небеса

Небеса/небо —  воплощение космического верха. Восприятие неба приобщает к сфере трансцендентального и величественного; все возвышенное, духовное, божественное приписывается небесному. Воздушная стихия неба обусловливает тот факт, что оно мыслится в качестве души, дыхания мира. Обладая свойствами недоступности, огромности, в мифологическом сознании оно наделяется непостижимостью, всеведением, величием, чаще всего символизируются с местом, которое населяют боги и божественные существа, разделяющие его с душами умерших людей. В Библии небо является троном для Бога, с которого он наблюдает за людьми, дарует им дождь или снег, или, наоборот, наказывает за поступки и неправильную жизнь.

IMG_7857

 Облако есть символ теофании — явления Бога. Этот образ часто использовался в Библии для обозначения присутствия Божьего среди избранного народа. Также облака ассоциируются с небесными водами и, соответственно, с плодородием. В раннем христианстве облако стало синонимом пророка, поскольку пророк — это сеятель божественной истины, обеспечивающий появление всходов и плодоношение.
Также, в более абстрактном плане, символика облаков связана с идеей изменчивости и обманчивости внешних форм. В греческой мифологии Зевс создает из облака образ Геры, чтобы обмануть воспылавшего вожделением к богине Иксиона.

Розовое облакоСвятослав Рерих. Розовое облако.
47,5 x 64.
Центр искусств «Карнатака Читракала Паришат», Бангалор, штат Карнатака, Индия.

(Розовый цвет – это цвет оптимизма. Розовый цвет обычно ассоциируется с цветом духовной радости. Поэтому он считается цветом девочек. Он олицетворяет утонченную любовь, нежность, незрелость, слабость, робость, сентиментальность, привлекательность. Когда «розовым» является мальчик, он как личность проявляется сильнее).

Облака — означают Небо, воздух, неуловимость, дождь или небесное состояние, например, когда ангел или другое существо изображается, стоя на облаке, или из облака возникает рука Бога.  Жить под облаком — это позор.  Дракон Облаков, благословение дождя, добрые дела, видимое дыхание, жизненная сила. Облака, высвобождающие оживляющий дождь, — это сострадание, поскольку они защищают и покрывают все живущее. У христиан облако — Бог невидимый, заволакивающий Небеса; облака закрывают Бога, как на горе Синай или столб облачный. Рука или руки, появляющиеся из облака, являют Божье всемогущество. У греков облака — это стада Аполлона. У скандинавов облака служили боевыми конями Валькириям.

Грозовые тучи символизируют опасность.

Туча, закрывающая на небе солнце, символизирует непреодолимые силы, внешние препятствия, мешающие успеху – антагонист солнца, символ зла.
Видеть во сне темные тучи – очень скверный знак. Они предвещают всякого рода опасности или тяжелые заболевания, символизируют неприятности, недомогания, вообще нежелательные события.

IMG_1620Зловещая игра тучи и света (Лучи вечернего солнца пробиваются к Земле сквозь тучу, которая затянула всё небо над городом).

*****

«В студеном блеске росы,
под облаком светлым и чудным,
пойдем мы в дорогу с тобою.»
(Н. Рерих. Вечность)

Всадник на небе

«Среди первых детских воспоминаний прежде всего вырас­тают прекрасные узорные облака.
Вечное движение, щедрые перестрое­ния, мощное творчество надолго привязали глаза ввысь.
Чудные живот­ные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гри­вами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы – чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных….
Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи бы­ли одним из лучших утешений».
(Н.Рерих. Небесное зодчество)

Белое фото

 Небо, по мнению художника, устремляет мысли к «беспредельному, меняет настроение… делает и мысли возвышен­ными». (Н. Рерих. Небесное зодчество)

  Ведущая небо

 «Мы идем искать священные
знаки….
Никто не знает, где
оставил хозяин знаки свои.
Вернее всего, они — на столбах
у дороги. Или в цветах.
Или в волнах реки.
Думаем, что их можно
искать на облачных сводах..»
(Н. Рерих. Увидим)

Веления неба, 1915Н.К. Рерих. Веления неба, 1915 г.

Небесный бойН.К. Рерих. Небесный бой.

Вверху неба облака белые, они ещё пропускают лучи солнца, а ближе к земле цвет переходит в жёлтый, преобразовываясь в светло голубой, с прорывами фиолетовых отливов, местами коричневых цветов, достигая тёмных цветов синего и местами серого. Нижняя часть облаков, которая ближе к земле, в мрачных цветовых тонах, напоминающих скопление грозовых туч. Но и в таком виде они так же радуют и приковывают глаз зрителя.
На небе нет ни одного свободного места не охваченного облаками. Всматриваясь в них ощущаешь их силу и мощь, а одновременно и воздушность. Создаётся ощущение, что они растут на глазах, увеличивая свои объёмы и возрождая новые облачные рождения. Очень хочется подержать их в руках, насладится их красотой о воздушностью. Рассматривая облака можно воображать, представляя различные формы животных плывущих по небу, а может наездников на лошадях, ведущих бои с драконами, а то и вовсе огромные корабли с высоко поднятыми цветными парусами и другие эпизоды фантазий зрителя.

Земля под узорными облака как бы впитала в себя цвета облаков. Не зразу заметишь озёро, холмы гор и дома на земле, так как им отведено мало места. Всё внимание прикованно к бою в небе. Можно только предполагать, что же явилось причиной природного небесного боя. Гнев у природы вызвано поведением человечества, их негативные качества, злоба – людям и держать ответ за свои негативные поступки.

Вечная борьба двух начал – света и темноты, небесного и земного, вечного и мимолётного. В воображаемом подсознании есть место неземным силам, пусть даже и высокого в облаках.

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-rerixa-nebesnyj-boj/

Гэсер-хан, 1941Н.К. Рерих. Гэсер-хан, 1941 г.

Гэсэр-хан — легендарный герой знаменитого центрально-азиатского эпоса, в котором он воспевается как мудрец, защитник слабых и угнетённых, борец за свободу и счастье народа. Для кочевников Восточного и Северного Тибета легенда о Гесэре не просто героическое сказание, это воплощение их мечты о лучшем будущем в образе славного прошлого. «Поучительно видеть, как прошла Гесэриада по всему сердцу Азии. Народы сложили свои лучшие думы».
Н.К. Рерих. «Душа народа».

На картине Гесер стреляет из лука в темное облако и оно рассеивается над горами. И к людям вернется радость, они будут ликовать, слагать сказания и ставить в честь Гесера памятники, как на картине «Меч Гесера».
Высоко стоит победитель. И высоко его стремление. Среди багряных облаков можно рассмотреть мчащегося на коне Владыку Майтрейю. Во время транс-гималайской экспедиции Рерихи собрали богатый материал о Гесер хане. «Родиной Гесер хана считается Ладак, и махариджи Ладака ведут свой род от этого героя. На высоких скалах можно видеть белую дверь, ведущую в замок Гесера…

roerichs36С.Н.Рерих. Чикус Мале
1970. Оргалит, масло. 45,5×60,7 см

«Я всегда, уже с детства, увлекался природой, увлекался всем, что природа нам дает. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать ее книгу, эту книгу мудрости. И эта радость, которую я ощущаю в контакте с природой, и есть ключ к моему творчеству, к моим картинам».  С.Н.Рерих.

грозаСвятослав Рерих. Гроза.
Холст, темпера. 60 x 120.
Галерея имени Шри Читралайама, Тируванантапурам, штат Керала, Индия.

подвигСвятослав Рерих. Подвиг.
1938. Холст, темпера. 137 x 122.
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США.

 Яркий пример духовного искусства, когда надземное в творчестве доминирует над земным, дополняет и обогащает его.

Добавить комментарий