IMG_9804Птицы символ непреходящего, души, духа, божественного проявления, духов воздуха,  духов мёртвых, восхождения на Небо, и тд.

Птичье перо означает истину, которая должна подняться; лёгкость, сухость, Небеса, высоту, скорость, простор, душу. Два пера – свет и воздух, два плюса, воскресение. Три пера – лилия. Белое перо – облака, морская пена и робость. У христиан – созерцание и вера.

Хвост: уравновешенность, водительство, суждение, приспособление.

 Символы птиц

(кратко)

Аист.

Наряду с орлом и ибисом уничтожает зловещих рептилий и поэтому является солнечной птицей. Символизирует приход весны и новой жизни. Аист – благовещенская птица. У христиан: целомудрие, чистоту, почтительность, осмотрительность и бдительность.

Ворона – одиночество.

Чёрная ворона в паре с белой цаплей символизирует соотношение инь и ян.

Вьюнок.

Символ примирения, смирения, неуверенности, лести.

Голубь.

Дух жизни, душу, переход от одного состояния к другому, дух света, непорочность, невинность, нежность и покой. Голубя посвящают Великим Матерям и Царицам Небесным. Голубка с оливковой ветвью – символ мира и обновления жизни. Семь голубей – семь даров Духа, стая – верующие. Пара голубей – семейное счастье и любовь. Голубь является эмблемой Рыцарей Грааля и святых Бенедикта, Григория и Схоластики.

Гусь.

Солярный символ, символ дыхания, ветра, бдительности, любви, хорошей хозяйки.

Журавль.

Посланец богов, олицетворяющий сообщение с богами, возможность войти в  более высокое состояние сознания. Чисто белые журавли – святые птицы. В христианстве журавль олицетворяет бдительность, лояльность, добротность, добрый порядок в монастырской жизни.

Курица.

Олицетворяет воспроизводство, материнскую заботу, а также провидение. Чёрная курица – слуга дьявола. В христианстве наседка с цыплятами олицетворяет Христа со своей паствой.

Ласточка.

Надежда, приход весны, удача. В христианстве ласточка – символ воскрешения.

Утка и лебедьЛебедь.

Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, а олицетворяя закат дня – Солнцем. Белый лебедь – это чистота, милосердие и символ Девы Марии.

Малиновка.

В христианстве означает смерть и воскрешение.

Орёл.

Солярный символ всех богов Солнца, духовное начало человека, вознесение, вдохновение, освобождение от уз, победа, гордость, созерцание, апофеоз, царственное происхождение, власть, сила, высота, стихия воздуха.

Павлин.

Солнечный символ, связанный с культом дерева и солнца. Символизирует бессмертие, долголетие, любовь, святых (хвост напоминает нимб), «Сто глаз» всевидящей Церкви. Павлин — эмблема богини мудрости, музыки и поэзии Сарасвати. Глаз павлина – око сердца.

Пеликан.

Она символизирует жертвенность, милосердие и кротость. Это жертва Христа. Птица кормит птенцов своей кровью.

Петух.

Солярный символ. Мужской принцип. Птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Чёрный – служитель дьявола. Два бьющихся означают битву жизни. Петух олицетворяет проповедников, повествующих о пришествии Рассвета-Христа.

Сова.

Амбивалентный символ. Птица мудрости, но также мрака и смерти. В христианстве: Сатана, символ тьмы, уединение и скорбь, запустение, дурная весть.

Страус.

Божественная птица бури. Страусиное перо символизирует истину и справедливость (поскольку его перья в точности одинаковы).

Утка.

Поскольку утка плавает по поверхности, она символизирует поверхность. Ещё означает болтливость и обман. Утка (инь) и селезень (ян) означают союз влюблённых, взаимное внимание, верность.

Цапля.

Солярная птица, имеющая много общего с журавлём и аистом. Символизирует бдительность и спокойствие, такт и деликатность (она взлетает не замутнив воды). Это птица вод. В искусстве она ассоциируется с ивой.

Ястреб.

Птицы в славянской мифологии

Солярная птица. Обладает тем же символизмом, что и орёл. Является атрибутом всех богов солнца и олицетворяет Небеса, силу, королевское происхождение, знатность.

(Дж. Купер, Энциклопедия символов, кн.4)

Ссориться даже собаки умеют, так не подражайте животным. Сознание обязывает к пониманию следствий ссоры. Как черные смерчи, подымаются слова неразумия. Опасно засорять пространство. Опасно навлекать обратный удар на себя и на близких. Говорят, что обезьяна очень обидчива — что же нам из того? Пантера очень раздражительна, что же нам из того? Говорят, курица клокочет без причины. Говорят, коршун долго таит злобу — что же нам из того? Попугай твердит поношение — что же нам из того? Говорят, утка не владеет нервами — что же нам из того? Не уподобимся.

АЙ, 367

К тому же китайцы иногда кормили врага печенью раздраженного петуха — так находчивы людские козни.

Сердце, 534

По красоте будет лучшее суждение, ибо некрасиво сказать: «Я пущу гиганта в ларчик» или «Орел парит, как курица».

Озарение, 2-YII-19

Не много стоят люди, не могущие отличить ласточку от коршуна. Но что заслуживают те, кто, ощипывая орла, думают приготовить из него кривобокую утку! Берегитесь лицемеров, особенно своекорыстных умников, приготовляющих окрошку духа. Явление ненарушимости законов мира сверкает, как меч, потому некуда преклонить голову лицемеру. Так учитель, не дочитавший заветы учения, подобен ослу под грузом зерна. Также рыбак, приготовивший корзины для непойманной рыбы, подобен лисе под курятником.

АЙ, 16

Каждый отвесит сам. Можно из самого лучшего плана сделать курятник.

Озарение, 2-YII-2

Посвятивший себя курятнику несет последствия яиц. Посвятивший себя части мира колеблется с почвою.

Озарение 3-YI-1

Тебе не нужно мистических знаков, ты идешь видимым путем, и каждая травинка готовит тебе список сил природы. Призраки тем, кто сидит за печкой. Тебе же волны светоносной материи. Печать запрета тем, кто сидит в курятнике. Тебе же реальные образы лучей. Им магические чудеса, тебе же творчество чистых слоев материи.

Община, 140

Если бы вы видели клише первых творений, вы бы ужаснулись. Главное затруднение, ибо на материю можно воздействовать через материю. Люди, как попугаи, твердят замечательную формулу: «Смертию смерть поправ», но о значении ее не думают.

Озарение 2-IY-21

Не случайное благое восклицание, но сознательный процесс длительности дает преимущество. Один попугай умел кричать: «Благой Учитель!» — но этим не улучшил свои возможности.

Озарение 3-YI-20

В школах должно быть преподаваемо уважение к произносимому понятию. Ведь попугаи могут бессмысленно устремлять в пространство понятия, часто великого значения. Но люди должны понять, что каждое слово, как стрела громоносная, и слово, как педаль мысли.

Община, 47

Нужно читать Мои Учения. Нужно стремиться приложить их к каждому проявлению жизни, не по праздникам только. Скажите себе — можно ли устремляться по утрам и попугайничать по вечерам?

Община, 80

Учитель Миларепа часто беседовал с животными. Около его уединения гнездились пчелы, созидали города муравьи, залетали попугаи, и обезьяна садилась подобно учителю. Учитель сказал муравьям: «Пахари и создатели, никто вас не знает, но вы возводите высокие общины.» Сказал пчелам: «Собираете мед знания и образов лучших, никто не прервет сладкий труд ваш.» Заметил попугаю: «По крику твоему вижу, что собрался быть судьей или проповедником.» И погрозил резвой обезьяне: «Ты разрушил муравьиные строения и похитил чужой мед. Может быть, решился стать узурпатором?»

Община, 193

Все слышали о наступлении Нового века, может ли новое наступить бездейственно? Можно приветствовать каждого нового слепыша, нежели повторяющего древнего попугая.

АЙ, 142

Мудрый понимает какие поступки уместны во время мирового потрясения.
Можете заметить, что в дни особого напряжения Мы не произносим слово Армагеддон, — попугаи овладели им. Они щебечут на все лады значительные слова и в то же время пляшут на вулкане.
Мы восклицаем — огонь, огонь! но лишь немногие понимают какой огонь и какое напряжение в мире.

Птица над морем

Надземное, 526

Смелость птицы, летящей за море, подает знак человечеству, хотя никто не считает ласточку героем.

АЙ,48

«И птицы, солнца возвестники, утром солнца лучи получая, чуют сокрытую в них сущность светила и ответствуют явно, в утренней песне хвалу воздавая ему»

«Грани Агни Йоги»,  XIV, 75.

Природа в своих наиболее совершенных формах доносит до нас отблески Надземного Мира, позволяет реально ощутить, почувствовать его присутствие. «Когда вы радуетесь цветам, когда углубляетесь мыслью в их чудесное строение, создание малого зерна, когда цените свежий аромат, тогда уже прикасаетесь к Тонкому Миру. Можно и в цветах земных, и в оперении птиц, и в чудесах неба найти радость ту самую, которая готовит к вратам Огненного Мира».

Мир Огненный, I, 638.

Обратите внимание на особое качество всех животных и птиц, которые дают секреции подобные мускусу. Шерсть и оперение сохраняют как маслянистость, так и теплоту; как бы какая-то смола или горное масло напитало их. У птиц оперение принимает металлическую окраску, показывающую питание корнями или зёрнами, в которых много психической энергии растительного царства, иначе – смолы. И минералы могут выдавать свою психическую энергию или через растительное царство, или через воздух, где Огонь Пространства имеет те же свойства, как и мысль, явленная духом. Можно понять древнее сравнение, называвшее мысль пламенем. Какие замечательные опыты можно производить, составляя цепь воздействий психической энергии от минерала до тонкого тела! Можно наблюсти, как различно будут действовать меха, перья явленных птиц и животных. Разве случайно в древних дворцах и храмах содержались металлические павлины? Можно задуматься, почему мускусные животные и маралы водятся на почти одинаковой высоте? Нет ли на высотах тех же почв, как и внизу? Когда будем очищать атмосферу низин, придётся обратить внимание на недра, вызывая их психическую энергию.

Иерархия 225

 Считаю полезным не вводить в спальню животных, даже птиц.

Рерих Е.И. 1926 г. Записки Учения Живой Этики

 Что касается до вопроса о культе кошки и некоторых птиц в Египте, то, несомненно, обожествление животных в глазах масс проводилось с определённой целью. Чаще всего это имело чисто практическое и охранительное значение. Так убийство священной птицы ибис каралось в Египте смертью. Но мы знаем, что Нил был полон крокодилами и долины Египта изобиловали ядовитыми змеями, уносившими тысячи жертв, и, именно, только птица ибис убивала этих змей и уничтожала крокодиловые яйца, тем предотвращая чрезмерное размножение этих чудовищ. Также и обожествление коровы в Индии, и запрещение убивать её было вызвано необходимостью охранить это полезнейшее животное от истребления. Известно, что в древнейшие времена подобного обожествления не существовало, и население Индии питалось мясом этих животных. И кошка в Египте была весьма полезна против нашествия крыс и мышей. Кроме того, кошка обладает большим запасом животного магнетизма и могла служить при низших вызываниях. Ведь и в Египте было немало чернокнижия. Борьба между белой и чёрной магией началась с незапамятных времен. Эти два противоположных стана вполне определились уже в Атлантиде. Вы знаете, что в книгах «Живой Этики» имеется параграф о священных животных. Именно указано, что так называемые священные животные были не божествами, но естественными следствиями в силу местных условий. И теперь люди часто говорят о священной обязанности, полагая при этом не религиозные обряды, но полезное нравственное действие. Условия древности часто требовали особого внимания к известным животным или деревьям и растениям. Священное означало неприкосновенность. Так охранялось нечто необходимое, редкое. «И ту же охрану современные люди называют заповедниками, потому следует очень бережно относиться к понятиям неясным. Так много примешано к области религии, что за дальностью времён поверхностные наблюдатели совершенно не могут распознать основу от наслоений. Храм и сейчас является сборным местом, где наряду с обрядами совершается купля и продажа и судятся местные дела. Такое нагромождение происходит и посейчас, потому не будем чрезмерно суровы к животным и прочим забытым символам древности». – К этим строкам, как видите, нечего добавить.

 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2.

«… Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был и великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединенна, и только ближайшие его ученики знали глубины души его. Ровно в полдень он восходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих, голубей, воробьев, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого, улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками – оно останется среди самых дорогих воспоминаний. Перед нами было одно из чудес природы, мы свидетельствовали, как малые пташки сидели рядом с воронами, и те не вредили меньшим собратьям».

 Н.К. Рерих

УдодыЛегенда об удоде (Николай Константинович Рерих).

         «Охраняли удоды покой царя Соломона во время его великих трудов, и, вернувшись от трудов, царь спросил птичек, что они хотели бы получить в награду. Птички сказали: »Дай нам, царь, золотые короны твои, они так прекрасны, и мы не видели ничего более чудесного, как ты, когда надеваешь свою корону».

          Царь улыбнулся и сказал: »Птички, но ведь тяжела корона моя, как же можете вы желать возложить на себя такое бремя!» Но птички продолжали просить о коронах, и царь велел своему златоковачу сделать маленькие короны по образцу царской, и эти короны были прикреплены на головы птичек. Но не успел пройти самый короткий срок, как птички снова слетелись к царю, и устало поникли под золотыми коронами их головки.

          Они просили: »Царь, освободи нас от корон. Прав Ты был, мудро предупреждая нас! Что мы можем знать, мы малые! Можем ли мы знать, что за блеском и очарованием скрывается тягота, — освободи нас, царь».

          Царь сказал: »Видите, неразумные, к чему привело ваше стремление к бремени. Хорошо, будь, по-вашему, будут сняты короны золотые — но пусть вы носите всегда на себе воспоминание о неразумном стремлении вашем к короне. Отныне носите корону из перьев, она не отяготит вас, ибо она будет только короною того тайного царства, о котором вы знали, служа труду моему». И так птица удод — самая оккультная птица, которая знает многие тайны, носит корону из перьев. Если удод провожает караван или лодку, люди говорят — это к доброму пути; птица царя Соломона знает, что делает».

Рерих Н. К. Шамбала / Предисл. и примеч. Л. В. Шапошниковой; Пер. с англ. Э. В. Стороженко под ред. Л. В. Шапошниковой. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 1994. — С. 171. (Большая Рериховская б‑ка).

 Эскиз Язык птиц Н. Рерих 1920 г.

Девассари Абунту с птицами 1905г., Н.К. Рерих

Вестник утра (птицы утра)

Рерих Н.К. Вестники утра (Птицы утра), 1917.

Весть С. РерихСвятослав Рерих. Весть.
1953. Холст, темпера. 91 x 155.
Государственный музей Востока, Москва, Россия.

На сверкающем фоне неба динамичным росчерком показан полет трех ласточек. К свисту их полета в настороженной позе ожидания прислушивается женщина. Она обернулась в сторону летящих птичек. Полупрозрачная ткань, которую женщина держит перед собой, напоминает раскинутую сеть ловца. Цветущее растение в правом нижнем углу картины тоже потянулось навстречу вести.

Уравновешенная композиция картины полна внутренней динамики, способной в любую минуту взорвать статику напряженного ожидания. Пейзаж, женщина, полет птичек в небе – опять-таки реальные картины Индии.

Как бытовая подробность – глиняные сосуды у ног женщины. Она была занята какими-то своими будничными делами. И вдруг – чувство приближения вести. Какой? От кого? Это не столь важно. Важно, что и в обыденной жизни каждый из нас может получить весть о необычном, еще не испытанном и преобразить будни в праздник Жизни!

Тела птиц и их сложенные в полете крылья изогнуты в виде буквы «М». В руках героиня держит легкий прозрачный кусок ткани, также повторяющий очертаниями эту букву. Вся природа, каждое движение напитаны мыслью о приближении таинства, выраженного лишь кратким символом священного слога. Буква «М» у Рерихов обозначало первую букву имени их Учителя М., от Него получена весть…  

sv_f_aziss

Святослав Рерих. Розы сердца 1923. Святой Франциск Ассизский.

Дополнительно  http://uchenie-agni-yoga.ru/articles/169

ПТИЦЫ В СИМВОЛИКЕ.

Архетипические образы птиц в геральдике.

На древних графемах птицы как солярные образы обычно помещались в овал либо зубчатый диск, олицетворяющий небо. Изображения птиц имеются на шумерских и аккадских печатях и клеймах, на древнеегипетских папирусах, где широко употреблялись в иероглифическом письме.

Образы птиц имеются только лишь на нескольких государственных флагах, но при этом играют важную роль в символике гербов. Государственные гербы современных стран с изображением птиц составляют около 35 % от общего числа. При этом сами изображения птиц могут как представлять доминирующую эмблему герба, либо быть составной частью основополагающих эмблем.

Основная статья: Орёл в геральдике

Не менее 75 государственных гербов, в том числе 6 гербов зависимых территорий содержат изображения птиц. Самыми распространенными (28 гербов для стран всех континентов) являются изображения орла. Среди орлов наиболее распространены одноглавые, например, одноглавый орел с короной на гербе Польши; чёрный орел с окровавленными лапами на гербе Германии, орел-крестоносец на гербах Молдовы и Румынии. При этом головы орлов, обычно, повернуты влево и только на гербе Сирии и Иордании смотрят направо.

Основная статья: двуглавый орёл

Для гербов России, Албании, Черногории, Сербии характерными являются двуглавые орлы в целом «византийского типа». На гербе Египта изображен чёрно-жёлтый орел, именуемый «орлом Саладдина» — великого султана, правившего в Королевстве Египет в XII веке. Основной эмблемой на большой печати США является белоголовый орлан, символизирующий могущество и суверенитет.

На гербе Мексики находится изображение орла (точнее каракары, птицы семейства соколиных), сжимающий гремучую змею. На гербах Боливии, Колумбии, Чили и Эквадора находится изображение андийского кондора. Изображения орлов и грифов могут располагаться над щитом (герб Эквадора) либо же в верхней его части (Иордания). Также они могут представлять отдельные эмблемы внутри щита (Чешская Республика,Армения, Филиппины). На гербах некоторых государств, например Гана, Чили, Армения, орлы держат щит. Распространенной атрибутикой являются: скипетр, сабля в лапах орла, кресты в клюве, иногда имеются нашейные звезды. Орел в качестве архетипического символа Солнца отражает в современных гербах силу и мощь государства. Кроме орла, из того же семейства птиц на гербе Сан-Томе и Принсипи в качестве щитодержателя является ястреб. Также соколиные присутствуют на гербе Ливии в виде золотого сокола, смотрящего вправо, и сапсана на гербе Острова Мэн.

Из архетипических мифических образов птица Гаруда присутствует на гербах Таиланда и Индонезии. На гербе Таиланда она представлена в виде огромной птицы красновато-золотистого цвета с туловищем человека. В Индонезии она изображена в виде золотой птицы, на груди которой имеется гербовый щит с изображением пяти символов-принципов Панчу Шилы.

На гербах Кыргызстана и Узбекистана изображены мифические птицы — белоснежный (согласно эпосу) кречет Манаса, являющийся символом свободы и независимости и птица Хумо, символизирующая добро и счастье. На гербе Гватемалы изображена священная птица индейцев — кетцаль. Петух находится в центре гербового щита Кении, где он выступает в качестве символа рассвета и бдительности.

Птица-носорог является эмблемой одного из штатов на гербе Малайзии. Две колибри и ибис как олицетворение самобытности острова Тринидад (в качестве щитодержателя вместе с птицей чачалака, обитающей только на острове Тобаго); чёрный лебедь в момент взлета, символизирующий Западную Австралию на гербе государства (наряду с сорокопутом — символом Южной Австралии, и щитодержателем — эму). На гербе острова Мэн щитодержателями являются ворон и сокол-сапсан.

Национальными символами государств является венценосный журавль на гербе Уганды; птица-секретарь на гербе Судана и ЮАР. Императорская райская птица на боевом барабане изображена на государственном герб Папуа- Новой Гвинеи. Характерным символом целого ряда гербов стран Океании является морские птицы — фрегаты на гербах Науру и Соломоновых Островов, чайка с ветвью в клюве на гербе Тонга, парящая чайка на гербе Кирибати.

Из других представителей класса птиц на гербах стоит отметить попугаев, которые присутствуют в качестве щитодержателей на гербах Доминики, Сент-Люсии, Сан-Томе и Принсипи; пеликанов (Сент-Китс и Невис, Теркс и Кайкос), фламинго (Багамские Острова, Теркс и Кайкос), фаэтона (Сейшельские Острова) и др.

На двух гербах зависимых территорий (Французские Южная и Антарктическая Земля, Южные Сандвичевы острова) присутствует изображение королевского и золотоволосого пингвинов.

Голуби присутствуют на семи гербах. На государственных гербах Фиджи, Кипра, Гвинеи изображен голубь с оливковой ветвью в клюве; на гербе Либерии изображен голубь со свитком в клюве. Сизый голубь присутствует на гербе Гренады. Дронт присутствует на гербе Маврикия, где он выступают в качестве щитодержателя.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%B2_%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B5

и др.

ДЕНЬ ПТИЦ.

Основная цель  – привлечение внимания людей к проблемам охраны птиц..

Интересна история праздника. Впервые День, посвященный крылатым путешественникам, был отмечен в 1894 году в американском городке Оил-Сити (штат Пенсильвания). Это был обычный школьный праздник, организованный учителем биологии и учениками. Данная идея очень понравилась, и праздник стали отмечать ежегодно, сначала присоединились все штаты США, затем он вошел в моду и в Европе. В 1902 была подписана Конвенция (1 апреля), призывающая все страны мирового сообщества, включится в борьбу за охрану птиц. А с 1906 – праздник стали отмечаться ежегодно в большинстве стран мира.

  В России праздник имеет свои собственные, древние традиции. На Руси принято было отмечать время возвращения перелетных птиц. В эти дни пекли специальную сдобу в виде птичек, а также развешивали скворечники – домики для птиц.

Добавить комментарий