Игорь Анисифоров. Весть.
Голубь – символ посланца, чистоты, Дух жизни, душа, переход от одного состояния к другому, дух света, непорочность, невинность, нежность, покой. Голубя посвящают Великим Матерям и Царицам Небесным. В христианстве – символ Святого Духа, чистоты, вдохновенной мысли, мира, Крещения, Благой Вести.
Зов. 1-91. Если не любишь символ стрелы, то избери символ посланца – голубя.
Оз. 2.3.1.4. Прежде Нашим символом был голубь, теперь же – чаша подвига.
АЙ.438. Голубь считался символом чистоты, змий – символом мудрости и лев – символом огня бесстрашия.
Наталия СпиринаГОЛУБЬ6.09.1951 г. |
Начертайте на первом камне Голубя.
Листы Сада М. Озарение, 2-IX-10
На камне начертан. И ожил.
Основа всей жизни живёт.
Пути перелётов не схожи,
Но весть непреложно дойдёт.
И белый начертанный вестник
Уже на знамёнах друзей,
В стихах, на картинах и в песнях,
В борьбе, и в труде, и в грозе.
И люди, не ведая, взяли
Его, из всех лучших эмблем,
И знаком борьбы начертали
За братство и мир на земле.
И вот, над народами мира,
Как символ грядущей Зари,
Сменив золотого кумира,
Начертанный Голубь парит.
Б.Н. Абрамов, акварель.
1923 г. Николай Рерих. Голубиная книга.
Государственный музей искусства народов Востока.
Под голубым небом с тёмной тучей в нём стоит средневековый русский город с большим храмом посередине. На первом плане посреди холмистого зелёного луга лежит гигантская книга с загадочными письменами. Вокруг стоит огромная толпа, ожидающая прочтения священных письмён королями, князьями и «учёными мужами». На переднем плане изображён один из королей в красных одеждах, читающий книгу. На зелёном поле – три белых голубя, и четыре голубя (по два справа и слева от тучи) пролетают в небе.
В основу картины положен стих о легендарной «Книге Голубиной» из древнерусских сказаний. Стих начинается с эпического введения, в котором рассказывается, что в городе Иерусалиме при царе Давиде из небесной тучи выпала книга огромных размеров, книга за семью печатями, заключающая в себе все тайны бытия: «Ай, на то горы Фаворские… ко Латырю белу каменю… выпадала Книга Голубиная». В народе книга стала называться «Голубиной», символизируя нисхождение Святого Духа. Н.К. Рерих изобразил две пары голубей по сторонам от храма, поднимающегося до облаков, а книгу – в виде распростертых крыльев большой птицы, лежащей на земле. «Отчего зачался у нас белый свет? Отчего воссияло солнце красное? Отчего у нас в земле ветры пошли? Отчего у нас в земле громы пошли? Отчего у нас в земле цари пошли?» – так русский духовный стих излагает взгляд наших предков на сотворение мира. Именно поэтому «Книгу Голубиную» называют еще «Глубинной» – от глубины ее премудрости. Н.К. Рерих начертал рунические знаки на раскрытых листах Книги жизни, поклониться которой пришли земные цари со своими свитами. Эти людские группы – отдельные миры или народы – воспринимаются как огромные камни, камни веры, лежащие в основании жизни. В первой четверти прошлого века сюжет о «Голубиной книге» был весьма популярен. К нему обращались известные поэты и писатели: Константин Бальмонт, Борис Зайцев, Николай Заболоцкий, Михаил Пришвин. Последний в своем очерке «Церковь невидимая» говорит устами древней старухи о том, что летопись о граде Китеже – «горнем Иерусалиме» – «зашита … в книгу Голубиную. Та книга весом полтора пуда, запирается винтами и лежит промеж Нижнего и Козьмодемьянска. Никто из простых людей той книги не видел». Согласна преданию, спрятана она глубоко под землей.
http://vm1.culture.ru/muzey_iskusstva_narodov_vostoka/catalog/small/0001000463/
После окончания потопа, вода стала спадать и показались первые вершины араратских гор. Вначале Ной выпустил ворона, но тот не нашел суши и вернулся назад. Спустя 7 дней, Ной выпускал несколько раз голубя. Два раза голубь возвращался. Причем второй раз принес в клюве лист масличного дерева. На третий раз голубь не вернулся – земля достаточно обсохла и Ной смог сойти на берег, покинув Ковчег.
Ветхий Завет, книга Бытия, Потоп (Быт. 7:1 — 8:17)
Голубь присутствует и в Новом Завете, — как Святой Дух. При крещении Иисуса, Святой Дух спустился в образе голубя.
Этот символ Святого Духа в обличье голубя, позже стал часто использоваться в христианском искусстве – живописи, скульптуре, литературе.
Голуби живут тысячи лет бок о бок с людьми. Самые ранние изображения голубей найдены археологами в Месопотамии (территория современного Ирака) и датируются третьим-пятым тысячелетием до нашей эры.
Одомашнивание голубей произошло между изобретением колеса шумерами и созданием египтянами первого звездного календаря.
Шумеры первыми стали разводить голубей в неволе. Это были особи с белым оперением. Их потомков мы часто видим в городах и селах вперемешку с сизыми собратьями.
Голубь в те далекие времена считался священной птицей. Ему поклонялись. Его почитали. Был одним из важнейших элементов религиозного культа богов Энки, Анну, Инанна у шумеров.
Позже голубей стали использовать египтяне, финикийцы, древние греки, персы для передачи почтовых сообщений в дальних походах и морских путешествиях.
Белая голубка — символ спасенной души, прошедшей очищение, как антитеза черному ворону греха. Голуби на лозе символизируют верующих, нашедших укрытие во Христе. Пара голубей олицетворяет семейное счастье и любовь. Голубь на посохе Иосифа означает мужа чистой девственницы.
Голубь является эмблемой Рыцарей Грааля и святых Бенедикта, Григория и Сколастики.
У египтян символизирует невинность. Голубь появляется на ветвях Древа Жизни с его плодом и сосудом, наполненным водами жизни.
В греко-римской культуре символизирует любовь и обновление жизни и является атрибутом Зевса, который был вскормлен голубями. Голубь с оливковой ветвью является эмблемой Афины, как символ обновления жизни; посвящен Адонису и Вакху, как первенец любви, и Венере, как символ сладострастия. Голубь со звездой — эмблема Венеры Милетской.
У евреев белые голуби, как символ чистоты, приносились в жертву при выполнении обряда очищения в храме. Голубь — символ Израиля. В Ветхом Завете голубь означает простоту, безобидность, невинность, кротость, бесхитростность, инкубацию и олицетворяет душу умершего.
В индуизме у бога мертвых Ямы совы и голуби играют роль посланников.
В исламе три Святых Девы обозначаются тремя колоннами, на которых восседают голуби.
В японской культуре голубь символизирует долголетие и почтение, посвящен богу войны Хачиману, но голубка, несущая меч, возвещает о конце войны.
В манихейской иконографии третий персонаж Троицы иногда изображается в виде белого голубя.
В минойской культуре голуби ассоциируются с Великой Матерью и наряду со змеями являются ее атрибутами, обозначая воздух и землю. В культуре парси голубь олицетворяет Высшее Существо.
В шумеро-семитской культуре — символизирует божественную силу, посвящен Астарте и является атрибутом Иштар, как Великой Матери. На седьмой день после потопа из Вавилонского Ковчега был послан голубь.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.