, но как очевидную истину.
Конечно, сейчас невозможно будет привести все возможные примеры. Возьмем наугад некоторые. Например, Америка. Ацтеки верили в то, что люди вновь возвращаются в этот мир. Согласно их теории, умершие, которые были слишком привязаны к земле, остаются как бы в плену земного очарования — как тот, кто, однажды увидев прекрасный пейзаж, жаждет увидеть его вновь, а тот, кто познакомился с приятным, интересным человеком, хочет снова с ним пообщаться. Ацтеки были тонко чувствующим народом, они размышляли о вещах, имеющих подлинную ценность; они говорили, например: «Сделанное из нефрита — ломается, сделанное из перьев — уносится ветром»… Они не были ни примитивными, ни легковерными людьми. Уже прошло то время, когда мы, европейцы, пытаясь оправдать свое не всегда миролюбивое отношение к древним американцам, представляли их как невежественных дикарей с перьями на голове. Но истина состоит в том, что та цивилизация и культура, которая развивалась, например, в районе Мехико, ничем не уступала тем культурам и цивилизациям, которые существовали в Азии и Африке. Мы можем говорить в этом смысле и о майя, и об ацтеках, тольтеках, ольмеках и т. д. Все они считали, что души, освободившиеся от этого мира, не испытывающие к нему привязанности и убежденные в том, что существует нечто гораздо более возвышенное и далекое, — эти души после смерти уходят в ту область, которую мы сегодня называем фотосферой Солнца; иначе говоря, они продолжают жить в Свете, подобно колибри, являющимся формой бога Уитцилопочтли.
Древние египтяне также полагали, что люди могут перевоплощаться. Каждый человек после смерти проходит испытания в Амдуате. Амдуат — это род чистилища, место, где на весах взвешивается сердце умершего и где ему задается ряд вопросов, на которые он должен дать ответ. Очевидно, что все это нужно понимать символически. Те, кто оказывался достаточно чистым, могли достичь Аменти — Страны Амона, магического места, где каждый находил то, что желал найти. Это прекрасный край, где лотосы никогда не закрываются, где ладьи не тонут, где поцелуи не предают, где пища не портится, где данное слово соблюдается, где все люди понимают друг друга на любых языках… Но те, кто не обладает этой духовной возвышающей силой, кто остается во власти привязанности к земному, не могут преодолеть границу Амдуата и вынуждены вновь проходить через земной опыт.
Те же представления мы видим у китайцев, о том же говорят греки и римляне. Вы сами знаете, что Гомер говорит об Ахилле и о том, каким образом можно избежать возвращения на землю. Вы знаете также и о том, что римляне считали, например, что Сципион Африканский оставил некие наставления, связанные с его возвращением в этот мир. Даже в учениях ранних христиан вплоть до Трентского собора обнаруживаются утверждения о том, что люди возвращаются на землю и что Иисус Христос был новым воплощением одного из древних пророков. Итак, мы видим, что вера в перевоплощение проходит через всю историю человечества.
Но, пожалуй, наиболее ясно и определенно тема перевоплощения, или реинкарнации, раскрывается в Индии. Именно здесь мы можем найти более доступные нашему сегодняшнему пониманию элементы знания. Остановимся на этом чуть подробнее. Все многочисленные и разнообразные религии и секты индусов согласно утверждают, что все в мире перевоплощается, все вновь возвращается в жизнь. Вопреки общепринятому мнению, у индусов была философия и диалектика задолго до греков, которым сегодня приписывается «изобретение» философии, диалектики, логики. Еще за много столетий до греков в индийских школах, называемых пурушическими, был создан целый ряд трактатов и исследований по диалектике и логике, которые, опираясь не только на веру, но и на разум, доказывают, что человек может воплощаться много раз. Эти учения говорят о том, что все в мире происходит циклически, что существуют огромные циклы, огромные периоды времени — Манвантары, что между Манвантарами, то есть состояниями космической активности, существуют периоды сна — Пралайи. Эти учения говорят и о том, что подобная цикличность, чередование активности и пассивности, обязана своим существованием вдохам и выдохам Брахмы, то есть дыханию Божества, и распространяется на все вещи и существа; точно так же мы бодрствуем одну часть суток и спим другую.
Еще тысячелетия назад древние индусы открыли законы Лавуазье: в Природе ничто не исчезает, все трансформируется. Наблюдая Природу, они заметили, что сезоны дождей сменяются засушливыми периодами, и этот ритм порождает разные типы климата, позволяющие жить и размножаться разным типам растительности. Они обратили внимание на циклическое движение звезд на небе и на возвращение Солнца, каждое утро озаряющего землю. Из всего этого они заключили, что все вещи и явления цикличны, что все вещи и явления, с одной стороны, уникальны и неповторимы, а с другой стороны, повторяются вновь и вновь.
Мы можем убедиться в этом, если возьмем в качестве примера нашу повседневную жизнь. Каждый день мы повторяем одно и то же: работаем, едим, ходим и т. д. Но при этом каждый день и в каждый момент времени у нас разные состояния души, разное самочувствие и разная расположенность к тем или иным вещам; каждый день мы говорим на разные темы и встречаемся с разными людьми. Следовательно, несмотря на ту неповторимость, которая присуща любой человеческой деятельности, циклы ее повторимы и возвращаются вновь и вновь. Для индусов непрерывность и вечность не являются чем-то статичным, не являются сохранением одного и того же; скорее, это постоянное становление. Для них идея длительности, идея вечности заключается не в объективной неизменности чего-то, а в постоянстве изменений, цель которых остается тайной, в постоянном развитии внутреннего духовного импульса, который движет все сущее к конечной цели, к смыслу бытия.
Этот импульс проходит через целую цепь взаимосвязанных явлений. Индусы говорят о законе Кармы, законе Причин и Следствий. Всякая вещь и явление, все происходящее являются следствием того, что было раньше, и причиной того, что будет после. Ни одна вещь, ни одно слово, ни одно действие, ни одно существо, ни один мир, ни одна жизнь не являются во Вселенной отдельными и единичными; все есть плод того, что было, и семя того, что будет. Мы можем видеть это и в культуре: не существует такой теории, такой книги, такого слова, такой выставки, которые не основывались бы на чем-то и, в свою очередь, не являлись бы основой для чего-то последующего. Нет ни одного существа во Вселенной, которое не было бы потомком другого подобного ему существа и не могло бы породить других подобных. Такое порождение подобного подобным индусы и называли законом Кармы, законом Действия и Реакции.
Этим законом Действия и Реакции руководит космическая направленность, Закон, гласящий, что все чем-то движется. И перед нами встает следующий вопрос: а почему происходит то, что происходит? Мы все задаемся этим вопросом — как правило, в самые критические моменты нашей жизни. Подобные вопросы могут показаться глупыми, но они волнуют нас, потому что мы люди. Сколько раз перед лицом смерти родственника или друга, в момент смерти близкого человека мы задавали вопросы, которые с точки зрения философии могут показаться глупыми, но которые все же так свойственны человеку: «Почему это произошло именно со мной? Почему это произошло с ним, ведь он был таким хорошим человеком? Почему это произошло с ним, таким хорошим, а тот, другой, порочный и подлый, пользуется всеми благами жизни и живет припеваючи? Откуда такая несправедливость?» И человек закономерно впадает в своего рода атеизм. Он говорит: «Бог добр и справедлив. Но если Бог добр и справедлив, то почему одни рождаются калеками, а другие имеют тело Аполлона? И если Бог добр и справедлив, то почему одни рождаются в золотой колыбельке, а другие — в хлеву? Если Бог добр и справедлив, как такое может быть? Если мы никогда прежде не жили, если мы никогда прежде абсолютно ничего не совершали, если мы возникли вместе с нашим телом, насколько же несправедлив тот, кто одних создал парализованными, слепыми, искалеченными, а других наделил всеми возможными благами! Что же это за Бог, который так относится к своим детям, что одним дает все, а другим ничего»?
Это извечный вопрос.

Индийские философы и метафизики полагали, что существует путь, который они называли Садхана, и закон, который они называли Дхарма, Всеобщий Закон, движущий все сущее к некой предопределенной цели.
Индусы верили в реинкарнацию, в перевоплощение душ, но это не было то упрощенное представление, согласно которому человек, умирая, некоторое время находится в тонком мире, а затем снова возвращается. Ибо если бы все было так легко и просто, то все мы прекрасно помнили бы, кем были прежде, и необходимость говорить о реинкарнации отпала бы сама собой: ведь мы так же легко могли бы вспомнить предыдущие жизни, как вчерашний и позавчерашний день.
Для того чтобы по-настоящему понять это учение, необходимо помнить, что индусы ни в коей мере не считали человека состоящим из какой-то однородной материи. Они полагали, что мы имеем что-то подобное семи телам или оболочкам и что одни из этих тел перевоплощаются, а другие нет.
Рискуя утомить вас, я все же попробую вкратце пояснить эту мысль, поскольку в противном случае трудно понять индийскую теорию перевоплощения. Философы Индии утверждали — и о том же говорят древние книги, — что человек состоит из семи тел, или семи оболочек, отличающихся частотой вибраций. Если мы будем рассматривать их «снизу вверх», первым будет тело, общее у нас с камнями и другими окружающими нас предметами, — физическое тело. Индусы называли его — скажу для тех, кому это интересно, — Штула шарира. Штула на санскрите означает тело или оболочку, а шарира — то, что можно потрогать, то, что обладает плотностью.
Выше находится (когда я говорю «выше», я не хочу, чтобы вы представляли себе какое-то подобие луковицы, состоящей из множества слоев один поверх другого; можно сказать, что разные тела находятся как бы в разных измерениях) Прана шарира, жизненное тело, тело энергии, наличие которого отличает живого человека от умершего. Существует ряд термодинамических и электрических феноменов, отличающих даже только что умершего человека от живого, и они связаны именно с праническим измерением человека, с его жизненным телом.
Третьим снизу телом является Линга шарира, то, что в восточном эзотеризме называется двойником и что египтяне называли Ка, психическим двойником человека. Линга шарира — это то, что роднит нас с животными, Прана шарира — с растениями, а Штула шарира, как уже было сказано, — с минералами. Здесь мы видим, как само строение человека связано со структурой Природы, с различными ее царствами: физическая часть человека — с минералами, энергетическая — с растениями, психическо-животная — с животными. В Линга шарире берут начало наши страсти, наши сны, наши фантазии.
Наконец, индусы говорят о Кама-манасе, то есть «уме желаний», эгоистическом уме, который пугается, ужасается, трепещет, узнав, что с ним что-то должно случиться; это маленький ум, ум, который испытывает страх.
Эти четыре низших тела, четыре измерения смертны, они умирают и после смерти разрушаются. Смерть для них является заключительной стадией того «изнашивания», которое начинается с момента рождения. Иными словами, человек начинает умирать с того момента, как рождается, и постепенно, мало-помалу умирает, пока не наступает финальный коллапс, когда умирает и его физическая часть, и энергетическая, и психологическая, и ментальная эгоистическая.
Но индусы говорят также и о том, что в человеке есть индивидуальная, неделимая часть, которая и проходит через перевоплощения. Они говорят о Манасе, высшем Разуме, ясном, спокойном, постоянном. Далее следует оболочка, называемая Буддхи, — наделенная разумом Интуиция, не искажающая реальность. И, наконец, Атма, чистая Воля, отражение Божества в человеке.
Эти три наиболее глубоких плана сознания — Манас, Буддхи и Атма — служат ступенями, по которым можно подняться к Небу. Как я уже сказал, именно они составляют индивидуальную, неделимую часть человека, которая перевоплощается. Перевоплощения происходят на основе сканд — причин действия, накопленной Кармы. Если на протяжении миллионов лет человек жил и действовал (я имею в виду человечество в целом), получал богатый и разнообразный опыт, и опыт этот у каждого свой, то становится понятно, почему мы иногда рождаемся в золотой колыбельке, а иногда в хлеву. Так почему же? Потому что, с философской точки зрения, мы отнюдь не всегда учимся большему, когда рождаемся в золотой колыбельке, чем когда рождаемся в хлеву, — не забывайте, что даже Учитель Иисус Христос родился в хлеву. Это просто символ, помогающий понять, что где бы человек ни родился, в одном месте или в другом, он всегда может извлечь из этого опыт. Однако необходимо понимать, что опыт этот всегда ограничен. Ведь если человеку выпало на долю родиться в такой семье и в таком окружении, где единственное, что он может делать, — это быть крестьянином, то он проходит опыт крестьянина, но лишен возможности пройти опыт художника, военного, политика или поэта. Именно поэтому, согласно учению древних индусов, та часть человека, которая нуждается в опыте, вновь возвращается на землю, чтобы поселиться в телах рождающихся детей, возвращается за новым опытом. Эта жажда нового опыта, сканды, зерна и есть то, что ведет человека к новым встречам, к новому биологическому существованию.
Итак, перевоплощается не весь человек, а та его высшая, духовная часть, которая, как правило, у нас не столь уж развита. Пусть меня простят те из присутствующих, к кому это не относится, но придется сказать, что у всех нас духовная часть развита очень слабо. Сколько времени в году, друзья мои, мы посвящаем чистке зубов, прическе, одежде, сколько времени мы посвящаем еде и питью? А сколько времени мы уделяем хорошей книге, глубокому, возвышенному разговору, молитве, размышлению? Так сколько же? Практически нисколько. Очень мало. В основном мы обращаем внимание на свою материальную часть. Молодые говорят: «Да, это так, но это потому, что мы молоды. Вот когда доживем до соответствующего возраста, тогда и будем задумываться и размышлять». Но это самообман. Когда человек достигает «соответствующего возраста», он говорит: «Нет-нет, еще не сейчас! Я хочу, наконец, пожить для себя; сейчас будет поспокойней, я выхожу на пенсию, буду возиться с внуками…» Иными словами, у человека всегда найдется оправдание тому, чтобы продолжать двигаться, путешествовать, одеваться и т. д., оставляя очень мало времени для вещей другого рода. И не то чтобы мы игнорировали эти вещи, потому что неспособны к ним; не то чтобы рука неведомого божества закрывала нам глаза, лишая зрения… Просто мы посвящаем свою жизнь тому, чему хотим посвятить.
Я с радостью вижу в этом зале более ста человек, которых интересует тема перевоплощения, и я, со своей стороны, от всей души пытаюсь объяснить ее. Но сколько людей в мире интересуются совсем другими вещами? Очевидно, что если бы сегодняшняя лекция была посвящена не реинкарнации, а какой-то политической, социальной или экономической теме, на нее собрались бы тысячи людей, хотя все мы давно уже убедились в том, что ни самые лучшие политики, ни самые лучшие социологи, ни самые лучшие экономисты не способны привести мир в порядок. А в мире с каждым днем все больше кризисов, проблем, столкновений, конфликтов. Одни говорят, что причина конфликта в одном, другие — что в другом, но сам конфликт от этого не исчезает. Цены на хлеб растут, арендная плата повышается — это наша реальность. И мы, несомненно, и дальше будем продолжать слушать всех тех, кто обещает навести в мире порядок, и дальше у нас не будет хватать времени, чтобы хоть изредка поразмышлять совсем о другом — о том, что будет с нами, когда мы умрем, ибо все мы однажды умрем. Мне бы не хотелось показаться пессимистом, но разве кто-то считает, подобно Гильгамешу, что будет жить вечно? Я искренне желаю вам прожить сто лет в здоровье и достатке, но разве по прошествии этих ста лет не наступит момент, когда нить жизни прервется? Древняя Атропос перережет нить и оставит нас наедине с вечной тайной. И к этому нужно относиться естественно, ведь мы естественно относимся к тому, что люди рождаются. Так же естественно нужно подходить и к тому, что люди умирают — в противном случае был бы неизбежен страшный демографический взрыв.
Итак, древние индусы говорят о том, что, согласно законам, направляющим судьбу, перевоплощается лишь высшая часть человека. Однако об этой высшей части мы знаем очень мало. Но что говорил об этом Платон, также объяснявший понятие перевоплощения, мы знаем очень хорошо. Он говорил о водах Леты, которые, если испить их, приносят забвение. Именно поэтому мы ничего не помним, когда рождаемся вновь; лишь изредка в человеке сохраняется искра воспоминаний, но и она не является чем-то оформленным, осознанным и упорядоченным. Платон говорит — с тем характерным сарказмом древних греков, который отчасти унаследовали и мы, — что самые страстные и нетерпеливые бросаются к водам Леты и жадно пьют, зачерпывая обеими руками, после чего крепко засыпают; благоразумные же и умеренные пьют немного и поэтому могут потом хоть что-то вспомнить.
Вы знаете, что в мифе об Эре и в «Федоне» Платон развивает и прекрасно объясняет эти идеи. Вспомним хотя бы тот отрывок, где Сократу задают вопрос: «Откуда берутся живущие?» — на что он, в свою очередь, спрашивает: «А откуда берутся мертвые?» — «Мертвые происходят от живых». — «А откуда берутся живые?» — «Живые происходят от мертвых». Для Платона, Сократа и всех греческих философов было очевидно существование неизбежного цикла, внутри которого человечество восстанавливает свои силы, чтобы вновь прийти в этот мир и приобретать новый опыт.
Правда это или выдумка? На этот вопрос ответить нелегко, и я этого сделать не смогу; я лишь излагаю это учение, а каждый уже может судить в соответствии со своим собственным опытом. Сегодня одна половина человечества пытается убедить другую в том, что ей следует делать. Все мы осознаем, что живем в мире, где правит пропаганда. «Чистите зубы именно этой пастой, потому что она — особенная», «Покупайте именно эту машину — единственную, которая не ломается», «Ходите по этой улице, потому что она лучше», «Голосуйте за такого-то, потому что он решит все ваши проблемы», «Стригитесь именно у нас, и ваши волосы будут расти вовнутрь»… Нас пытаются убедить в чем-то любыми средствами, и это свидетельствует о недостатке уважения к человеческой индивидуальности, о недостатке уважения к тому философскому Я, которое живет в каждом из нас. Такое ощущение, что нас путают со стадом — стадом свиней. Нам говорят «Идите все сюда!» — и мы все — топ-топ-топ — идем в эту сторону; потом приходит кто-то другой и говорит: «Нет, не сюда! Вон туда!» — «Ах, туда!» — и все — топ-топ-топ — бегут в другую сторону. Так происходит и в политике, и в экономике, и когда мы идем в кино, и даже в наших личных отношениях.
Именно философия, и в рамках философии позиция «Акрополя», предлагает каждому внутреннюю встречу с самим собой, чтобы каждый думал сам. Поэтому я не буду говорить, что правильно, а что неправильно, поскольку уважаю вас и полагаю, что каждому дано естественное право познавать истину. Лучше ошибаться, но самому, чем быть ведомым к некоей истине, которую мы никогда не поймем, и которая никогда не даст пробудиться нашей индивидуальности. И поэтому мы спрашиваем, не ожидая ответа: будем ли мы жить снова? Действительно ли мы перевоплощаемся?
Ноябрь 1976 г. Мадрид, Испания

СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ
ЛЕКЦИЯ, ПРОЧИТАННАЯ В МАДРИДЕ В ОКТЯБРЕ 1987 ГОДА
Есть вопрос, который волновал философов всегда, — это жизнь и ее различные аспекты: вечна ли жизнь, существует ли смерть, что происходит, когда мы покидаем сцену этого мира? И есть вопрос, который весьма занимает лично меня: дело в том, что все, кто живет сегодня, обречены на смерть. Все мы должны умереть.
Зачастую мы думаем — придерживаясь при этом излишне материалистических позиций, — что об этом не стоит особо размышлять, а лучше и вообще не затрагивать эту тему; без сомнения, очевидно, что все мы рождаемся, живем и рано или поздно должны будем умереть.
Меня — как философа и как человека — беспокоит то, что люди не озабочены вопросом о сущности и смысле жизни. Есть вещи, которые в большей или меньшей степени волнуют всех, — например, политические или экономические проблемы, — но есть одна проблема, которая затрагивает каждого. Ведь умирают все.
Поэтому мне — как философу и как человеку — представляется странным, что столько людей вовсе не задаются вопросом о самих себе и не обращаются за ответом к величайшим источникам древней мудрости и величайшим мыслителям современности.
Мы знаем, что все в мире в той или иной мере является живым. Раньше мы все вещества не задумываясь делили на органические и неорганические и даже сейчас продолжаем различать органическую и неорганическую химию. Мы говорим, что собака, кошка, человек являются живыми существами, а окно или кусок дерева — нет. Но почему?
Исследования, проводившиеся на протяжении веков, показывают, что все вещи, все существа состоят из одних и тех же химических элементов и различного рода взаимодействий: механических, термических, электрических, магнитных и т. д.
Очень трудно сказать, где есть жизнь, а где нет. Нам кажется, что если кошка мурлыкает, когда ее гладят, и кричит, если ее бьют, то она, конечно, живая. Но точно так же, когда я ударяю по куску дерева, оно издает звук… И звук, возникающий при ударе вот этого древнего этрусского кольца о дерево, и есть голос дерева. А если мы станем сгибать или ломать дерево, оно затрещит, и этот треск будет криком агонии умирающего существа. То есть с философской точки зрения мы не можем различить, что является живым, а что нет.
Классическая философия учит нас и другому: не оперировать абсолютными понятиями. В этом мире все относительно. Здесь нет абсолютно большого или абсолютно маленького, черного или белого — не существует ничего, что имело бы абсолютные характеристики. В проявленном мире все явления относительны. Я говорю сейчас с вами минут 15-20, произношу какие-то слова, а через полчаса перестану это делать — у каждого момента времени свое простое, прямое назначение, которое не нужно путать с его сутью.
Любой предмет сам по себе ни хорош, ни плох. Он получает характеристики лишь в зависимости от того, для чего его используют. Нож в руках разбойника, грабителя с большой дороги станет орудием насилия, смерти. И тот же нож в руках хирурга будет нести добро, спасение жизни. Так что же, нож — это хорошо или плохо? Вот один из примеров относительности. А эта сцена большая или маленькая? Если мы сопоставим ее, к примеру, с муравьем, то огромная, а если с целым Мадридом, то крошечная. В пространстве не существует ни величины, ни возраста.

***
Если мы попробуем подойти к этим жизненным вопросам с такой позиции, то, возможно, придем к выводам, которые с научной или иной точки зрения будут не совсем совершенными, но зато останутся глубоко человечными. И что самое главное, они помогут нам жить, в то время как мы будем продолжать наш духовный поиск. Первый же вопрос, который мы перед собой ставим, — что такое жизнь? Ведь те характеристики, которые мы используем для определения живых существ, подходят именно для живых существ, но не охватывают целиком и полностью саму Жизнь.
Платон проводил различие между Прекрасным и прекрасными вещами. Представим себе сад, а в нем статую и человека. Мы говорим, что этот сад, эта статуя, этот человек прекрасны. Почему? Потому что они отражают частицу сущности Прекрасного. Ведь Прекрасное — это Сущность, Существо, стоящее гораздо выше всех проявлений и лишь отражающее себя в них. Именно так оно раскрывает себя, хотя уловить его очень сложно: так из рук ускользает песок, и чем сильнее мы сжимаем ладонь, пытаясь удержать его, тем быстрее он утекает.
Итак, мы можем сделать вывод о том, что все, что нас окружает, является живым.
Жизнь как таковая, согласно древним философам, проявляет себя как деятельность, активность; все, что является активным, мы называем живым, а все то, что не дотягивает до этой границы, имеет какую-то иную жизнь, которую мы порой не способны понять.
Ведь существует Бог, существуют боги, и они безусловно живые. Но они являются живыми в ином измерении, отличном от того, в котором существуем мы. Они живут на другом уровне сознания и на другом уровне времени. Понятие времени тоже весьма относительно. Для крошечного насекомого несколько часов порой составляют всю жизнь, а для звезды срок человеческой жизни — лишь только мгновение. Так что временные измерения оказываются очень относительными. И за всеми этими относительностями нам нужно различить сокровенный смысл жизни.
Что есть Жизнь? Для чего она существует? Какие возможности дает нам? Как проявляет себя? Ответы на эти вопросы можно найти во многих учениях.
***
Материалистические теории утверждают, что Жизнь возникла случайным образом: в результате столкновения определенных элементов, не имеющих жизни, появилась искра Жизни, и эта искра продолжает свое существование постоянно.
С философской точки зрения очевидно, что эта теория не очень-то основательна, ибо… Что движет этой случайностью? Мы бы могли ответить: ничто, но… Получается, что существует нечто, что ничем не движимо? Но это невозможно. Ведь все, что движется, должно иметь свой двигатель, должно иметь нечто, что дает ему толчок к движению, пусть даже этот толчок будет похожим на то, что в свое время описывал Аристотель. Он говорил о всеобщем двигателе, который сам остается неподвижным, в то время как побуждает к действию все сущее. Это наталкивает на размышление о том, что наши представления о скорости также весьма относительны.
Религиозные учения доносят до нас представления о некоем Космическом Существе, очень часто персонифицированном, которое вдыхает Жизнь в свои творения. Но в таком случае встает вопрос: кто же тогда сотворил саму эту Космическую Сущность, этого Бога или богов — можем называть их как хотим, это не столь важно.
Я вспоминаю один пример, который приводили мои старые учителя. Думаю, что он поможет нам. Представьте себе наш ум — наш конкретный ум, а не разум какого-то более высокого порядка — в виде ложки. Мы погружаем ее в чашку и зачерпываем несколько кубических сантиметров воды. Если мы погрузим ее в Тихий океан, то зачерпнем ровно столько же. Другими словами, дело не в том, откуда черпать ответы на свои вопросы, а в том, чтобы увеличивать свою «ложку» — расширять поле своего сознания, чтобы с каждым разом «зачерпывать» все больше и больше — все больше и больше понимать. А это уже большая индивидуальная работа.
Философия «Нового Акрополя» предполагает, что каждый из нас должен развиваться как Индивид, ибо каждый из нас имеет свой ритм, свою судьбу, свои творческие потенциалы. Но это не должно становиться препятствием для того, чтобы объединиться, чтобы быть вместе, общаться, вести научную работу, заниматься литературным творчеством или — как сейчас — беседовать друг с другом, хотя все это происходит в форме лекции. На самом деле, за всем этим стоит поиск и встреча каждого из нас с самим собой, со своими проблемами.
Внутри человека есть все… Только встречи с самим собой и с сокровенным голосом своего сердца дадут вам ответы на многие волнующие нас вопросы, и более того, они придадут вам внутреннюю уверенность, в которой каждый из вас так нуждается… Все остальные привычные толкования в той или иной форме являются частью общепринятых верований, и, говоря об этом, я не имею в виду лишь только религиозные представления.
Материалисты насмехаются над верой в существование духов природы, ангелов, богов. Аргументы незамысловаты: их никто никогда не видел. Философский ответ на это очень прост: а кто-нибудь видел атом? Кто-нибудь измерил расстояние от Земли до Луны? А вы лично когда-нибудь были в Японии? Но ведь тогда вполне можно поставить под сомнение и существование атомов, и дистанцию от Земли до Луны, и реальность Японии.
В общем-то ни у кого из нас, за некоторыми исключениями, нет в этом личного и непосредственного опыта. Просто мы верим в это — как верим, например, в существование Трои. Но тогда не так уж сложно принять как рабочую гипотезу существование неких Разумных Существ, пусть даже и невидимых, которые каким-то образом направляют Жизнь, хотя мы этого не видим.
Точно так же не видел человек эпохи Каролингов ни бактерий, ни каких-либо других микробов. Но эпидемии чумы бушевали в то время по всей Европе. Они несомненно были, хотя виновников их никто не видел. Значит, вполне возможно, что есть какие-то Существа, побуждающие или направляющие Силу Жизни. Мы не можем видеть их, а лишь воспринимаем по последствиям их деятельности — но ведь и обо всем мы судим по последствиям. Если я сейчас отпущу микрофон, он упадет. Увидим ли мы при этом закон гравитации? Нет, мы увидим упавший микрофон, и не более того. Масса Земли, во много раз превышающая массу микрофона, заставит его упасть, и мы сможем наблюдать последствие действия одного из законов природы — но не сам закон.
Те стороны Жизни, которые мы видим, суть ее внешние проявления. Продолжим эту нить размышлений: кто может убедить нас в том, что мы не существовали прежде, до того как появиться здесь, на этом плане бытия? И что мы не продолжим существовать, когда здесь нас уже не будет? С точки зрения логики, с точки зрения философии, мы никоим образом не можем отвергать возможность существования непрерывной Жизни, потока, постоянно проявляющегося в какой-то форме и на каком-то плане, видимом или не видимом нами.
Кто-то может подумать, что речь идет о каком-то ограниченном сроке, составляющем многие тысячи лет. Возможно; но для нас и это вечность. Так, древние восточные книги рассказывают о великих циклах времени — Манвантарах и Пралайях. Для нас каждый из них является вечностью, хотя и насчитывает определенное, предполагаемое или, может быть, реальное количество лет.
Древние полагали, что все проявленное существует благодаря великому Макробиосу, огромной живой Сущности. Индусы называют его Брахма и представляют, что он то засыпает, то просыпается, то просыпается, то вновь засыпает. Подобная легенда есть и на Западе — это легенда о Короле Мира, который спит, но пробуждается, когда приходит время. Согласно этим древним учениям, существует нечто непрерывное, которое мы воспринимаем как прерывающееся, поскольку сосредотачиваем свое внимание то на одной его части, то на другой.
Поэтому древние философы полагали, что Вселенная не является порождением случайности, она подобна огромному живому Существу. Платоники и неоплатоники также говорят нам об этом огромном живом Существе, частью которого является видимая Вселенная, имеющем — если сравнивать с нашим телом — свои «органы», «ткани» и «клетки». По его образу и подобию во Вселенной галактики, солнца, планеты суть не что иное, как жизненные части этого великого Существа, которое, подобно человеку, так же где-то начало свой путь, так же развивается и так же куда-то идет.
Если мы освободимся от собственных предрассудков, то увидим, что все вещи пребывают в движении. Я бывал в пустынях Египта и других местах, где сквозь многие тысячелетия сохранились удивительные величественные сооружения. Есть среди них храм, о котором я хочу вспомнить. Когда приближаешься к нему, издалека кажется, что он все еще живет, что вот-вот из него выйдут жрецы, чтобы приветствовать нас, вот-вот вновь заколышутся опахала Амона… Но как только подходишь ближе, становится видно, что все здесь занесено песком, что камни растрескались от времени, что колонны не падают только потому, что подпирают друг друга. Этот древний храм жив, он родился, когда были отесаны его камни, воздвигнуты его колонны и изваяны его статуи. Это храм в Карнаке — возможно, самый великий храм в мире. Он был задуман не случайно, на то была историческая необходимость — теологическая, политическая, социальная, сегодня можно понимать это как угодно. Его строительство было поручено самым искусным мастерам, они нашли для его стен самые лучшие камни. Храм был призван показывать беспредельность земли, на которой он стоит, беспредельность, отражающую небесные пределы. Он стал мостом между Небом и землей, установив связь между звездами и земными символами. Для того чтобы построить его, нужно было провести серьезные астрономические и астрологические исследования.
К этому великому храму добавлялись все новые и новые детали и элементы — вплоть до эпохи Рамессидов и Позднего времени. Он служил на протяжении веков, но постепенно появлялись знаки старения; в какой-то момент он был покинут, и разрушение его продолжалось…
Вселенная когда-то началась, в какой бы форме мы это себе ни представляли — следуя ли теории Большого взрыва или древним религиозным воззрениям, которые утверждают, что она произошла от лика Брахмы или была сотворена каким-то определенным богом. Вселенная когда-то началась. Вселенная находится в движении.
Древние полагали — и мы, философы, можем лишь подтвердить это своими собственными размышлениями, — что то, что индусы называли Садхана, смысл жизни, существует, ибо присутствует во всех живых существах.
Я всегда прошу моих учеников наблюдать за огнем и водой. Если мы начнем лить воду сверху на какое-либо место, она будет падать, двигаться, перемещаться. Вода обладает особой мудростью поиска: она устремляется к своей цели и движется, движется без остановки. Когда она не может найти прямого пути, она сворачивает; так река образует излучины, огибает камни и горы, двигаясь непреклонно, пока не достигнет моря. Что происходит затем? Тепло испаряет воду и превращает ее в облака; облака эти плывут в воздухе, пока, в определенный момент, не проливаются дождем. И вот это снова вода, и, падая на землю, она снова ищет путь к морю.
Но если вода обладает этой мудростью, этой силой жить, искать, сталкиваться с препятствиями, подниматься вверх, снова возвращаться за новым опытом и снова достигать высшей точки этого цикла, почему же мы не можем жить в соответствии с этим законом? Если даже наше тело состоит по большей части из воды, почему оно не могло бы стремиться к той же цели, почему наша душа не могла бы двигаться, как о том говорит Плотин, к Мировой Душе, к иному плану существования, иной вибрации, где ей гораздо легче и спокойнее, чем здесь?
Разве не похоже движение воды на воплощение и развоплощение, на рождение и смерть? Когда мы рождаемся, наши души словно конденсируются в капельки воды. Каждый из нас — одна капля, и эти люди-капли соединяются, движутся вместе по пути, образуя общество, а в нем группы, до тех пор пока не «впадают в море», как бы растворяясь в нем. И, возможно, существует какая-то космическая Сила, которая вновь поднимает нас, снова превращает в этих невидимых «духов», которые в свое время снова спускаются на землю.
То, что я рассказываю, — лишь некая логическая вероятность, хотя в древности это считалось неоспоримой истиной. Одна старая гипотеза утверждает, что все это не только правдиво, но и логично, поскольку если бы это было не так, жизнь была бы слишком жестока. Мы оказались бы посреди самого настоящего безумия. Представьте себе: мы выходим на сцену этого мира, в Испании, Танзании или любом другом месте, где рождаемся; мы появляемся на свет, растем, нам говорят: это твоя мама, твой папа, дядя, бабушка; нас отправляют в колледж, мы учимся, живем, любим, ненавидим, решаем проблемы; и вот когда мы уже достаточно изучили жизнь, та же рука, что привела нас, уводит нас отсюда. Мы уже получили большой опыт, действительно научились жить — и тут нас уводят со сцены.
Если все это не имеет смысла, не имеет продолжения, этот мир поистине безумен.
Понаблюдайте за растением, самым обычным растением из тех, что мы разводим на даче, и вы увидите, что оно сотворено гениальным, разумнейшим образом. Сейчас много говорят о солнечных батареях, улавливающих лучи солнца, но подобные «батареи» существовали еще до карбона. Это листья растений. Листья растений улавливают солнечные лучи для фотосинтеза; более того, посредством системы капилляров (открытой физиками несколько веков назад) растения достигают того, что их жизненные соки поднимаются от корней к листьям, обновляются и опускаются обратно к корням. Но это же просто великолепно, потрясающе задумано! А теперь возьмем животное, например леопарда или тигра. Для чего тигру полосы? Для чего у бразильского леопарда пятна? Тигр полосатый, поскольку он обитает в зарослях бамбука, и полосы создают ему такой камуфляж, что его практически не видно. Бразильский леопард пятнистый, потому что живет в сельве, где много цветов и листьев разного цвета, темных и ярких, и пятна на шкуре животного, смешиваясь с цветами и листьями, делают его незаметным.
Все это говорит о том, что существуют иные, нежели наш, виды разума, сущности, которые замышляли, создавали и создают до сих пор архетипы, принципы, управляющие растениями и животными. Но что мы можем сказать, к примеру, о минералах? Вы видели скалы, камни, кристаллы? Вы видели, какие совершенные формы они создают, подчас даже более совершенные, чем Великая Пирамида? И как Природа могла из одного и того же вещества, углерода, создать непрозрачный графит и прозрачный алмаз? Это показывает, что в Природе существует единая мысль, управляющая всем, что все подчинено единому замыслу.
Но неужели То или Тот, кто придумал для амеб удивительную способность изменять свое поверхностное натяжение, позволяющую им двигаться, кто изобрел для птиц полые кости, делающие их легкими и дающие им возможность летать, кто создал эскиз рыбьей чешуи, благодаря которой рыбы могут легко передвигаться в воде, кто наделил их плавательным пузырем, чтобы погружаться и всплывать не хуже современных субмарин, — неужели Тот, кто задумал все это, ограничился лишь физическим строением, не задумав также строение психологическое, ментальное и, в конечном счете, само наше предназначение?
Как же можно думать, что этот космический Разум позаботился о растениях, животных и минералах, но не подумал о человеке — ведь мы тоже живые существа! Жизнь существует, ее задумал Некто, Нечто, и она задумана прекрасно. Почему? Для чего трудился в такой мере и с такой интенсивностью Разум, придавая всему эту совершенную гармонию? Ведь все это для чего-то нужно. Никто не возводит мост, если по нему никто не будет ходить. Никто не строит лодку, если на ней никто не будет плавать. Никто не делает стул, если на нем никто не будет сидеть. Очевидно, что наш органический состав и органический состав Природы созданы для чего-то, созданы, чтобы послужить чему-то, что должно быть гораздо больше, чем просто цель сама по себе, что может принести пользу.
И это «что-то», которому они служат, этого «некто», который будет пользоваться всеми этими чудесными формами, мы, философы, называем Душой, Духом, пронизывающим все. Очевидно, что нам, заключенным в свою тюрьму из плоти и погруженным в экономические, семейные, бытовые проблемы, подчас бывает очень трудно задуматься об этих вопросах. Я вспоминаю фрагмент из книги Овидия Назона «Искусство любви». Когда я впервые прочитал ее, она произвела на меня очень сильное впечатление. Овидий, как вы знаете, был одним из величайших поэтов эпохи императора Августа, но, кроме того, говорят, что он был немножко — как бы сказали в Испании — кутилой. Он любил по ночам гулять с женщинами, пил вино, ложился спать очень поздно (или, лучше сказать, рано, поскольку солнце уже вставало)… Но, тем не менее, он был Овидием. В своей книге он, среди прочего, рассказывает о том, что произошло с одной из его возлюбленных, настоящего имени которой он не называет. В те далекие времена считалось бесчестием упоминать имя дамы, и взамен подлинного придумывали другое (очень хороший обычай, не правда ли?). Он называет ее Кориной.
Овидий рассказывает, что как-то раз он зашел во дворец Корины, дамы из высшего римского общества. В этом дворце было много дорогих и ценных вещей, и в том числе привезенный из Индии попугай, который умел говорить. Он повторял все, что произносила хозяйка, задавал вопросы, разговаривал — в общем, составлял ей прекрасную компанию. И вот Овидий входит и видит рыдающую Корину, на руках у которой лежит попугай, по всей видимости, мертвый. Овидий спрашивает: «Корина, почему ты плачешь?» Она отвечает: «Помнишь, как этот попугай разговаривал с нами, повторял наши слова любви, наши песни? Это было настоящее сокровище, зеленое, как изумруд. А сейчас это всего лишь пучок перьев. Где же мой попугай? Что происходит? Почему всему приходит конец?» Овидий, желая утешить Корину, посвящает ее в то, чего она не знает: «Ты должна знать, Корина, что есть небо, где пребывают люди, но также есть небо и для животных; на этом небе есть уголок, где пребывают высшие животные, в том числе и те, что умели говорить с человеком и повторять его слова. Они утешают всех остальных животных, пребывающих на небе, изображая голоса их любимых хозяев и напоминая таким образом о них. А позже все вновь возвращаются на землю, чтобы стать спутниками людей». Но Корина безутешна: «Нет, не говори мне об этом! Ведь теперь это всего лишь пучок зеленых перьев, это больше не мой попугай, он уже не живет!» И в этот момент попугай в последнем предсмертном усилии поднимает свою головку, смотрит на нее и произносит: «Корина, Корина, смерти не существует».
Как прекрасно встречать эти старые примеры! Как прекрасно думать, что иногда животные, цветы, деревья умирают в мире и спокойствии, ибо знают нечто, что мы, люди, утратили в своей слишком уж интеллектуальной жизни. Мы утратили осознание собственной вечности, мы утратили осознание своей внутренней жизни, мы утратили осознание своей бессмертной Души.
Нам нужно вновь вернуть это осознание, ведь на самом-то деле в глубине души, несмотря на весь наш технический прогресс, мы порой тоскуем. Несмотря на то, что мы живем в мегаполисах, всегда находимся среди людей, имеем возможность общаться и читать газеты, смотреть телевизор или слушать радио, порой мы ощущаем себя одинокими, страшно одинокими. Порой нам так хочется, чтобы кто-то, как тот попугай, сказал нам, что смерти не существует, что эта жизнь имеет смысл, имеет цель. И ведь очевидно, что имеет!
Когда вы видите летящую стрелу, вы ведь не задумываетесь о том, что она пущена из лука и летит в цель. Та жизнь, которую мы видим, — это летящая в воздухе стрела, и стрела эта пущена Божественным Лучником. Когда-то нас отправили через пространство и время, и мы должны достичь цели, должны куда-то прийти.
Вся наша жизнь имеет смысл. Имеют смысл наши радости, ибо они укрепляют дух, помогая жить. Имеют смысл и наши горести и слезы, ибо они помогают нам обрести опыт, стать чуточку мудрее, а иногда и чуточку лучше.
Те, кто разделял с кем-то радость, знают, что это хорошо, поскольку помогает вдохновляться и вдохновлять; те, кто разделял с кем-то слезы, знают, что это хорошо, поскольку создает родство душ. Ибо в Жизни и в Природе нет ничего плохого, все есть благо — в глубинах ее Сокровенного Смысла.

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
Наперекор миру, основными чертами которого стали слабохарактерность и бегство от трудностей, люди обращаются к древним боевым искусствам в попытке постичь смысл понятий силы и чести, к которым всегда стремился человек. Но в этом поиске, не всегда имеющем четкие цели, они обычно довольствуются лишь внешними, а значит, поверхностными результатами, ограничиваются попытками дать определения как сложным и абстрактным понятиям, так и конкретным разновидностям нетрадиционных форм противоборства. Этот поиск зачастую сводится к восприятию лишь материальной стороны вопроса, лишь внешних проявлений, носящих экзотический характер, выходящих за рамки привычного. И хотя главными в этом поиске являются идеи мужества и добродетели, люди подчас с легкостью довольствуются лишь видимостью открытия таинственного и далекого мира.
Поэтому всеми ищущими силы и порядка, справедливости и долга боевые искусства стали восприниматься как исключительная принадлежность Востока. При этом совершенно упускается из виду, что и Запад хранит глубокие традиции в этой области. Забывается и то обстоятельство, что в условиях непонимания и отсутствия необходимых познаний и способности распознавания боевые искусства, как и другие учения, рискуют быть полностью утраченными.
Поэтому необходимо провести грань между воинской философией и боевыми искусствами. Воинская философия одна, а боевых искусств может быть множество (собственно, столько, сколько существует их разновидностей на Востоке и на Западе). Воинская философия (исп. таrcial) — это философия, основанная на символике Марса. Она подразумевает борьбу противников, цель которой — установление всеобщей гармонии. И борьба, и сопутствующая ей гармония могут находить свое воплощение в различных формах боевых искусств, или, другими словами, в различных проявлениях воинской философии. Все боевые искусства, вопреки общепринятому мнению, объединяет то, что ни одно из них не имеет ничего общего с разрушением. Война и драка — это не одно и то же. Война с мраком и тьмой является наиболее достойным, пламенным, мужественным, непреклонным проявлением человеческой сущности. В борьбе двух противоположностей огонь противостоит тьме и, пробивая путь, несет свет, преодолевает невежество и пробуждает мудрость. Война всегда подчиняется определенному кодексу чести и теснейшим образом связана с религией. Участвовать в войне может лишь человек, отдающий себе отчет в том, что его тело не представляет никакой ценности, что оно — не более чем жертва, приносимая на алтарь судьбы во имя Бога и братьев-людей. Напротив, драка — это насилие. В ней на первый план выступают вопросы личной выгоды, мнимых ценностей и классовых привилегий, продиктованные грубым и примитивным стремлением к обладанию теми или иными материальными благами.
Осознавая, что суть справедливой войны — это своего рода мистический взлет высшего сознания, отрешение от телесного и материального, мы попытаемся в этом кратком исследовании показать, чем являлась война в разные времена и в разных странах для людей, в руках которых было практически одно и то же оружие.
То, что теперь принято называть восточными боевыми искусствами, берет свое начало в Северной Индии и в отдельных районах Тибета и Китая. Древнейшим из боевых искусств, имевшим свою школу, является каратэ (Каrate-dо), или «путь пустой руки» (в переводе с современного японского).
В Китае зародилась разновидность ритуального танца, известная под названием тай-цзи цуань (Tai-chi Chuan), которая состоит из серии упражнений, направленных на достижение контроля над эмоциями. Этот танец дал начало китайскому каратэ, известному под именем кон-фу, которое отличается по стилю большим «артистизмом», чем его японский прообраз. Еще одна его разновидность, со своими особенностями стиля, распространилась в Корее под названием таэ-квон-до (Tae-kwon-do).
Все эти виды боевых искусств проникнуты религиозным содержанием, заложенным в них в свое время буддистами. Кодексы, на основании которых они действовали, также имели буддистскую основу. Самый известный из них — японский Бусидо. Он представлял собой свод нравственных норм, регламентировавших жизнь касты японских воинов — самураев.
Вообразив состояние, когда эстетическому удовольствию, которое доставляют движения, сопутствует сила, концентрация, энергия, жизнь в постоянной готовности умереть или убить, защищая справедливое дело, и осознание того, что каждое действие совершается во имя Бога, мы сможем составить представление о том, что такое Ци (Ki). Ци — это энергия, возникающая внутри человека и вследствие концентрации приливающая к его рукам, к кистям и пальцам рук. При правильном использовании эта энергия вызывает ощущение холодной силы, силы без радости и боли, основанной на чувстве долга. При концентрации в момент удара хорошо натренированная «человеческая машина» издает глубокий звук, и уже не человек наносит удар, а «нечто», находящееся внутри него, «нечто», не знающее страха, ибо страх исключает возможность действия человека. В таком состоянии легко умереть или убить без колебаний. Осознавая это, буддисты разработали очень жесткий моральный кодекс как неотъемлемую часть этого искусства, не допускающую его превращения в разрушительную силу.
Западную аналогию боевых искусств и своего рода квинтэссенцию понятий чести и доблести мы находим в рыцарских орденах. Еще не канули в лету традиции древнего ордена рыцарей Круглого Стола, воплощенные в почти мифическом образе короля Артура. Все действия, совершавшиеся членами рыцарских орденов, носили ритуальный характер. И рыцарь, и оруженосец, и конь являлись своего рода символами самой жизни. Конь олицетворял материальное начало, рыцарь — духовное, а оруженосец — психику, связующее звено между материальным и духовным. Он ухаживал за конем, чтобы тот мог служить рыцарю.
Оружие и облачение также были исполнены скрытого смысла. Они служили для рыцаря постоянным напоминанием о его миссии на земле — защищать Справедливость. Древнее оружие, изготовленное из металлов специальной закалки в особые, благоприятные в астрологическом отношении периоды, вручалось рыцарю во время магической церемонии. Меч и ножны, так же как рыцарь и конь, отражали двойственность. Меч символизировал прямую непреклонную волю, ножны — материальную оболочку, личность человека, заключающую в себе эту волю. Покоясь в ножнах, меч не ранит. Им можно нанести удар, обидеть, но не убить. Ножны — это только инертная материя; лишь обнаженная воля обладает возможностью проникать, рассекать, ранить. Щит является воплощением рыцарской чистоты (отсюда белый щит еще одного мифологического персонажа — сэра Ланселота). Копье было символом правды, кинжал — милосердия, шлем — чести, чувства собственного достоинства, кольчуга символизировала замок, крепостную стену, воздвигнутую для защиты от пороков и прегрешений, плащ указывал на то, как много уже сделано и как много еще предстоит, и, наконец, герб и девиз представляли и отличали тот символ во плоти, каковым являлся рыцарь.
О священной войне говорится в одной из книг великого древнеиндийского эпоса Махабхарата — Бхагавадгите. На первый взгляд, речь идет о борьбе родов Пандавов и Кауравов за владение городом Хастинапура. Арджуна — один из принцев рода Пандавов. Именно в его сердце и развернется настоящая война. Как все смертные, Арджуна опасается приближения момента истины. Ему предстоит сделать выбор: либо ступить на путь перемен в стремлении к высшему, либо остаться обычным человеком. Арджуна стремится к полету, к войне, но боится взлететь и сражаться, так как ему неведомы священные боевые искусства, призванные помочь человеку победить самого себя. Арджуна, стоящий перед выбором между малодушием и волей к действию, являет собой прообраз воина, синтез того, что мы называем борцом, самураем, рыцарем, героем… Он несет в себе необычное сочетание свирепости и кротости, твердости и поэтичности, мужества и скорби, решительности и тревоги. В этом он ничем не отличается от средневекового рыцаря, отправлявшегося в путь, чтобы защищать своего короля, свою землю и тех, кто нуждается в его покровительстве. Кришна, учитель Арджуны в Бхагавадгите, говорит: «Знай, что всякий раз, когда добродетель и справедливость покидают этот мир и в нем воцаряются порок и несправедливость, Я, Всевышний, являю себя как человек среди людей и, просвещая их, сражаюсь с пороком и несправедливостью за возвращение справедливости и добродетели из века в век».
В «Книге о рыцарских орденах» Раймунда Луллия мы читаем: «В этом мире все меньше остается места милосердию, верности, правде и справедливости. Все более вытесняют их вражда, вероломство, несправедливость и ложь… Лишь только в этом мире стали обесцениваться идеалы справедливости и милосердия, тотчас возникла потребность в том, чтобы вернуть им прежнюю значимость, и путь к этому лежит через устрашение».
Бхагавадгита утверждает: «Как поступает наилучший, так и другие люди». А в «Книге о рыцарских орденах» говорится: «Король или принц, разрушающий рыцарский орден в себе самом, разрушает не только рыцаря в себе, но и тех рыцарей, что служат ему».
В мистических войнах речь идет не о славе побед и не о горестях поражений. Внешние стимулы не представляют никакой ценности, значение имеет лишь победа над самим собой. Бхагавадгита говорит: «Выполняй свой долг без всякой иной причины, кроме собственно долга, не задумываясь, обернутся ли для тебя добром или злом последствия его выполнения». Древнекитайский полководец Сун-Цзы утверждал: «Быть побежденным можно лишь по собственной вине, а оказаться победителем можно лишь по вине противника». Обе цитаты свидетельствуют о пренебрежении к наградам, о бренности мирской славы и о высоком чувстве долга.
Очевидно, секрет боевых искусств заключается скорее в разумном приложении силы, нежели в чрезмерной агрессивности или использовании разнообразного оружия. Наполеон утверждал, что успех на войне достигается не большим числом, а хорошей организацией и дисциплиной войск. Это созвучно рекомендациям китайского полководца СеМа: «Малая армия может добиться лишь малого преимущества; но эти малые преимущества, многократно повторенные, дают ей возможность достичь своих целей». Здесь вновь речь идет о разумном применении силы в самом широком смысле — о терпении, благодаря которому небольшие преимущества становятся слагаемыми великой победы..
На поле боя нет места страху смерти, а потому нет и самой смерти. На память приходят слова из Бхагавадгиты: «Так и бесстрашный воин не боится смерти…», — с которыми перекликается изречение китайского полководца У-Цзы: «Всякий воин должен смотреть на поле боя как на место, где окончатся его дни. Если он будет пытаться выжить, он погибнет. Если, напротив, он не боится смерти, ничто не угрожает его жизни».
Рыцарь, воин, полководец — это не обычные люди. Самой миссией, возложенной на них, они наделены особым превосходством, которое не выразить словами. Оно определяется делами и поступками этих высших людей. В Бхагавадгите говорится: «Лишь глупец тщеславно мнит: я делаю это или я сделал то. Но мудрец видит за иллюзорным причину и следствие всякого действия». А «Книга о рыцарских орденах» утверждает: «Оруженосец — тщеславный, недалекий, нечистый на слова и одежду, жестокосердный; алчный, сквернослов, вероломный, ленивый, раздражительный и похотливый; пьяница, обжора, клятвопреступник, имеющий также массу иных пороков, — в некотором смысле необходим рыцарскому ордену».
Боевые искусства действительно учат борьбе с тьмой; но победа над ней является результатом постижения ее иллюзорной сущности, неспособной выдержать наступление света. В этой борьбе воин расстается со страхом и уже не ожидает в унынии начала войны, но сам ищет приложения своим силам. «Великий полководец не ждет, когда его призовут. Напротив, к нему приходят за помощью» (Сун-Цзы). Фридрих II говорил: «Лучшими сражениями являются те, в которые вынуждаешь вступить врага». Эту мысль иллюстрирует также психологический образ из Бхагавадгиты: «Чувства… уже ни связывают, ни опьяняют меня, ибо я постиг их».
Итак, мы убедились в том, что боевые искусства не служат насилию и разрушению, которые свойственны низменным страстям. Единственно приемлемым в этом смысле является разрушение изъянов и пороков преходящей человеческой натуры. Победа в войне должна стать результатом подлинно мистического действа, в котором участвуют все добродетели и лучшие качества личности. Война и религия неразрывно связаны друг с другом в стремлении одержать верх над силами тьмы во имя света.
Воинская философия исходит из понятия dialexis — противоборства двух сил, ведущего к assesis — высшему проявлению этих сил в гармоническом единстве. Ограниченность же материалистических направлений невоинской философии заключается в том, что они основываются именно на dialexis, не возвышаясь до assesis.
Стало привычным мнение, что боевое искусство принадлежит к числу примитивных достижений человечества и что ему нет места в мире, где царит единство и согласие. На это мы возразим, что примитивным является то, что связано с жестокой дракой, а не с войной в символическо-мистическом понимании этого слова. Все высокоразвитые цивилизации — как древние египтяне, китайцы, японцы, так и персы, римляне, ацтеки — блистали выдающимися достижениями в военной области. И во всех этих мировых культурах идея войны была равнозначна религиозной идее. Для оруженосца, готовившегося к посвящению в рыцари, великой честью была возможность достойно проявить себя в любви к Богу и почитании Его, ибо без этого как рыцарь он не мог бы внушать чувства любви и почитания другим людям. Лишь тот, кто принимает путь, указанный Богом, и следует ему, может впоследствии управлять людьми и увлекать их за собой. Лишь тот, кто воспринял мир небесный, способен, используя все свои силы и способности, содействовать его приходу на землю. Лишь тот, кто ощутил на себе воздействие Божественного, осознает, что знамена очищаются в огне, сгорая и исчезая в жарком пламени побед и поражений, но никогда не смываются водой простых человеческих страстей, ценой потери Чести.

ЭЛЕМЕНТАЛЫ ДУХИ ПРИРОДЫ
Эта книга, еще не выйдя на русском языке, стала легендарной. Она рассказывает о том, что современному человеку понять трудно, если вообще возможно, — о невидимых существах, гномах, эльфах, феях, русалках, которых мы ассоциируем исключительно с детскими сказками. Но рассказы о них тысячелетиями не сходят со страниц серьезных анналов всех эпох и народов. Так, может быть, мы просто что-то забыли? Человеческому обществу, пришедшему к отрицанию души у растений и животных, которых мы видим, трогаем и едим; тем, кому любовь и преданность домашнего животного, живительное присутствие дерева или розового куста говорят лишь о случайном сочетании формы и цвета или о более или менее выдуманных человеком законах генетики, лишенных малейшего метафизического элемента, — всем этим людям сложно доказать существование духов природы. Вот почему, хотя эта книга предназначена не для немногих или избранных, но для всех, кто захочет ее прочитать, автор совершенно уверен в том, что, пока мы не избавимся полностью от своего материалистического подхода, доставшегося нам в наследство от недавнего прошлого, многие читатели сами лишат себя возможности воспринять сказанное в ней.

ЧТО ГОВОРЯТ ОБ ЭЛЕМЕНТАЛАХ
ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ
Согласно эзотерическим учениям, элементалы появились на Земле гораздо раньше самого человека. Они — обитатели и хранители стихий, их неотъемлемая часть — существуют как проявленные формы с момента возникновения мира…
Это знание исходит из глубин тысячелетий, и мы не знаем, когда оно возникло. И тибетская книга «Дзиан», и большая часть других древних источников рассказывают нам о тех явлениях и процессах, которые, если смотреть на них сквозь призму современного «научного» высокомерия, могут показаться нам сказками от бессонницы.
Но элементалы — в виде маленьких и хрупких существ, которые способны общаться с человеком, — заполняют страницы древних книг. В Шумере и Египте, Китае и малоизвестных культурах Америки и Африки, у жителей Полинезии и обитателей приполярных областей, в предшествовавших нам цивилизациях Европы — во всех этих культурах, гораздо более естественных и менее искаженных, чем наша, духи Природы играли весьма значительную роль.
Рассказы о духах, гномах, ундинах, эльфах и всей остальной широчайшей гамме элементалов пронизывают историю человечества, без этих существ невозможно и само его развитие, и рассказ о нем. Об этом говорят и миф об Энкиду и Гильгамеше, и гомерова «Одиссея», и саги об Артуре и Мерлине. И не элементалы ли научили танцевать Айседору Дункан и вдохновили стеклянные фантазии Галле?
Еще совсем недавно их резные изображения венчали носы кораблей, еще совсем недавно сотни их каменных изваяний украшали мир — статуями в парках и на прибрежных скалах.
В те времена, когда дети были детьми, взрослые взрослыми, старики стариками, — в те времена бабушки, независимо от того, имели ли они университетские дипломы и благородное происхождение или не умели читать, рассказывали своим внукам истории о духах Природы, прекраснейшие истории, героями которых были русалки, гномы, феи, эльфы и которые описывали их внешность и образ жизни, их чудеса и явления.
Даже вера христиан в ангела-хранителя, оберегающего детей младше семи лет, имеет корни гораздо более древние, чем само христианство. Повсюду — от Аркадии до Америки — люди одинаково верили, что у детей, существ чистых и уязвимых, есть Дух-Хранитель, который защищает их от несчастных случаев, спасает от диких зверей и даже помогает добраться домой, если они заблудились.
Но особенно интересно, что у столь разных народов сохранились столь сходные представления о духах Природы, несмотря на разницу в способах художественного изображения. Об одних и тех же существах — элементалах — говорят традиции и Центральной Европы XV века, и Индии II тысячелетия до нашей эры.
Если мы примем во внимание, что многие из этих человеческих сообществ не только не знали, но даже и не подозревали о существовании друг друга, то придем к выводу, что столь детальные совпадения в описании элементалов не могут быть случайными. Совершенно очевидно, что все эти люди наблюдали одни и те же или очень похожие явления и сходным образом к ним относились. Они привлекали или отталкивали, их заклинали или боялись… но всегда одинаково. И это подтверждает, что разные народы сталкивались с одним и тем же явлением и человеческая логика реагировала на него примерно одинаково. Точно так же люди, если хотят перебраться через реку, строят мост — он может быть более или менее сложным технически, но все равно это мост. И если все древние люди говорят о реках и о мостах через них, очевидно, что река — это некая реальность. То же относится и к элементалам: для народов древности они были такой же реальностью, свидетельства о которой до наших дней сохранили фольклор и древние книги.

ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕМЕНТАЛЫ
Элементалы являются формами жизни внутри стихий, или элементов. Очевидно, что очень сложно дать им определение, описать их характеристики, поскольку они не имеют тел на том чисто физическом плане, на который распространяется наша способность видеть и слышать. Будет лучше сказать, что они не обладают телами в привычном для нас значении этого слова, но способны существовать в физическом мире другим способом, который нам представляется пустой фантазией первобытных людей и несмышленых детей…
Приведем такой пример: мы прекрасно увидим при свете дня ровный лист бумаги, находящийся в 25 метрах от нас, если он повернут к нам одной из своих плоских сторон, перпендикулярно линии нашего взгляда. Но если этот лист повернут к нам боком и при этом висит неподвижно или движется с той же скоростью, что и фон, то он окажется практически невидимым для того, кто не знает о его существовании. А тот, кто априори отрицает существование этого листа бумаги и не приложит ни малейшего усилия к тому, чтобы его обнаружить, никогда его не увидит. Это объясняет — и дальше мы подробнее рассмотрим эту тему, — почему страницы древних книг, глиняные таблички, папирусы и пергаменты полны упоминаний о духах природы и почему, напротив, культурные элементы нашей цивилизации — материалистической и позитивистской — абсолютно их лишены.

РАЗНОВИДНОСТИ ЭЛЕМЕНТАЛОВ
Гамма элементалов огромна — от правителей планет и звезд, до тех, кто поддерживает своей жизнью жизнь атомов.
В Мистериях древности существовали упоминания о них. Они представлялись в виде геометрических фигур, слов без очевидного значения и числовых знаков, нечитаемых сегодня. Упоминания эти смутные и неопределенные. Этих элементалов невозможно отнести ни к одной из стихий.
Существуют элементалы, управляющие моментом рождения и смерти всех проявленных существ и предметов, переходом Души через различные пороги. Они перемещаются в пространстве-времени, не похожем на то, какое знаем мы и в каком живем.
Есть элементалы, охраняющие ход Часов Истории, находясь при этом вне этого механизма логически связанных в единую цепь причин и следствий. Существуют те, кто хранит Анналы, где можно прочитать прошлое и будущее.
Есть среди них ангелы и демоны. Есть также драконы, своим дыханием согревающие Землю. Есть души геологических кристаллов, которые управляют стратификацией минералов и собирают свет звезд, скрывшихся от нашего взора. Есть духи сокровищ. Есть элементалы, заключенные в ментальные формы богов и на протяжении эонов ожидающие часа, когда им нужно будет управлять сложным и тонким процессом рождения и смерти галактик. Есть те из них, кто населяет кометы, и те, кто оплодотворяет определенные зоны пространства, чтобы родились новые миры, есть те, что собирают последние остатки угасших светил и направляют их к кладбищам звезд. Есть также простейшие кометы, которые, подобно валентным электронам, связывают одну солнечную систему с другой.
Гораздо ближе к нам те, что обитают внутри вулканов и облаков. Невидимыми кистями они рисуют закаты и восходы. Пробуждают растения весной и усыпляют их при приближении зимы. Направляют человеческую судьбу на перекрестках дорог, в волшебных гротах и на магических горах.
Это гении, которые приносят дары и забирают их обратно. Они дотрагиваются до чела избранных и низвергают тех, кто впал в немилость.
Тот, кто пишет это, прекрасно знает, что в наш материалистический XX век то, о чем он говорит, воспринимается как детская сказка или научная фантастика. Так и должно быть, ибо эти знания — из прошлого и из будущего. В настоящем они остаются непонятыми и игнорируются. Но, без сомнения, они реальны, поскольку многое из них ясно чувствуется в жизни и вдохновляет многих людей, пусть даже полученное образование блокирует их способность воспринимать или представлять причины этого… Тот, кто не в силах вырваться из клетки материализма, никогда не сможет ни воспринять эти удивительные тайны природы, ни увидеть следы Бога на Земле.

АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ
Одним из многих мифов (а в действительности — психологических реальностей), которые христианство унаследовало от древних мистериальных религий, является представление об ангеле-хранителе.
Когда рождается младенец, говорят древние учения, его высшие принципы не воплощаются сразу, это происходит постепенно, и поэтому ребенок не имеет в своем распоряжении настоящего ментального тела и может пользоваться лишь ментальным подтелом эмоционального тела. Это делает его менее защищенным перед жизненными обстоятельствами. И поэтому пока ребенок не достигнет семилетнего возраста, его бессменно сопровождает элементал, который через форму внутреннего голоса подсказывает малышу, каких опасностей тот должен избегать. Это способ проявления разумного или, по крайней мере, наработанного инстинкта, поскольку, как мы увидим дальше, у элементалов нет разума в нашем понимании.
Ангел-хранитель представляется в человеческом облике, обычно очень красивой молодой девушки с большими крыльями, которая в древнем символизме означала хранителя, а также присутствие смерти. Иногда она держит в руке светящуюся ветвь туберозы или просто фонарь.
За некоторыми исключениями, только дети могут видеть или каким-то образом воспринимать его. Его тело очень пластично и может принимать те формы, которые для мальчика или девочки наиболее приятны; а если ребенок восприимчив, он знакомит его с танцующими гномами и неугомонными эльфами, живущими в бутонах цветов.
Ангел-хранитель — это еще один помощник, которого Природа дает всем людям без исключения. К сожалению, за последние два века загрязнение окружающей среды и автоматизм в обучении детей в больших городах, раньше времени вводящие их во взрослую жизнь, уменьшили охранительную силу Природы, и ангел-хранитель превратился в сурового и бессильного свидетеля вырождения нашей расы.

***
…Будучи философом «Нового Акрополя», автор этой книги не хотел бы раскрывать эту тему изолированно. Она представляет собой часть уже забытого видения мира, видения гораздо более естественного и чистого, чем то, которое в моде сегодня. Так же как археологу трудно представить себе первоначальную форму вазы по осколку, который он держит в руках, человек, интересующийся эзотерическими темами, не сможет достичь серьезного понимания, опираясь только на ту частность, которой в данный момент интересуется.
Как бы мало ни значили сегодня эти слова, чтобы понять Жизнь в любом из ее проявлений, физических или метафизических, необходимо ставить под сомнение, пересматривать и очищать всю нашу шкалу ценностей, иметь силы сражаться за то, во что мы верим, и выступать против того, что наш разум считает ложным.
Полутона и равнодушие — это не золотая середина, не уравновешенность, не справедливость, не доброта… и менее всего это истина. Плох и экстремизм, и посредственность. Истина находится совсем в другом месте. В удивительном месте, которого можно достичь с помощью неэгоистических усилий, с помощью естественности без фанатизма, с помощью мистики без сектантства и с помощью упорной и стойкой духовности.
Необходимо много учиться и много работать.
Необходимо вернуть в нашу жизнь отвагу и мужество, чтобы по-настоящему осмелиться поднять тяжелые крышки, закрывающие тайны. Но вспомним инициатический миф о ящике Пандоры: тот, кто не готов и недостаточно чист, кто движим лишь любопытством, тщеславием или властолюбием, пусть не дерзнет узнавать, ибо потом не сможет хранить молчание.
Больше всего современному человечеству нужно немного здоровой духовности, спокойствия Души и меньше внимания телу и его страстям. Сегодня многие говорят о кукурузе и пшенице, забывая о мирре и ладане. Мы должны помочь восстановить утраченное равновесие, чтобы над дорогой в будущее перестали нависать черные тучи дурных предзнаменований.

Добавить комментарий