Слово, выражающее эмоцию человеческой души, есть  символ, знак, наделенный  неисчерпаемой многозначностью образу. Он воспринимается с различной глубиной и оттенками, он несет в себе информацию и переживания, а также нечто неуловимое. 

Смысл символа неотделим от структуры образа – переходя в символ, образ в нем представляется смысловой  перспективой. Символика создает в душе мощный порыв, пробуждает сокровенное и начинается сотворчество. Чем пламеннее порыв и чище побуждение, тоем совершеннее форма символа, ведь дух во всем ищет синтеза, чувствуя связь во всех жизненных проявлениях,  и стремится в одной идее объединить  массу актов, мыслей, образов, идей. 

Многозначны картины Н.К. Рериха из серии «Гималаи». Символ гор – это символ духовного восхождения, синтез символов Земли и Неба. Символизм – это интуитивное постижение мирового единства через  обнаружение аналогий, прорыв через повседневность к запредельной сущности бытия. Это картины «Огни тайны», «Повелитель ночи», «Земля славянская».

Столь же явствен прорыв и в образе ворот на его полотнах. Как знания современной науки закрепляются и передаются в символах, так закреплялись знания в культурах древних миров. Рериха интересовали первоначальные истоки символов, истоки зарождения древних знаний, древних культур, философских систем, религиозных течений. Особый интерес представлял буддизм, оказавший явное влияние на народные обычаи и искусство Центральной Азии. Символ Знамени Мира – символ эволюции человеческого сознания. Основной идеей эзотерического буддизма является концепция трех мистерий – мысли, слова и действия: три пути приближения к Единому. Три аспекта Великого Единства. Символ Знамени мира встречается на гербе римских пап как знак эволюции духа, на кресте старообрядческой церкви, на стенах храма Неба в Пекине, а на картине Ганса Мемлинга – на груди у Христа, на тамге  Тамерлана, полотнах Тициана, иконах Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Страсбургской Богоматери. Это три сокровища Тибета,  это знак Чинтамани, который несет конь счастья Эрдели. Триада  принадлежит всем ведущим философским системам мира, связывая священные образы, разбросанные во времени-пространстве. Встречается он ещё в римских катакомбах, на гербе древнего Самарканда, культовых реликвиях Эфиопии и египетских коптах, на скалах Монголии, буддийских флагах, щитах крестоносцев и гербе ордена тамплиеров, на кавказских средневековых мечах, у курдов и даже неолитической керамике.  Трудно найти ещё более подходящий символ, объединяющий все народы и все времена. И поэтому Рерих предложил этот знак для Знамени Мира в 1954. Триада имеет множество толкований: Троица христианства. Буддийское Прошлое, Настоящее и Будущее в круге Вечности, это единство трех миров в вечном круге жизни, символ синтеза науки, религии и искусства, единства тела, речи и мысли, единства  Будды, его Учения и Общины. В любом случае универсализм триады – единство миров. Времени и народов.

 Рериха интересовали первоначальные истоки символов, истоки зарождения древнего знания – Тибет и Гималаи. В 1923 он с семьей поселился в Индии, начав новый этап творчества, и первой работой на древней земле стала картина «Жемчуг исканий» (ожерелье в западной символике символизирует вечность). Для Рериха это учение Будды и символика буддийской иконографии. Будду до 2 века н.э. не принято было изображать антропоморфно, а посредством трона, колеса, дерева, а затем уже в человеческом облике, но с 32 отличиями (голова – совершенный овал, яйцеподобная, брови – как изгиб лука, глаза — как сердцевина лотоса, ухо – графическая форма санскритской буквы, мочки ушей длинные, ибо он всеслышащ, в межбровье – знак тилака, иногда драгоценный камень в знак всевидения, трехсложная шея напоминает раковину улитки, широкая грудь т узкая талия подобно телосложению льва, руки как хобот слона, кисти рук – лепестки лотоса, на макушке – возвышение-ушниша, образованное завитками волос и пучком, подошвы ног и ладони рук несут на себе изображение цветка лотоса в круге или квадрате).

У Рериха  на картинах все эти требования учтены, он скрупулезно подходил к изображению жены бодхисатвы Тары – символа гармонии и единства, сердечного служения человечеству и обычно это символизировало ожерелье из крупных жемчужин (жемчуг – символ чистоты и символ Чинтамани). На картине «Прокопий Праведный за неведомых странствующих молится» проповедник сидит в позе умиротворения и его рука замерла в восточном жесте проповеди (средневековый жест Христа Благословляющего). Кстати, магна манус – вытянутая вперед  правая рука у королей и божеств обладала магической силой и несла спасение. Жест Прокопия был понятен язычникам и раннему христианству, отражением этого древнего жеста, как и Бенедикта Латина, крест. Ладонь обращена  к зрителю (жест внимания): пальцы прямые,  а большой и указательный. Касаясь друг друга, замкнуты в круге. И в зависимости от  внутреннего смысла жест менялся. Жест называется мудрой связывания мира желаний, мира форм и бесформенного мира. Большой палец тогда мог качаться среднего и безымянного, как у Сергия Радонежского. Но круг большого пальца с указательным – символ совершенного и вечного Закона Будды, как жизнь духа во множестве проявленных форм. После этого можно вспомнить символику русского хоровода и иначе взглянуть на «Весну священную» и «Идолов». Символ колеса древен – солнце и огонь, колесо приводит в движение Будда и в мире проявленном оно уничтожает все злое, ошибки врагов Закона. Своим учением оно освобождает человека из круговорота перевоплощений. Но человек сам должен разомкнуть круг своих рождений. Постигая учение Будды об истинной природе вещей.

«Жемчуг исканий»: каждая жемчужина ожерелья – новая ступень познания в вечном круге жизни. Поскольку жемчуг – символ чистоты, количество жемчужин ожерелья жизни – это знак земного служения  нашего вселенскому человечеству. В руках гуру и ученика ожерелья напоминают четки, а в буддийской символике они служат символом освобождения мира от страстей принятием их на себя. Задействована здесь и символика чисел. Три крупных жемчужины в четках: мысль Учителя, слово Учения. Действие на Общее Благо.  Общины. Четки из 18 бусин встречаются достаточно редко – символ 18 архатов в столетие. Всего круг четок включает 108 бусин – по количеству будоражащих мир и человека страстей и страстей, а ещё есть 108 знаний, огней, которые необходимо проявить в себе человеку, 108 упанишад, 108 имен Вишну в Махабхарате, имен Шивы и Будды, есть 108 состояний Будды, 108 раз звенит в храме колокольчик, гася все страдания. 108 жемчужин в четках – знак готовности божества принять на себя все страсти и страдания молящегося человека, то есть размыкающего свой  круг и тогда рождается  спираль, возносящая к новым жизненным нормам. Нить четок (веревка) в буддизме символизирует любовь Будды и бодхисатв ко всем чувствующим существам, которых они с помощью этой нити ведут к спасению. Нить – это символ всепроникающей силы Знания. На картине после каждой бусины на нити завязан узел – это часть свернувшегося в клубок макрокосмоса, где все сливается. Нить связывает человека с его высшими энергиями. Через них – с мирами. И на картине Рериха «Мадонна Лаборис»   белый шарф, серебряная нить – помогает заблудшим душам подняться  к иной жизни. При этом значение символа веревки в буддизме многопланово – ею бьют (наставление), связывают (концентрация, обуздание в себе злых начал).

Ещё один символ – стрела. Картина «Будда со стрелой» тиражировалась в первом издании книги Елены Рерих  «Основы буддизма», где она писала: буддизм, учение простое, равное по красоте космосу. Символ стрелы – это знание и приказ, она всегда направлена против невежества, влекущего за собой зло. Лук выступает в данном случае не как орудие, а как символ сострадания, он в левой руке, а правая держит стрелу, их контакт означает триединство, любовь и мудрость, знание усиливает сострадание и противостоит злу. У Рериха так изображены «Витязь», «Ожидание», «Весть Шамбалы», «Милосердие» (заслонить собой беззащитного и принять стрелу в себя).

      Во многих сюжетах Рерих использует символ камня Чинтамани, название которого с санскрита переводится как»мани» — драгоценный камень, жемчужина, оберег. Эзотерически Чинтамани трактуется как камень в форме жемчужины, означая также «манас»- «славное одеяние души», 6-е чувство. В «Жемчуге исканий» образный ряд картины имеет несколько уровней. Один из них – обретение 6-го чувства, цель человека. «Жемчужина» мани присутствует у рыб, нагов и зверей, потенциально имеет эту возможность и человек. По восточным представлениям Чинтамани помогает людям выйти на путь осознания и познания психической энергии, которая открывает человечеству неведомые доселе миры, состояния и возможности. На картине «Сокровище гор» — тот же символ драгоценности, но уже во власти великих одухотворенных сущностей, ведущих людей к высшим состояниям духа – проявленной энергии. В картинах «Чинтамани» и «Конь счастья» идет речь об этой высшей драгоценности, которая дана нашему миру.

 Столь же древним символом Космоса и человека является Лотос (санк. Падма) – его семена ещё до прорастания содержат уже сформировавшиеся листья и имеют в миниатюре законченный вид. Это символ того, что в нематериальном мире существуют прототипы всех вещей и материализуются на Земле только по мере необходимости (о чем рассуждал и Платон). Лотос – это и символ жизни в трёх мирах, ибо он сам так растет – корни в иле, стебель в воде, цветок в воздухе (материальный мир, астральный мир и духовное бытие).  Полностью раскрывшийся лотос являет собой цветок с 8 лепестками – он символизирует сострадание и милосердие.

Вода – принцип действенной чистоты, символ постоянно изливаемой на землю жизни. На картине «Капли жизни» женщина собирает каплю за каплей в кувшин воду из горного источника. Напоить из кувшина водой означает на Востоке приобщить к знанию.

Символ меча важен и неоднозначен, Рериха нередко расценивали в этом плане поверхностно и критиковали за «агрессивность» («Страж входа», «Меч Гэсэр-хана», «Александр Невский», «Змей Горыныч», «Ангел последний»). Меч – это не только защита Учения и Знания, но и просветление мира через Знание, освобождающее человека от всех ошибок. На земле меч – символ войны, но в эзотерике он имеет положительное значение – рубит сложнейшие узлы, означая интеллект и проницательность. Ковка меча (а у Рериха есть картина на эту тему)  имеет целью подготовить человеческое сознание к принятию грядущей истины (в Агни-йоге говорится о мече духа). Часты у Рериха и изображения трезубцев.  Трезубец и копье – оружие борьбы со злом, что демонстрируют картины «Заклинание», «Путь в Кайласу», один из вариантов «Ангела Последнего». Мудрецы считали трезубец символом Оси Вселенной и на рериховской картине «Лама» он разделяет подобно столпу, небо и землю. Трезубец символизировал также огонь. Три языка пламени – три драгоценности, оберегаемые огнем духа: Будда, Община и Учение. Это и триединство тела, души и духа. Буддизм воспринял древний языческий символ огня и создал из него символы трезубца и ваджры-свастики (она служила оружием наподобие бумеранга). Пучок перекрещивающихся молний стал символом ламаизма (тибетского буддизма), а колесо с 8-ю спицами (калачакра) украсила знамена буддистов, христианство же избрало своим знаком крест. Все это возникло из наложенных друг на друга двух трезубцев, что в итоге восходит к древней ваджре (владеть ею учился герой  «Махабхараты», сложившейся задолго до буддизма). Ваджра служила символом Абсолюта, просветления, верховную власть она стала олицетворять, когда Далай-Лама сделал её своим знаком в гербе. Старинная ваджра лежала на столике Елены Ивановны Рерих, Николай Константинович трактовал её символику как мудрое распределение сил, солярный знак.

            На картинах Рериха можно обнаружить всю атрибутику мировых религий – буддизма, христианства, даже зороастризма, распространенного на территории Ирана, Азербайджана, Прикаспия, Средней Азии, Индии в античные времена.

Рерих неплохо знал иконографию. Вестник сокровенных тайн мира архангел Гавриил приходит со свечой в светильнике (сокрытое таинство), а не только с цветущей ветвью (жизнь вечная и непорочная чистота), иногда с зеркалом (отражение как способ познания). Зеркало может намекать на мир иной (в погребальных обрядах этрусков оно играло немаловажную роль), и на водную поверхность (вода – как зеркальная гладь 0зера) – таковы картины «Горное озеро» и «Озеро нагов».

Рог-труба нередко символизирует распространение учения и призыв прислушаться к нему, зов (портрет ламы, витязь). Встречается на картинах Рериха метелочка джайнов как непричинение боли всему живому и знак послушания закону. Символ топора на картине «Сергий-строитель» означает начало делания и развития, домостроительство, устроительство, а в буддизме топор защищает доктрину от посягательств (вырубка в себе зла, угрожающего закону, строительство в себе светлого мира ради восхождения).

        Символ чаши – творящий огонь, единство всех религий, таинственное и сокровенное  знание – очень част на картинах Рериха. Это «Зороастр»,  «Будда с чашей», «Чаша нерасплесканная», «Слава герою», «Фиат Рекс!», Муххамед на горе Хира». Чаша – это человеческие накопления духа, проявленные возможности. На тибетских иконах-тханках боддхисаттвы держат чаши с полыхающим огнем. Горит и чаша Грааля. Чашей жизни называли его так друиды, на раскопках развалин эпохи Маурьев было найдено стилизованное изображение чаши, чеканил её на шекелях царь Соломон…

http://www.liveinternet.ru/users/radeia/post284483382?aid_refresh=yes

Добавить комментарий