Чаша – самоотвержение, утверждение Служения,  готовность, человечность, дерзновение, утончённость, ответственность, трепет священный.

«Символ Чаши с давних времён является утверждением Служения. В Чашу собирают дары Высших Сил. Из Чаши дают. Символ Чаши означал всегда самоотвержение. Несущий Чашу есть Подвиг Несущий. Каждое высокое деяние может обозначаться символом Чаши. (…) Сердце Космоса отражается в этом великом символе. Все образы героев духа могут быть изображены как несущие Чашу. (…) Как великий символ нужно принять утверждение Чаши в каждодневности. И детей и молодых нужно приучать мыслить о Чаше. Нужно понять всё многообразие образов великого символа Чаши»

Мир Огненный. III. 49.

 

 «Е.П. Блаватская мученичеством запечатлела своё служение общему благу, так и другие, за нею идущие, должны испить чашу яда, иначе как узнать бездну человеческой души, чтобы понять всю трудность и сложность построения эволюции? Причём чаша яда испивается во многих жизнях, и только когда мы научаемся принимать её радостным духом, можем мы считать свой земной путь законченным»

Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М., 2006. С. 274 (21.11.1938).

 

Из книги «Агни Йога» 304: «Опять приходим к жизни, как к чаше чудесного лекарства. Выпить яд мира, чтобы возродиться со всею мощью». Выпивая чашу земного яда, мы получаем опыт и знание; страдания дают нам искупление и очищение; жизнь, прожитая в напряжении, даёт нам огонь. Отсюда и радость.

«Те жизни, которые дух провёл с малым напряжением, освещают ничтожным светом жизненный путь. Мы видели вихрь воли, Мы ценим напряжение воли. Примем как приношение »чашу» огней, истинный утверждённый принцип жизни»

Беспредельность. 174.

Н.К. Рерих. Держатель чаши. Монголия.

В «Гранях Агни Йоги», 1953. Ч. 2. 452, сказано: «Сердце и Чаша — сокровищница собираемого опыта — нераздельны. Отложения в Чаше происходят в виде энергий или их кристаллических образованиях… (…) Чашей называется сосуд, содержащий все собранные наслоения, облекающие ядро — сердце».

В книге «Братство» 565, сказано: «Серебряная слеза — так называем высокую степень готовности к испытаниям. Первое слово напоминает о нити серебряной, второе — о чаше терпения. (…) Символ слезы для чаши терпения будет не случайным. Трудно удержать своё негодование, когда видишь разрушение бессмысленное. Часто по серебряной нити побежит жалоба о жестокостях людей»

Из «Мира Огненного», I. 75: «Каждое Учение Света есть, прежде всего, развитие человечности. (…) Субстанция человечности есть вещество »чаши», потому, прежде всего, на Земле облечёмся в человечность и познаем её как броню от сил тёмных»

«Агни Йога», 11: «Когда напряжены весы Владыки, рано проснёмся, чтоб взвесить, как проводили день прошлый. Отберём самое дерзновенное, чтоб эти зёрна отягчили чашу. Огорчение старого мира прибавим, ибо тяжесть его нам полезна. Приложим насмешки невежества, каждая из них отяжелит чашу правды. Если найдём угрозы и покушения, не забудем приложить их к наполненной чаше. (…) Торжествуйте, дерзания, ибо самое крылатое осилило осуждение!»

Надземное. 651. «Нельзя ни на час погасить в себе пламень возвышенного мышления. Самый высший мудрец утеряет своё оружие, если прервёт мысль о домах будущих. Он останется безоружным, и со дна »чаши» поднимутся осадки»

«Мир Огненный», II. 14. «Именно среди Великого Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития её»

«Сердце», 509: «Где же то чувство, где же та субстанция, которой наполним Чашу Великого Служения? (…) Священный трепет не станет похлёбкою обихода. Самые лучшие Учения превращались в бездушную шелуху, когда трепет покидал их. Так среди битвы мыслите о Чаше Служения и принесите клятву, что трепет священный не оставит вас»

 v13_05-ch06Н.К. Рерих. Будда дающий (Две чаши) (1932 г.).

В правой руке у Благословенного (Будды) Чаша Знаний, в левой — посох, символ мудрости. Пришедший ученик получает благословение нести Знания и подвиг на Земле, в жизни каждого дня.

сосуд нерасплесканый Н.К. Рерих. «Сосуд нерасплёсканный» (1927)

«Конечно, несущий эту благую лампаду должен идти очень бережно, чтобы не толкнули его, и не пролилось бы ценное масло, и не погас бы огонь.

В этой бережности не будет ни боязливости, ни самости. Если человек знает, что он должен нечто донести во имя Высшего Блага, то он и напряжёт всю свою находчивость, всю свою вместимость и терпимость, лишь бы не расплескать зря свою чашу. Ведь не для себя он её несёт. Он её несёт по Поручению Оттуда и Туда, куда ему Заповедано. Для сокращения пути он пройдёт и катакомбами, и проведёт ночь в пещере, может быть, и недоспит, и забудет о еде — ведь не для себя он идёт. Служение человечеству не есть какая-то самомнительная фразеология. Наоборот, это высокое и трудное требование каждый должен поставить перед собою, как цель земную.

В творчестве, в помощи, в ободрении, в просвещении, во всех исканиях достижений перед человеком будет то же Служение. В нём он лишь отдаёт долг свой. Опять-таки не насильственно отдаёт, но вполне естественно, ибо иначе и быть не должно. Теперь же, когда говорю вам об особой бережности, имею в виду, что могут злоумышленно толкнуть вашу лампаду. Могут разрушительно стараться повергнуть вас во тьму без огня. Но прикройте это священное пламя всею одеждою вашею, сохраните его всеми помыслами; сами видите, насколько велико сейчас ожесточение. Если много где вползает одичание, то не дайте ему опрокинуть целебную чашу».

Н.К.Рерих. Нерушимое. Рига: Виеда, 1992. С. 169.

Чаша БуддыСвятослав Рерих. Чаша Будды.
1934. Холст, темпера. 60 x 92.
Государственный художественный музей, Рига, Латвия.

02.09.1937 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому … «Чаша соответствует астральному сердцу, и Лотос есть нервный центр этого сердца. («Письма Е.И. Рерих», 1936г., том 4, стр. 183). Лотос серебряный соответствует сердцу или Чаше, потому его можно видеть внутри себя. Лотос серебряный размером даже больше цветка, и языки пламени образуют как бы лепестки». («Письма Е.И. Рерих», 1936г., том 4, стр. 171).

Принято перечислять семь главных чакр: 1. Муладхара-Кундалини, помещающаяся у основания спинного хребта. 2. Свадиштхана Чакра – в животе между основанием спинного хребта и пупка. 3. Манипура-Чакра или солнечное сплетение. 4. Анахата-Чакра, или центр чаши. («Письма Е.И. Рерих», 1935г., том 3, стр.194).

Страница 8. Центр Анахата отвечает Серебряному Лотосу и помешается в сердце. Советую привести параграфы из книги «Сердце», в которых говорится о значении этого органа. Развитие сердца в нашу эру является наиглавнейшей задачей. Без развития сердца и кундалини не будет действовать со всею мощью. Именно огни сердца дают ощущение несказуемого блаженства. В эпоху сближения миров особенно усиливается центр сердца. Но возжечь огни сердца труднее, чем осуществить поднятие кундалини.

Центр Чаши помещается около сердца, среди нервных узлов. Чаша есть средоточие всех излучений. Это тот фокус, где преломляются и через который распространяются излучения зерна духа. Чаша образует треугольник между центром сердца и солнечным сплетением. Она помешается над солнечным сплетением на уровне сердца. Чаша принадлежит к тем нервным узлам, которые еще не исследованы. В древнейших Писаниях центр Чаши иногда назывался «Небесная Ось».

«Чаша очень редко бывает переполнена. Чаша, как синтетический центр, хранит самые несказуемые накопления. Чаша бывает хранилищем всего любимого и драгоценного. Иногда многое собранное в Чаше на целые жизни остается закрытым. Но если в Чаше осталось понятие о Братстве, то оно будет звучать и радостью и тоскою во всех жизнях»/1/. (Книга «Братство».) …

Царь СоломонСвятослав Рерих. Царь Соломон.

1923. Картон, гуашь. 130 x 97.
Частная коллекция, Лос-Анджелес, США.

На картине «Царь Соломон» изображен библейский царь Соломон с чашей в руках. На заднем плане возвышается Храм, воздвигнутый им на Горе Завета. На пальце владыки – кольцо со звездой Давида. В основу полотна, вероятно, положена легенда, упомянутая Еленой Рерих в ее дневнике и повествующая о тайнике Соломона в Иерусалиме, где и хранится чаша царя (запись от 8 августа 1924). Однако художник дает собственную интерпретацию истории о мудром восточном правителе: Соломон испил чашу судьбы, пожертвовав собой ради построения «Великого Храма». Эта мысль очевидно заимствовании мастером у его отца, который в «Сиккимском дневнике» отмечал «стремление Соломона к Единому Храму». Идейное родство нашло отражение в портрете: автор наделил своего героя физическими чертами отца, так что в облике царя легко угадывается Николай Рерих.

ЧАША НЕОТПИТАЯ

Приходят враги разорять нашу землю, и становится каждый бугор, каждый ручей, сосенка каждая еще милее и дороже. И, отстаивая внешне и внутренне каждую пядь земли, народ защищает ее не только потому, что она своя, но потому что она красива и превосходна и, поистине, полна скрытых, великих значений.

Кроме прекрасной природы окраин, у нас бесконечно много того, что еще недавно считалось неценным. Чего не хотели видеть из окон вагона, когда бывало ездили «куда следует» по словарю предрассудков. Чего не хотели знать; как вообще не хотели знать возможностей своей земли и своего народа.

Когда после простудной напасти стали меня в Крым отправлять, вопреки всему, потянуло меня опять в Новгородский край. Коли пройдет, то и здесь пройдет.

За пределами оконного кругозора столько изумительных красот и в Водской и в Шелонской Пятинах. Так близких по значению смысла Новгорода и так постыдно мало кому ведомых. Не об исторических местах говорю. Не о памятниках древности. Их тоже много. Музей – музеем. А жизнь – жизнью. И теперь как-то не нужно мыслить о былом. Теперь – настоящее, которое для такого великого будущего.

Припадая к земле, мы слышим. Земля говорит – все пройдет, потом хорошо будет. И там, где природа крепка, где недра не тронуты, там и сущность народа тверда, без смятения. Новгородцы бодры.

Бодры так же, как бодры их озера. Опасные, холодные, вольные. Такие же острые, как остры голубые глаза рыбаков озерных.

Суровы так же, как непроходны леса, которыми засинели дали. Не прошли и татары.

Мало кто стремится пробыть лето в Новгородских Пятинах. Избегают, потому что не знают. И не стыдятся не знать того, что под боком. А Господин Великий Новгород знал свои земли. Боролся за них. И любил их.

Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменные. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зеленым, лиловые, красные, оранжевые, синие, черные с желтым… Любой выбирай. Все нетронуто. Ждет.

Старинные проезжие пути ведут по чудесным борам. Зовут бесконечными далями. Белеют путевыми знаками – храмами.

Хороши окольные места по новгородскому, по устюженскому пути. Мста и Шелонь, Шерегодро, Пирос, Миронега, Шлино, Бронница и Валдай. Иверский монастырь, Нил Столбенский, возвышенности Валдайские. Все это красота. Красота бодрая. Неописанная.

А вот и чудо. Не то чудо, что еще живы русалки. Жив еще «честный лес». По городищам захоронены храмы. И не показались миру до сей поры. Верно, не время еще.

А вот чудо. Среди зеленого, мшистого луга, около овечьего стада, наехали на ключ живой воды. Среди кочек широкая впадина. Чаша неотпитая. Яма – сажени в три шириной. Сажени три или четыре глубиной.

По краям все заржавело, забурело от железа. В глубине прозелень, синие тени, искры взлетов. Бьет мощный родник, песок раскидывает. Пахнет серой. Студеная вода полна железом и пить трудно. Сильно бьет родник по камням. Бежит в поле речкой. Никому и дела нет.

Такой ключ в селе Мшенцах. Еще известны ключи в Варницах. И грязи целебные. Варницы – старое место, еще при Грозном известное. До сих пор и это место зря пропадало. Там же и горячие ключи – тоже никому не нужные.

Живая вода по полю, по озерам разбегается. И странно, и больно, но и радостно знать, что даже на больших путях нетронуты такие находки. Давно показались. Ждут.

Знают, пройдет испытание. Всенародная, всетрудовая, крепкая делом Русь стряхнет пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберется сил. Найдет клады подземные.

Точно неотпитая чаша стоит Русь.

Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила.

Русь верит и ждет.

Н.К. Рерих, Сменцово, 1916

Чаша Общего Блага.

«Чаша Общего Блага, сознательно избранная, ставит избравшего ее в такое положение, когда личное отступает на задний план и интересы коллектива заступают его место. Через победу над личным «я» надо пройти, прежде чем заменить его понятием «мы». Культ себеслужения заменяется служением Общему Благу. Двум господам служить невозможно. Много смятения происходит, когда сознание мечется между этими двумя полюсами, твердо не решив, к которому примкнуть. Но утверждения сознания в Благе Общем, личное благо и Общее – несовместимы. Потом, когда сознание прочно утвердилось в последнем, личное сливается с Общим и разделяет его преуспеяния. Но переходная ступень мучительна, если выбор не сделан окончательно и сознание колеблется между тем и другим. Победы над миром не может быть без отрешения от него. Овладеваем тем, от чего отказались и что уже не владеет больше нами. В этом парадоксе вся трудность примирения полюсности этой пары противоположностей. Тот побеждает все, кто самого себя умеет победить. Тот владеет всем, кто от всего отказался. Тому – все, кому уже ничего не нужно. Но пока вожделение вещей, условий и обладаний будет владеть человеком, он будет их рабом, испрашивающим подачек со стола благополучия и изобилия благ земных. Но даже и отказ не нужен, нужно вмещение: вместо малого, личного, надо вместить все неисчерпаемое богатство Беспредельности в виде возможностей, лежащих перед человеком. Пока сокровище мира будем полагать в земном, сокровищница Беспредельности будет заперта под семью печатями. Так, избравший путь личного или путь Общего Блага сам избирает свою судьбу и решает свой путь. Воля свободна решать, но выбор бесповоротно решает следствия. Себеслужение есть служение конечному и временному, тому, что подлежит смерти и уничтожению, но Чаша Общего Блага сияет огнями, которые дух несет в сердце своем из жизни в жизнь, и означает бессмертие…» (1955:426)

ЧашаИгорь Анисифоров

Гончар

 Красной глины беру прекрасный ломоть
 и давить начинаю его, и ломать,
 плоть его мять, и месить, и молоть…
 И когда остановится гончарный круг,
 на красной чашке качнется вдруг
 желтый бык — отпечаток с моей руки,
 серый аист, пьющий из белой реки,
 черный нищий, поющий последний стих,
 две красотки зеленых, пять рыб голубых…

 Царь, а царь, это рыбы раба твоего,
 бык раба твоего… Больше нет у него ничего.
 Черный нищий, поющий во имя его,
 от обид обалдевшего раба твоего.
 Царь, а царь, хочешь, будем вдвоем рисковать:
 ты башкой рисковать, я тебя рисовать?
 Вместе будем с тобою озоровать:
 Бога — побоку, бабу — под бок, на кровать?!

 Царь, а царь, когда ты устанешь из золота есть,
 вели себе чашек моих принесть,
 где желтый бык — отпечаток с моей руки,
 серый аист, пьющий из белой реки,
 черный нищий, поющий последний стих,
 две красотки зеленых, пять рыб голубых…

 Булат Окуджава.
 1989 г.

СВЯТОЙ ГРААЛЬ.

Святой ГраальТим Хильдебрант

Грааль — самая большая тайна средневековых рыцарских романов. С XII века появляются эти, в основном стихотворные, повести о приключениях легендарного британского короля Артура и его рыцарей.

Первый из дошедших до нас романов — «Персеваль, или Роман о Граале» Кретьена де Труа, написанный в конце XII века. По сюжету юный рыцарь Персеваль, странствуя, попадает в замок, где видит таинственную сцену: тяжелобольному хозяину цитадели подают на драгоценном блюде хлеб для причастия, который только и поддерживает его силы. При этом в залу вносят и загадочное копье, с которого сочится кровь. Наутро замок оказывается совершенно пуст. Персеваль посвящает дальнейшие скитания разгадке тайны странного места и выясняет, что чудесные предметы — это Грааль, блюдо, с которого Христос ел на Тайной вечере — ужине в кругу учеников за три дня до казни, и копье, которым римский солдат пронзил Иисуса на Голгофе. Книгу Кретьен де Труа не закончил, но в последующие три века появилось множество продолжений и вариаций сюжета о поисках Грааля.

Современник Кретьена де Труа поэт Робер де Борон написал «Роман о Граале», где рассказал предысторию появления священного артефакта в Европе. По де Борону, сподвижник Христа Иосиф Аримафейский собрал в чашу Тайной вечери кровь Иисуса, а позже передал ее зятю, который отплыл с ней к далеким берегам. К сожалению, остальные части романа о попытках рыцарей короля Артура найти реликвию до наших дней не сохранились.

В произведении немецкого поэта XIII века Вольфрама фон Эшенбаха «Парсифаль» Грааль — это не чаша, а волшебный камень, принесенный ангелами с небес. По мнению культуролога Сергея Аверинцева, «некоторая неясность, что же такое Грааль, — конструктивно необходимая черта этого образа: Грааль — это табуированная тайна, невидимая для недостойных, но и достойным являющаяся то так, то иначе, с той или иной мерой «прикровенности».

Вот семь точек на карте реального мира, претендующих на то, чтобы считаться хранилищами Грааля и в наши дни.

1. Гластонбери, Англия
Гластонбери — древнее аббатство в графстве Сомерсетшир на юго-западе Англии, основанное в VIII веке. В 1191 году на его землях монахи нашли захоронение, которое провозгласили могилой короля Артура и его жены Гиневры, но это не единственное, что связывало Гластонбери с культовыми сюжетами рыцарских романов. В Средние века в аббатстве сложилась легенда о том, что его первым епископом был Иосиф Аримафейский, прибывший туда из Палестины. Он привез священный сосуд с кровью Спасителя, и в месте, куда он его спрятал, забил источник. И сегодня туристам показывают колодец Чаши.

2. Монсегюр, Франция
Монсегюр, развалины крепости во французских Пиренеях. В XIII веке в войне северофранцузских католиков с вероотступниками юга эта горная цитадель еретиков-катаров пала последней. В XX веке крепостью и катарами заинтересовались немецкие нацисты. «Монсегюр», как и название замка, где хранится Грааль, из романа Вольфрама фон Эшенбаха — «Мунсальвеш», переводится как спасительная или неприступная гора. Отождествляя их, нацистский мистик Отто Ран выдвинул теорию о том, что Граалем могли владеть катары, а проиграв войну, спрятали его от врагов. Он написал об этом две книги и сам ездил в Монсегюр искать священный предмет. Покровителем Отто Рана был сам глава СС Генрих Гиммлер, его, как и Гитлера, весьма интересовал Грааль как мистический ключ к мировому господству. Судя по тому, что с мировым господством у нацистов не сложилось, Грааль они, видимо, не нашли.

3. Фекан, Франция
Фекан в Нормандии — бенедиктинское аббатство, в котором с XII века рассказывали собственную красивую легенду о священном сосуде. Согласно ей, праведник Никодим собрал при снятии с креста кровь Спасителя, а после ему было видение о том, как поступить с ней дальше. Повинуясь голосу с неба, он запечатал сосуд с кровью свинцом и спрятал его внутри ствола смоковницы, который бросил в море. Дерево прибило к берегам Нормандии — отсюда, как говорят, и название Fécamp, якобы происходящее от латинских слов ficus — «смоковница» — и campus — «поле». На рубеже X и XI веков Ричард I, герцог Нормандский, перестроил монастырский храм Святой Троицы и поместил реликвию у алтаря.

4. Валенсия, Испания
В Валенсии находится самый убедительный «претендент» на статус Грааля. Резная агатовая чаша, которая хранится в кафедральном соборе Успения Богородицы, — подлинный греко-римский артефакт I века, происходящий откуда-то с Ближнего Востока. Ее оправа была сработана позже: стиль отделки характерен для испанского ювелирного искусства XIV века. Основание — перевернутая халцедоновая чаша IX–X веков с арабскими надписями. Самое раннее упоминание об этой реликвии относится к 1399 году, когда монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья передал ее королю Арагона. Тогда же сложилась легенда о том, что ее привез в Рим апостол Петр, а потом папа римский Сикст II вручил чашу святому Лаврентию, который забрал ее в родную Испанию. Король Альфонсо V Арагонский в 1437 году отдал священный предмет в кафедральный собор Валенсии в уплату части своих военных расходов.

5. Генуя, Италия
Генуя, кафедральный собор Сан-Лоренцо. Там в Музее сокровищ хранится чаша из зеленого египетского стекла. По свидетельству Гийома Тирского, это трофей крестоносцев, найденный в одной мечети в древнем палестинском городе Кесарее в 1101 г. Отождествление с Граалем основано на «Золотой легенде» Якопо Ворагинского — собрании христианских преданий XIII века, где сказано, что Иисус с учениками на Тайной вечере пил из изумрудной чаши. Когда Наполеон захватил Геную, он перевез святыню в Париж. Затем чашу вернули обратно, однако в пути она треснула.

6. Нью-Йорк, США
В Нью-Йоркском Метрополитен-музее находится чаша из антиохийского клада. Она была обнаружена в числе предметов для богослужения, которые в 1910 году нашли рабочие в развалинах древнего храма в окрестностях турецкого города Антакьи (старое греческое название — Антиохия). Это стеклянный сосуд, вставленный в серебряную позолоченную оправу. Находка выставлялась на Всемирной ярмарке в Чикаго в 1933 году, и тогдашние владельцы объявили ее святым Граалем. Метрополитен-музей приобрел эту чашу в 1950 году. Согласно последней датировке, ее изготовили в первой половине VI века.

7. Леон, Испания
Так называемый потир доньи Урраки, ониксовая чаша для богослужений в золотой оправе, украшенной драгоценными камнями, — гордость базилики Сан-Исидоро. Жившая в XI веке донья Уррака, старшая дочь Фердинанда I, короля Кастилии и Леона, была благочестивой особой и щедро одаривала церкви. Этот сосуд она преподнесла базилике Сан-Исидоро, в которой впоследствии принцессу и похоронили. В 2014 году вышла книга Маргариты Торрес и Хосе Ортеги-дель-Рио «Короли Грааля», где авторы прослеживают историю потира доньи Урраки до древнего Иерусалима и доказывают, что он вполне может быть чашей Тайной вечери. Исследование стало очередной сенсацией, и в храмовый музей потянулись толпы любопытствующих.»

https://vk.com/wall-149678000_890

Владимир Константинов.Владимир Константинов.

 

 

Добавить комментарий