Игорь Анисифоров. Весть.

Голубь – символ посланца, чистоты, Дух жизни, душа, переход от одного состояния к другому, дух света, непорочность, невинность, нежность, покой. Голубя посвящают Великим Матерям и Царицам Небесным. В христианстве – символ Святого Духа, чистоты, вдохновенной мысли, мира, Крещения, Благой Вести.

Зов. 1-91. Если не любишь символ стрелы, то избери символ посланца – голубя.

Оз. 2.3.1.4. Прежде Нашим символом был голубь, теперь же – чаша подвига.

АЙ.438. Голубь считался символом чистоты, змий – символом мудрости и лев – символом огня бесстрашия.

Наталия Спирина

 ГОЛУБЬ

 6.09.1951 г.

       Начертайте на первом камне Голубя.
       Листы Сада М. Озарение, 2-IX-10 

На камне начертан. И ожил.
Основа всей жизни живёт.
Пути перелётов не схожи,
Но весть непреложно дойдёт.

И белый начертанный вестник
Уже на знамёнах друзей,
В стихах, на картинах и в песнях,
В борьбе, и в труде, и в грозе.

И люди, не ведая, взяли
Его, из всех лучших эмблем,
И знаком борьбы начертали
За братство и мир на земле.

И вот, над народами мира,
Как символ грядущей Зари,
Сменив золотого кумира,
Начертанный Голубь парит.

Б.Н. Абрамов, акварель.

0001000463

1923 г. Николай Рерих. Голубиная книга.

Государственный музей искусства народов Востока.

Под голубым небом с тёмной тучей в нём стоит средневековый русский город с большим храмом посередине. На первом плане посреди холмистого зелёного луга лежит гигантская книга с загадочными письменами. Вокруг стоит огромная толпа, ожидающая прочтения священных письмён королями, князьями и «учёными мужами». На переднем плане изображён один из королей в красных одеждах, читающий книгу. На зелёном поле – три белых голубя, и четыре голубя (по два справа и слева от тучи) пролетают в небе.

В основу картины положен стих о легендарной «Книге Голубиной» из древнерусских сказаний. Стих начинается с эпического введения, в котором рассказывается, что в городе Иерусалиме при царе Давиде из небесной тучи выпала книга огромных размеров, книга за семью печатями, заключающая в себе все тайны бытия: «Ай, на то горы Фаворские… ко Латырю белу каменю… выпадала Книга Голубиная». В народе книга стала называться «Голубиной», символизируя нисхождение Святого Духа. Н.К. Рерих изобразил две пары голубей по сторонам от храма, поднимающегося до облаков, а книгу – в виде распростертых крыльев большой птицы, лежащей на земле. «Отчего зачался у нас белый свет? Отчего воссияло солнце красное? Отчего у нас в земле ветры пошли? Отчего у нас в земле громы пошли? Отчего у нас в земле цари пошли?» – так русский духовный стих излагает взгляд наших предков на сотворение мира. Именно поэтому «Книгу Голубиную» называют еще «Глубинной» – от глубины ее премудрости. Н.К. Рерих начертал рунические знаки на раскрытых листах Книги жизни, поклониться которой пришли земные цари со своими свитами. Эти людские группы – отдельные миры или народы – воспринимаются как огромные камни, камни веры, лежащие в основании жизни. В первой четверти прошлого века сюжет о «Голубиной книге» был весьма популярен. К нему обращались известные поэты и писатели: Константин Бальмонт, Борис Зайцев, Николай Заболоцкий, Михаил Пришвин. Последний в своем очерке «Церковь невидимая» говорит устами древней старухи о том, что летопись о граде Китеже – «горнем Иерусалиме» – «зашита … в книгу Голубиную. Та книга весом полтора пуда, запирается винтами и лежит промеж Нижнего и Козьмодемьянска. Никто из простых людей той книги не видел». Согласна преданию, спрятана она глубоко под землей.

http://vm1.culture.ru/muzey_iskusstva_narodov_vostoka/catalog/small/0001000463/

После окончания потопа, вода стала спадать и показались первые вершины араратских гор. Вначале Ной выпустил ворона, но тот не нашел суши и вернулся назад. Спустя 7 дней, Ной выпускал несколько раз голубя. Два раза голубь возвращался. Причем второй раз принес в клюве лист масличного дерева. На третий раз голубь не вернулся – земля достаточно обсохла и Ной смог сойти на берег, покинув Ковчег.

Ветхий Завет, книга Бытия, Потоп (Быт. 7:1 — 8:17)

Голубь присутствует и в Новом Завете, — как Святой Дух. При крещении Иисуса, Святой Дух спустился в образе голубя.
Этот символ Святого Духа в обличье голубя, позже стал часто использоваться в христианском искусстве – живописи, скульптуре, литературе.

Голуби живут тысячи лет бок о бок с людьми. Самые ранние изображения голубей найдены археологами в Месопотамии (территория современного Ирака) и датируются третьим-пятым тысячелетием до нашей эры.

Одомашнивание голубей произошло между изобретением колеса шумерами и созданием египтянами первого звездного календаря.

Шумеры первыми стали разводить голубей в неволе. Это были особи с белым оперением. Их потомков мы часто видим в городах и селах вперемешку с сизыми собратьями.

Голубь в те далекие времена считался священной птицей. Ему поклонялись. Его почитали. Был одним из важнейших элементов религиозного культа богов Энки, Анну, Инанна у шумеров.

Позже голубей стали использовать египтяне, финикийцы, древние греки, персы для передачи почтовых сообщений в дальних походах и морских путешествиях.

Белая голубка — символ спасенной души, прошедшей очищение, как антитеза черному ворону греха. Голуби на лозе символизируют верующих, нашедших укрытие во Христе. Пара голубей олицетворяет семейное счастье и любовь. Голубь на посохе Иосифа означает мужа чистой девственницы.

   Голубь является эмблемой Рыцарей Грааля и святых Бенедикта, Григория и Сколастики.

   У египтян символизирует невинность. Голубь появляется на ветвях Древа Жизни с его плодом и сосудом, наполненным водами жизни.

   В греко-римской культуре символизирует любовь и обновление жизни и является атрибутом Зевса, который был вскормлен голубями. Голубь с оливковой ветвью является эмблемой Афины, как символ обновления жизни; посвящен Адонису и Вакху, как первенец любви, и Венере, как символ сладострастия. Голубь со звездой — эмблема Венеры Милетской.

   У евреев белые голуби, как символ чистоты, приносились в жертву при выполнении обряда очищения в храме. Голубь — символ Израиля. В Ветхом Завете голубь означает простоту, безобидность, невинность, кротость, бесхитростность, инкубацию и олицетворяет душу умершего.

   В индуизме у бога мертвых Ямы совы и голуби играют роль посланников.

   В исламе три Святых Девы обозначаются тремя колоннами, на которых восседают голуби.

   В японской культуре голубь символизирует долголетие и почтение, посвящен богу войны Хачиману, но голубка, несущая меч, возвещает о конце войны.

   В манихейской иконографии третий персонаж Троицы иногда изображается в виде белого голубя.

   В минойской культуре голуби ассоциируются с Великой Матерью и наряду со змеями являются ее атрибутами, обозначая воздух и землю. В культуре парси голубь олицетворяет Высшее Существо.

   В шумеро-семитской культуре — символизирует божественную силу, посвящен Астарте и является атрибутом Иштар, как Великой Матери. На седьмой день после потопа из Вавилонского Ковчега был послан голубь.                   

                

 

Добавить комментарий