ПОД ЗНАМЕНЕМ КРАСОТЫ. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНИТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Красота не может быть охранена одними лишь установлениями и законами. Только когда человеческое сознание поймет бесценные сокровища красоты, творящие, облагораживающие и утончающие людей, только тогда истинные сокровища человечества будут в безопасности. И отнюдь не следует думать, что вандализм, будь он явным или тайным, принадлежит лишь прошлым векам и каким-либо легендарным вождям и завоевателям. Даже в эти дни мы видим разнообразные формы проявления вандализма. Поэтому движение, имеющее целью охранить и спасти Красоту, совсем не есть нечто отвлеченное и туманное, а наоборот, это самая настоятельная, нужная и неотложная задача. Действительно, образование в области искусства и красоты необходимая вещь. И хотя эта необходимость прекрасна, однако она все же накладывает и долг и обязательства. Мы всегда радуемся, когда видим, что мысль претворяется в действие. И поэтому открытие новых школ и основание Международной Академии Искусства всегда было и будет горячо приветствуемо.

«Искусство объединит все человечество. Искусство едино и неделимо. И хотя оно имеет много ветвей, оно все же едино. Искусство есть утверждение грядущего синтеза. Искусство для всех. Истинное искусство дает радость каждому. Врата «священного источника» должны быть широко открыты для всех, и свет искусства озарит многие сердца новой любовью. Вначале это чувство будет бессознательным, но потом оно очистит человеческое сознание. Сколько молодых сердец идут в поисках реального и прекрасного. Дайте им это прекрасное. Дайте искусство народу — его место там. Мы должны иметь не только музей, театры, университеты, публичные библиотеки, вокзалы и госпитали, но даже тюрьмы должны быть украшенными и прекрасными. Тогда тюрьмы перестанут существовать.
Человечество стоит лицом к лицу с грядущими явлениями космического значения и величия. И люди уже понимают, что происходящие события не случайны. Ибо близко время для создания будущей Культуры. На наших глазах происходит переоценка всех ценностей. Среди гор обесцененных банкнот человечество нашло реальную ценность мирового значения. Истинные сокровища великого искусства победно выдерживают все бури земных столкновений. И даже «земные» люди уже понимают жизненную необходимость действенной Красоты. И когда мы провозглашаем: любовь, Красота, действие, мы действительно знаем, что утверждается формула международного языка. И эта формула, которая теперь принадлежит музеям и кафедрам, должна ныне войти в повседневную жизнь. Знак Красоты откроет все священные врата. Под знаменем Красоты мы будем радостно двигаться вперед. Красотою мы победим. Красотою мы объединены. И ныне утверждаем эти слова не на снежных вершинах, но среди шума и сутолоки города. И осознавая путь истинной реальности, мы приветствуем будущее улыбкой счастья и радости».
(Н.Рерих. Панацея. Листы Дневника. Т.2)

ИСКУССТВО — ПОТРЕБНОСТЬ

…думаем мы не во имя «вчера», но во имя «завтра», во имя всенародного строительства и творчества. Думаем, зная, что творчество без подвига немыслимо.
Прежде всего, имеем ли мы право говорить об искусстве в дни великой борьбы, когда, казалось бы, умолкает искусство, когда справедливо восстали против глупой роскоши и мотовства… Но подлинное искусство — не глупая роскошь. Молящийся Богу правды и красоты — не мот. Искусство — потребность. Искусство — жизнь. Разве храм роскошь? Разве может быть мотовством книга и знания? Если искусство — великая потребность и высокая жизнь, то. конечно, и сейчас можно говорить об искусстве. Если искусство служит Родине, то, конечно, следует перед ним поклониться.
А служение это, конечно, не в служебных изображениях, но в возвеличении вкуса, в росте самопознания, в подъеме духа, в подготовке высоких путей.

(Н.К.Рерих. Слово напутственное. Газета «Биржевые ведомости» 14 марта 1916 г.)

Ф.М. Достоевский: «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете»

Н.К.Рерих: «Сейчас вышла отличная книга Г.В.Вернадского «Звенья русской культуры»
(Университет. Листы Дневника. Том 2)

«Звенья русской культуры» — одна из важнейших книг Георгия Вернадского, своего рода краткая и емкая энциклопедия жизни Древней Руси. В ней рассказывается об устройстве власти в стране, работе суда и существовавших законах, роли церкви и организации войска, сборе налогов и использовании естественных природных богатств. А также о торговле и ремеслах, дорогах и способах передачи информации, денежном обращении и международных связях, но прежде всего о быте разных слоев населения — князей и дружинников, горожан и холопов. В основе книги идея о том, что, несмотря на одинаково тесное общение домонгольской Руси с Востоком и Западом, восточные влияния глубже и в конечном итоге благотворнее сказались на формировании русской культуры и самосознания русского народа. Георгий Вернадский — выдающийся русско-американский историк, профессор Йельского университета, сын великого мыслителя Владимира Вернадского и ученик Василия Ключевского.

Добавить комментарий