Агни Йога (англ. и нем.: Agni Yoga, фин.: Agni jooga, латыш.: Agni Joga ) — имеет также второе равнозначное, но более употребительное название — Живая Этика (англ.: Living Ethics, нем.: Lebendige Ethik, фр.: Éthique de Vie) — философско-этическое учение, затрагивающее все стороны бытия — от космологических вопросов до повседневной жизни простого человека, принесённое в мир в первой половине XX века супругами Рерихами — Рерих, Елена Ивановна и Рерих, Николай Константинович. Первая запись учения Живой Этики сделана в Лондоне 24 марта 1920 года. Этот день — 24 марта — ежегодно отмечается всеми последователями Живой Этики как «День Учителя».

Агни ЙогаН.К. Рерих. Агни Йога

«Живая Этика усматривает все понятия, которые являются основами жизни. Для того чтобы приложить Живую Этику к жизни, нужно прежде всего найти в себе качество истинного Служения Иерархии. Именно, все ханжи прежде всего отходят от Живой Этики. Никакое предстояние перед Предметом, символизирующим Высший из Обликов, не поможет, если нет истинного почитания. Мы знаем ханжей, которые могут молиться словами, но молчат сердцем. Именно эти ханжи любят говорить о священном Изображении, висящем у них в углу или стоящем на столе. Живая Этика должна прежде всего выражаться в этике явленных действий каждого дня. Живая Этика поможет охранить обличие человека. Эти огненные законы дадут духу понимание Иерархии. Служение может быть чудесным мостом между мирами, ибо Мир Тонкий не поможет духу окружиться тонкими энергиями, если заразы духа не изжиты на Земле. Не нужны все уверения в преданности, не нужны поминания Учителя, не нужны поминания Владыки там, где нет понимания Живой Этики. В Мире Тонком не уйти от своих переживаний. Так же как собственный свет освещает окружающее, так и собственная тьма заглушает все пространство. На пути к Миру Огненному нужно задуматься о грозных последствиях, если Живая Этика не была применена в жизни».

(31.05.1934 Е.И.Рерих американским сотрудникам.)

РАСПРОСТРАНЕНИЕ УЧЕНИЯ

В горниле жизни нужно многие понятия трансмутировать. Столько наслоено на самых высших понятиях, что, истинно, огненное крещение должно быть явлено планете. Вокруг понятий огненных образов собраны те представления, которые близки духу низкому. Не так учили великие Учителя. Не так жили великие Учителя. Не так шли великие Учителя. Истинно, не так, как утверждают люди. Огненные образы должны принять те явленные утверждения, которые им принадлежат, потому распространение Учения должно идти огненно наряду с очищением обликов великих. Творчество истинных устремлений даст те новые ступени, которые дадут миру воскресение духа. На пути к Миру Огненному запомним о том, что нужно омыть Учение Красоты подвигом и служением.
Мир Огненный III §200

Урусвати умеет хранить доверенное. Не легко найти равновесие между хранением и распространением. Люди начинающие стремятся выдать все узнанное, не задумываясь о последствиях. Много бедствий порождено такими неразумными выдачами, но опыт кует меры благоразумия. Только со временем можно найти истинные пути распространения. Путь трудный, когда нужно понять, насколько собеседник может вместить. Мы ценим, когда панацея отпускается в нужную меру, ни больше и ни меньше. Можно припомнить случаи, когда после длительного собеседования задавался вопрос, доказывавший полное непонимание слушателя. Также могли последовать выводы большего вреда. Вместе с тем Мы советовали, что книги Учения могут быть положены на перепутье, чтобы они сами нашли судьбу свою.
Так Мы указываем на особые пути распространения.
Могут пройти такие путники, которым не дана будет книга, но сердце их равно горело к истине. Явление внешности часто препятствует правильному суждению. Кто слишком наряден, кто слишком оборван, — много пустых соображений препятствует полезным встречам.
Среди бродячих садху могут быть отвратительные люди, но найдутся и очень значительные и познавшие. Мудрый наблюдатель не будет придавать значения явлению случайному. Так и во всем нужно понять сущность. Можно встретить лиц Нам близких и не распознать их. У Нас нередко сожалеют, когда не узнают полезное послание. Но закон свободной воли не разрешает настаивать. Так и распространение Учения являет особые пути. В древности говорили: «Поспешай медленно», — такое бережное равновесие будет сопряжено с посылками книг Учения. Можно видеть по столетиям, как Учение, Нами даваемое, следует, распространяясь.
Массы народные начинают прозревать.
Надземное §76

Обратите внимание на широкую сеть распространения Учения. Пусть по обычаю люди будут скрывать источник, это не важно. Полезно, чтоб неожиданными путями Учение распространялось в разных концах Земли. Уже можем указать на этот рост, и такое утверждение является лучшим венцом дня сегодняшнего. Не будем удивляться, что корни растут вне зримости, но это качество и будет верным залогом жизненности. Можно ли проследить пути Учения? Магнит действует по своим законам. Но могу с горы видеть наполнение пространства и могу тем приветствовать вас.
Сердце §296
 

Первоиздания книг Живой Этики

 Книги Живой Этики возникли из избранных бесед гималайского Махатмы М. с Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерих. Е. И. Рерих записывала все беседы в свои дневники-манускрипты. На основе этих записей было издано 14 книг.

 Книги Живой Этики по месту и году издания:

  • «Листы сада Мории. 1924». (Зов). Париж, 1923 г.

  • «Листы сада М. 1925». (Озарение). Неизвестно, 1924 г.

  • «Община. 1926». Первое издание в Урге (Улан-Батор), 1926 г., второе, изменённое издание в Риге, 1936 г.

  • «Агни Йога. 1929». Первое издание в Париже, 1929 г., второе, изменённое издание в Риге, 1937 г.

  • «Беспредельность I. 1930». Париж, 1933 г.

  • «Беспредельность II. 1930». Париж, 1934 г.

  • «Иерархия. 1931». Париж, 1931 г.

  • «Сердце. 1932». Париж, 1932 г.

  • «Мир Огненный I. 1933». Париж, 1933 г.

  • «Мир Огненный II. 1934». Рига, 1934 г.

  • «Мир Огненный III. 1935». Рига, 1935 г.

  • «Аум. 1936». Рига, 1936 г.

  • «Братство. 1937». Рига, 1937 г.

  • «Надземное. 1938». (Манускрипт из 955 параграфов, впервые издан только в начале 90-х годов)

http://nataman.narod.ru/ai.html

 В самом Учении о методе изложения материала в Книгах Агни Йоги говорится:

 «Кто-то спросит: «Почему Учение рассыпано, как зерна?» Отвечайте: «Только из различных нитей можно сложный узор создать».

 Спросят: «Почему Учение не имеет законченных положений?» Отвечайте: «Ибо в законченности смерть».

 Спросят: «Почему нельзя соединить логически части Учения?» Отвечайте: «Ибо безобразно растить одну голову или одну руку».

 Спросят: «Почему не произнести сперва формулу неба, а потом заклятие земли?» Отвечайте: «Ибо каждая нить одеяния Матери проходит сверху донизу и наоборот».

 Спросят: «Почему нельзя сразу явить сужденное?» Отвечайте: «Колонны дома ставятся в порядке. И когда рабочие скажут: дай мы сразу поставим, — строитель скажет: разрушить задумали!»

 («Листы Сада Мории», т.2, «Озарение», часть II, VI, 5).

Что такое «Агни Йога»?

«Агни» в переводе с санскрита — огонь.

Космический Огонь есть Источник жизни. Все формы жизни — от самой высшей до самой низшей — в основе имеют Огонь. Он — основа всего сущего, основа мироздания, основа творчества. Он находится везде и во всём и всё в себе содержит. Будучи основой всякой жизни, «огонь есть соединитель — после его отхода начинается разложение, смерть формы» (Мир Огненный. I. 231).

В Агни Йоге, или в Учении Живой Этики, «собраны в сжатых, огненных формулах все знания, накопленные веками глубоких многосторонних опытов. В книгах Учения вдумчивый ученик найдёт ответ на самые сложные проблемы жизни, освещённые со многих сторон, так же как и много совершенно конкретных утверждений по всем отраслям науки. И правильный подход к науке может быть лишь после твёрдого, всестороннего усвоения Учения». «Новое Учение, давая, соответственно переживаемому нами времени, новый аспект Единой Вечной Истины, идёт не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших Учений. (…) Если проследим исторические появления Великих Учителей, мы увидим, что ко времени появления Их все до Них бывшие Учения совершенно утрачивали свою основную чистоту и часто были искажены до неузнаваемости. Истинно, Новое Провозвестие не отвергает ни одно Учение, но лишь очищает и углубляет их» (Е.И. Рерих).

Кто записал учение Агни Йоги?

Из века в век Великие Учителя – наши Старшие Братья, давно закончившие свою эволюцию на Земле и стоящие по уровню сознания неизмеримо выше землян, — передают людям Знания в виде нравственных учений, философий или религий. Эти жизненно необходимые Знания приносят Вестники – ближайшие сотрудники Великих Учителей. В XX веке такими Вестниками стали наши выдающиеся соотечественники – семья Рерихов. В Учении Живой Этики говорится: «Для важных поручений Мы соединяем гармонических людей – их батарея особо сильна».

Формы, в которых утверждали весть грядущей Эпохи Света четверо наших великих соотечественников, были различны. Учение Живой Этики, или Агни Йога, данное Великим Учителем через Елену Ивановну Рерих, пришло в мир в виде текстов — она записала 14 книг. Картины Николая Константиновича Рериха – это Живая Этика в зримых образах и сиянии Красоты; научная мысль Юрия Николаевича Рериха, просветительная миссия Святослава Николаевича Рериха – всё было подчинено единому Плану: дать сдвиг сознанию человечества.

С кратким рассказом о жизни и подвиге семьи Рерихов вы можете познакомиться в разделе сайта «Начинания Рерихов».

С чего начать знакомство с Живой Этикой?

 Последователями Живой Этики написан ряд книг, которые облегчают знакомство с Учением в зависимости от характера читателя.

С.В. Стульгинскис. «Введение в Агни Йогу» – книга, в которой кратко и доступно изложены основные положения Учения. Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к поколению рериховцев, которые в 1930-х годах первыми восприняли идеи Живой Этики.

С.В. Стульгинскис. «Космические легенды Востока» – в данной книге, созданной на основе «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской и книг Учения Живой Этики, знания об основных законах существования человечества и Вселенной автор изложил в виде легенд.

А.И. Клизовский. «Основы миропонимания Новой Эпохи» (в трёх томах). В книге, которую автор считал главным делом своей жизни, он систематизировал знания, полученные из восточных учений и Учения Агни Йоги. Этот труд курировала Е.И. Рерих, которой Клизовский посылал отдельные главы своей книги, получая в ответ поправки и разъяснения, углубляющие смысл тех или иных положений.

 Что такое «Грани Агни Йоги»?

Так названа серия книг, содержащих Записи Б.Н. Абрамова (1897 – 1972), ближайшего ученика Н.К. Рериха. Источник Записей Б.Н. Абрамова и книг Учения Живой Этики (Агни Йоги) – Един, что было подтверждено Еленой Ивановной Рерих: «Помните, что, пока Вы связаны любовью, преданностью к Великому Образу, никто и ничто не может нарушить эту связь. Конечно, понимаю сердцем, как Вам хочется слышать подтверждение об этой связи, и с радостью, троекратно, подтверждаю то, что Вы передаёте мне, как именно исходящее из Высшего Источника» (из письма Е.И. Рерих к Б.Н. Абрамову от 28.12.1954 г.).

«Записи незаменимы, как спутники книг Живой Этики. Они делают книги ближе к нам. Тот же неиссякаемый поток мысли Учителя струится через них и, воспринятый ближайшим к нам иерархическим звеном, становится доступнее для нас… И по мере продвижения по пути духа они будут всё более и более оценены» (Н.Д. Спирина, ученица Б.Н. Абрамова. Предисловие к «Граням Агни Йоги»).

http://agniyoga.sibro.ru/

Некоторые основные положения учения Живой Этики.

 Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России. / Журнал «Вопросы философии», № 3, 2001 г.

 Живая Этика — это синтетическое научно-философское учение о Мироздании в целом; о его устройстве, происхождении и эволюции; о Законах Мироздания; о роли Разумных Сил (Космического Разума) в эволюции Вселенной; о месте человека в Мироздании, о его тесной связи с Космосом; об эволюции человека и человеческого общества; о нравственных основах Бытия и путях духовного совершенствования, как необходимого требования Эволюции.

  1. Согласно Живой Этике, в основе Мироздания лежит материя, понимаемая в самом широком смысле. Она включает как те формы материи, которые изучаются современной наукой, так и более тонкие формы, которые науке пока не известны. Мир развивается по Космическим Законам, изучение которых является важнейшей задачей человечества. В развитии Вселенной принимает участие Космический Разум, частью которого является человечество Земли.

  2. Известно, что существуют три основные формы познания: научное, религиозное и художественное. Живая Этика придает большое значение религии в истории человеческого общества, однако основную роль на современном этапе она отводит науке. «Мир будущий, мир высший, — писала Е.И.Рерих, — грядет в доспехе лучей лабораторных. Именно лаборатории укажут на преимущество высшей энергии и не только установят превосходство психической энергии человека над всеми до сих пор известными энергиями, но будет уявлена наглядная разница в качестве ее, и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере. Познание высших законов подчинит технику духу, и отсюда утвердится и познание высших целей, которое поведет к преобразованию всей материальной природы. Преображенная природа, преображенный дух народа подскажет и новые лучшие формы устроения жизни» (Письма Елены Рерих. 1929–1938. Рига, 1940. Т.2. С.219). Согласно Живой Этике, область науки не может ограничиваться изучением «косной» материи и «живого вещества» (или биологических объектов), она должна включать исследование мысли, сознания, души (психеи), психической энергии, проблемы бессмертия и смысла жизни, которые ранее относились к сфере религии. Не только физические, но и психические, духовные явления должны стать предметом изучения науки. Эти идеи Живой Этики близки к программе Тейяра де Шардена, который считал, что «удовлетворительное истолкование универсума, даже позитивистское, должно охватывать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух. Истинная физика та, которая сумеет включить всестороннего человека в цельное представление о мире». (Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987 . С.40). Конечно, наука сможет выполнить свою роль в эволюции человеческого общества только в том случае, если она сама претерпит существенные изменения. Она должна смело отбросить устаревшие догмы, стать более открытой и более одухотворенной. Науке предстоит проникнуть за пределы физического плана, в миры тонких энергий, в иные измерения многомерного психодуховного пространства. Расширяя сферу деятельности науки, Живая Этика придает основное значение опытному познанию. «Надо собирать все факты, еще не вошедшие в элементарные учебники, — писал Н.К.Рерих. Надо нанизать эти факты с полнейшей добросовестностью, не презирая и не высокомерничая» (Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, 1992. С.17).

 Что касается художественного познания мира, то, согласно Живой Этике, роль его будет возрастать. Ф.М.Достоевский говорил, что Красота спасет мир. Живая Этика уточняет: осознание Красоты спасет мир.

  1. Решающим фактором в развитии человеческого общества Живая Этика считает Культуру. Поэтому сохранение и приумножение культурного богатства всех народов Земли жизненно необходимо для человечества. Н.К.Рерих создал широкое культурное движение под Знаменем Мира. Он разработал Пакт об охране памятников культуры во время военных действий — Пакт Рериха, который позднее лег в основание соответствующих документов ООН.

  2. Живая Этика провозглашает равенство всех людей независимо от пола, расовых, национальных или социальных различий. Общественная жизнь должна строиться на основе согласия всех народов Земли, на основах коллективизма, общинности и сотрудничества, при приоритете нравственного начала. Переход от вражды, конфронтации и разъединения к единению, согласию и сотрудничеству — важнейшая задача эволюции на современном этапе. Важную роль в этом процессе предстоит сыграть женщинам, которые должны осознать свое космическое предназначение, восстановить свои попранные права, внести в мир начала любви, согласия и высокой духовности. Поэтому наступающую эпоху Живая Этика называет Эпохой Женщины.

  3. Невозможно установить счастливую и справедливую жизнь на Земле, если люди будут оставаться невежественными и несовершенными. Поэтому установление справедливого общественного строя непременно должно сопровождаться совершенствованием каждого человека. Людям нужно преодолевать свои отрицательные свойства, трансформируя их в положительные качества. Важнейшей задачей на этом пути является изживание самости, эгоизма (во всех его видах), утверждение и развитие самоотверженности и терпимости в отношениях между людьми. Для успешного совершенствования нет необходимости уходить в пещеры, в монастыри, замыкаться и отходить от жизни. Живая Этика утверждает активную жизненную позицию каждого члена общества. В процессе совершенствования человеку необходимо выполнять свой долг перед семьей, народом, страной и всем человечеством. Он должен действовать во имя Общего Блага.

  4. Важнейшим средством совершенствования человека Живая Этика провозглашает труд. Не подневольный, а добровольный, творческий труд — физический или умственный. Труд должен быть напряженным, но посильным. Первостепенное значение придается качеству труда.

 В процессе осознанного, устремленного труда, при высоком качестве его, развивается психическая энергия человека. Живая Этика рассматривает психическую энергию как энергию всеначальную, лежащую в основании Проявленного Мира. Это главная Творческая Сила Космоса, она включает в себя все основные энергии, которые являются лишь ее дифференциациями.

 Овладение психической энергией ведет к развитию высших форм сознания — чувствознания и духоразумения, частичным проявлением которых являются интуиция и озарение.

 Живая Этика указывает естественный путь развития психической энергии. Естественный путь есть путь сердца, путь любви и труда, путь очищения мышления, развития возвышенных чувств и мыслей через приобщение к искусству и неустанное сердечное устремление к Свету.

  1. Чтобы успешно продвигаться по пути совершенствования, необходимо преодолеть невежество. Для этого человек должен непрерывно учиться. Человек должен знать достижения культуры прошлого и настоящего, знакомиться с достижениями науки, изучать окружающий мир и самого себя. Учиться, учиться и учиться — одно из основных требований Живой Этики.

  2. Живая Этика открыта для всех, но не навязывается никому. Книги этого учения там, где их не запрещают, имеются в открытой продаже, работают общества и кружки по изучению Живой Этики. Каждый желающий может принять в них участие. Но агитировать, зазывать и навязывать свою точку зрения Живая Этика считает недопустимым, она решительно выступает против всех форм миссионерства. Врата во Дворец Знания широко открыты, но войти желающий может только сам.

 Рериховское движение.

Начало развития движения последователей Живой Этики положено в Нью-Йорке в 1921 году, где Рерихами был создан первый круг лиц из семи человек, которые основали в Америке ряд рериховских организаций (Cor Ardens, Corona Mundi, Roerich Museum, Master Institut of Roerich Museum, Urusvati Himalayan Recearch Institute, Roerich Society), которые продвигали рериховские идеи, переводили книги Живой Этики на английский язык, печатали и распространяли их по Северной и Южной Америке. К сожалению в 1935 году произошло предательство Рерихов со стороны некоторых американских сотрудников, благодаря чему распространения Живой Этики в США сильно затормозилось. Впоследствии в 1947 году в Нью-Йорке (319 West 107th Str., New York, NY 10025) Музей Рериха был воссоздан заново верными сотрудниками во главе с З. Г. Фосдик. Вторым важным центром Живой Этики при жизни Рерихов стала Рига, и в целом вся Прибалтика, где с начала 1930-х годов до начала войны существовало большое количество рериховских обществ, занимающихся изучением Живой Этики. В Риге напечатаны четыре последние книги серии учения Живой Этики, а также переизданы две ранние книги учения. Пиком развития довоенного развития Рериховского движения можно считать 1930—1933 гг., когда по всему миру насчитывалось сотни рериховских обществ, занимающихся не только культурной деятельностью, но и изучающих книги Живой Этики. Во времена СССР книги Живой Этики были под запретом, но ходили в самиздате. После Перестройки наступил расцвет движения последователей Живой Этики, которые сегодня называются Рериховским Движением. Сегодня практически в каждом более-менее крупном городе России имеется Рериховское Общество, в котором изучаются книги Живой Этики (Агни Йоги).

http://nataman.narod.ru/ai.html

Добавить комментарий