русская баня домик«Я бы рекомендовал вам обращать внимание на каждую мелочь, которая окружает вас в ваших жизнях. Нужно следить за порядком в вашем доме, на рабочем месте, нужно очень тщательно отбирать пищу, которую вы едите, и необходимо заботиться о чистоте вашего тела. Заметьте себе, что кроме физической грязи вы за день цепляете на себя очень много астральной и ментальной грязи. И лучшим средством очищения от этой грязи будет купание в чистом естественном водоеме или хотя бы совершение общего омовения дважды в день, утром и вечером».

Возлюбленный Кутхуми, 26 июня 2007 года

Очищение оболочек троякое: очищение тела, очищение астрала и очищение ментального тела. Очищение физического тела производится водой и ежедневными омовениями. Дыханием и каждодневной краткой пранаямой. Очищение кишечника. Чистота соблюдается и в одежде и в окружающих непосредственно условиях. Астрал очищается путем выключения тех эмоций и переживаний, которые несоизмеримы с высшими устремлениями духа, и путем сурового контроля над рефлексами сознания. Ментал быть может очищен только при условии, если соблюдена мысль, если сознание на постоянном дозоре. Конечно, некоторые земные условия заразительны ужасно. Их следует избегать, а также и людей, несущих заразу. Они опасны, пока не достигнута полнота очищения и не установлен иммунитет духа. Конечно, центр тяжести не в физическом теле, и даже не в ментале, но в астрале, и в процессе очищения упор делается на него. Но и от мыслей много зависит, ибо ведет мысль. Йогизм без очищения невозможен.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 101. (Февр. 21).

Чаи после бани.

…Мы живем в прекрасное время. Яркое, стремительное, интересное. Вот только угнаться за ним порой бывает сложно: человеческий организм – структура тонкая, требующая внимания и заботы. Кому не знакомо состояние: к вечеру чувствуешь себя выжатым лимоном, а утром нет ни малейшего желания открывать глаза и включаться в рабочий ритм? Увы, диагноз «синдром хронической усталости» знаком сегодня едва ли не половине городских жителей.

Можно махнуть на все рукой и забыть про отдых, а можно выбраться на несколько дней в уютный и тихий уголок среднерусской природы, до малинового жара попариться в бане, а затем взять в руки изящную чашку с душистым травяным чаем, задержав дыхание, сделать обжигающий глоток и совершенно искренне выдохнуть: «Хорошо!»

Ах, чай на травах, наследие мудрых предков! Знакомый с детства аромат смородины, тонкая нотка мяты, запах земляники…. И целый набор целительных свойств: заваренные листья малины обладают отличным противовоспалительным эффектом и свойством нормализовать артериальное давление, лист смородины – известный с незапамятных времен естественный антисептик (для полости рта и для внутренних органов), земляничные трилистники содержат втрое больше витамина С, чем традиционные лимоны, и мягко способствуют кроветворению. Травяной чай с мятой, земляникой, малиной или смородиной снимает усталость, расслабляет очищенный банным жаром организм и успокаивает нервную систему.

Эффект релаксации усиливается, если к травам добавить настоящий, цельный мед. Ученые установили, что в нем содержатся особые вещества: биогенные стимуляторы, способные укреплять жизненный тонус. Это делает обычный мед практически идеальным средством для предупреждения и снятия симптомов переутомления. Медовый чай дарит блаженную расслабленность, снимает мышечное и нервное напряжение, обещает спокойный и приятный сон.

А еще травяной чай из самых обычных растений – это прикосновение к древним тайнам, миру сказок и легенд. В древнегреческих мифах есть интересный сюжет: оказывается, богини Афродита, Гера и Афина встретились с героем Парисом, которому предстояло решить, кто из них прекраснее, именно в густых зарослях малинника! По преданию, Парис присудил яблоко Афродите; а мы до сих пор говорим: «Попал в малинник!», когда речь идет о единственном мужчине в женской компании. Римские философы считали, что листья мяты стимулируют работу ума, и носили венки из пряно пахнущей зелени. А земляника – вообще любимая «героиня» сказаний: о ее чудесных свойствах говорится и в двусмысленных восточных притчах, и в сказочных историях братьев Гримм, и в преданиях индейских племен анишинабе. Люди нарекли землянику «исцелителем сердечных страданий»: чай из ее листьев веселит сердце и облегчает душу.

Так что попробовать травяного чая после бани – означает проснуться утром со спокойным сердцем, отличным самочувствием и в прекрасном настроении.

ТРАВЫ И ВЕНИКИ ДЛЯ РУССКИХ БАНЬ.

русская баня принадлежностиЧто ни говори, а люди на Руси во все времена умели совмещать приятное с полезным; недаром эта присказка бытует только в славянских языках. Яркий пример превращения обыденных, казалось бы, вещей в изысканное удовольствие – традиционная русская баня: тут тебе и гигиена, и оздоровительные процедуры, и радость тела, и отдохновение души.

Ах ты, баня – сруб смолистый, росчерк дыма над трубой!

 Жар парилки, запах мяты, таволга и зверобой…

 Колдовских не надо зелий, хватит веника да трав:

 После чародейки-бани будешь молод, будешь здрав!

Банная запарка из целебных трав – действительно «волшебное зелье», средство от семидесяти семи недугов. Применять ее можно самыми разными способами: распаривать веники в травяном отваре (о, какой запах на всю парилку!), подливать ароматный настой на раскаленную каменку, наносить на тело кашицу из измельченной травы перед парением. В деревенских домашних баньках часто развешивают связки полыни или душицы, под действием нагретого пара выделяющие не только чудесный аромат, но и крайне полезные для организма фитонциды.

По составу травяные запарки также бесконечно разнообразны: это может быть смесь из нескольких видов растений или «сольный» вариант из одной-единственной травы. Полынь прекрасно действует на пищеварительную систему, за тысячелистником закрепилась слава «бальзама для нервов», зверобой и аптечная ромашка успешно справляются с кожными заболеваниями, для очистки дыхательных путей хороши мята и душица, крапива устраняет ломоту в суставах…. Да что там – практически любая луговая трава служит сказочной шкатулочкой, в которой бережно собрана природная целебная сила!

А теперь риторический вопрос: кто в бане хозяин? Конечно веник! Березовый, дубовый, пихтовый, срезанный с придирчиво выбранных деревьев, любовно увязанный, а то и переложенный ароматными травяными стебельками. Береза и дуб не случайно стали традиционными «поставщиками» веников: березовые листочки пористые и очень эластичные, они льнут к телу, одновременно собирая пот и напитывая кожу эфирными маслами. Дубовый же веник – отличный массажер и безотказное средство против всех и всяческих кожных болезней.

Вы парились когда-нибудь веником из веток смородины? Закроешь глаза – и словно переносишься в детство, в бабушкин сад, где утоптанные тропинки петляют между смородиновыми кустами с тяжелыми гроздьями иссиня-черных ягод. А ведь есть еще полынные веники с приятно-тревожащим ароматом бесконечных полевых просторов, можжевеловые и эвкалиптовые, крапивные и ольховые, вишневые и пижмовые…. Не угодно ли попробовать?

Как на липовых скамейках

 Парим веники в бадейках:

 Вот береза, вот дубок,

 Можжевеловый парок,

 И полынь в резном ковше –

 Выбирай, что по душе!

Парение на сене, с медом и солью – проверенный временем «салон красоты».

А вы знаете, что русские цари тоже любили париться в бане? Да-да, императоры и императрицы ложились на полок как простые смертные, и по «высочайшим» телам начинал гулять хорошо запаренный веник…. Но ради справедливости надо сказать, что царская баня все же отличалась от обычной: венценосцы предпочитали парение на сене.

Этот вид парения в русской бане сегодня почти незнаком горожанам: ну где же в современном мегаполисе достанешь настоящее сено?! А весь «фокус» именно в том, чтобы травы были скошены на лугу с рассыпанной радугой соцветий, где по утрам на каждом листочке переливаются отражающие небо капельки-росинки, а днем в мареве дурманящих ароматов жужжат деловитые пчелы. В таком сене, любовно и заботливо высушенном, собраны клевер и мята, полевица и луговая герань, клевер и тысячелистник, нежные незабудки и «хвостики» клубники с мятными ягодами. В бане все это травяное богатство заранее запаривается и стелется на полок, образуя поистине царское ложе.

Пряный, чарующий запах сена, подстегнутый влажным банным жаром – вот настоящая ароматерапия, с которой не сравнятся никакие популярные ныне восточные масла! А тонкие стебельки приятно покалывают тело, разгоняя кровь, легко и бережно массажируя.… Наши предки интуитивно чувствовали пользу парения на сене, а в начале 21 века медицина располагает неоспоримыми доказательствами: подобная баня – «бальзам» для сердечно-сосудистой системы и кожных покровов, отличное средство для восстановления больных суставов и многих других жизненно важных систем и органов.

Еще один, столь же старинный и столь же целебный, способ париться – баня с медом и солью. Среди российских сельчан издавна бытует выражение, удивительно точно и лаконично отражающее результат медово-солевой процедуры: «кожа ластится». Действительно, сочетание мед + соль даст сто очков вперед самому элитному и дорогому скрабу: при нанесении происходит массаж и бережный пилинг кожи, затем смесь быстро и глубоко впитывается, стимулируя раскрытие пор и потоотделение. В результате запускаются процессы очищения организма, подтяжки и регенерации кожных покровов. Прощай, целлюлит! Здравствуй, молодость!

Как известно, в русской бане не только парились, но и мылись; так вот, еще не так давно, какое-то столетие назад, вместо мыла часто использовали кусочки крутого теста, замешанного на меду с добавлением щепотки крупной соли. Стоит ли удивляться, что наши прапрабабушки сияли жемчужной кожей лица и тела, прославляя на весь мир несравненную красоту женщин Руси?

В наши дни народные банные методики вновь обретают заслуженное признание, и не последнюю роль в этом играет тот факт, что баня с медом и солью, как и баня на сене, очень способствует похудению. У нас найдется, чем «ответить» западным гамбургерам и чизбургерам, покушающимся на наши фигуры: жаркой баней, ароматным сеном и целебным медом!

Баня для русского — это больше, чем любовь!

 Фигурка о русской бане

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

Русские бани по чёрномуКартина. Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Народная мудрость о бане.

  • В бане помылся — что омолодился.

  • Баня — мать вторая!

  • Тело парит, здоровье дарит!

  • Баня парит, баня правит.

  • Пристал, как банный лист.

  • Кто про что, а вшивый — про баню.

  • В баню ходить — тело мыть, а не водку пить.

  • Баню приготовить — что музыкальный инструмент настроить!

  • В который день паришься, в тот день не старишься.

  • Вылечился Ваня — помогла ему баня.

  • Баня любую болезнь из тела гонит.

  • Помылся в бане — как сто пудов с себя снял.

  • В бане помылся — заново родился.

  • Вот тебе баня ледяная, веники водяные, парься — не ожгись, поддавай — не опались, с полка не свались.

  • Хорошая баня лучше сытного обеда.

  • Банька — не нянька, а хоть кого ублажит.

  • Баня без пара — что щи без навара.

  • В бане кости распаришь — тело исправишь.

  • Хороший парок сладок, как медок.

  • Душистый пар не только тело, но и душу лечит.

  • В бане парок и ладит, и гладит.

  • Жаркий пар любой недуг исцелит.

  • Поддай парок да лезь на полок.

  • В бане веник дороже денег.

  • Без веника баня не парит, а пар не жарит.

  • Банный веник — главный лекарь.

Следующая часть сообщения не для слабонервных. Впечатлительных просим не читать….

Гигиена в Средние Века.

До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Кстати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той Европе ответственна христианская церковь. Католическая, в первую очередь.

Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани.

К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота — грех, да и холодно — простудиться можно. Горячая же ванна нереальна — дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю — Святой Инквизиции — и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже — колесованием.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Русские послы при дворе французского короля Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц и более — безобразно часто…

Если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

В те смутные христианские времена уход за телом считался грехом.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения.

Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя «святую» воду, к которой прикоснулся при крещении.

В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. (Не все, а только некоторых орденов — П.Краснов)

На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. (Тоже не все, а только некоторых орденов — П.Краснов)

Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение», — После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…». Доктору мало кто верил…

Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Французский Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.

Туалет в «продвинутом» Европейском замке — все вываливается под окна

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.

Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.

После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!».

Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.

Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Французский Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла …диарея /понос/. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным.

Эта же причина прослеживается в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Парижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью — чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох.

Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью — венгерский историк Иштван Рат-Вег в «Комедии книги» приводит виды молитв из молитвенника под названием: «Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям», в число которых входит «Молитва при отправлении естественных потребностей».

Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось дерьмо.

Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже — куча разрослась настолько, что дерьмо стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось — вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов.

Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.

Вот как, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого средневекового «сердцееда» редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым).

Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи.

Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком — для дезинфекции.

Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше.

Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы. (Это далеко не всегда было так — при переходе обычно носили кольчуги, сплошные латы обычно одевали перед боем — слишком было в них тяжело. П.Краснов)

Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро — по запаху…

Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый мясом и другими продуктами.

В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.

Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.

Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод.

Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице.

И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы.

Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке. Сократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до наших дней. (примечание: это некоторое преувеличение Гезера, волосы на голове брили, чтобы не разводить вшей и блох — П.Краснов)

Благодаря уничтожению христианами кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова.

Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля.

Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов. (Раздавленных клопов — П.Краснов)

Кормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны — этологические корни налицо) — значило высказывать свое расположение.

Средневековые вши даже активно участвовали в политике — в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами.

Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия — до половины.

Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии.

Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве «обезболивающего средства» использовался тяжелый деревянный молоток, «киянка», удар которого по голове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемыми последствиями.

Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой. В средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Это значит — получи огненный штырь в задницу — и свободен. Здоров.

Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным последствиям привести не могло.

Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание.

Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию — «зло должно выйти наружу».

У истоков кровавого поверья стояли монахи — «отворители крови».

Кровь пускали всем — для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода — по календарю.

Ну и немного от себя… как то очень давно, еще в свои школьные годы попалась мне книга (точного названия я сейчас не воспроизведу) в которой описывались воспоминания посла Персии о его поездках по той средневековой «посвященной» европе. Так вот, пригласил, как то этого посла погостить пару дней в своем дворце один из тогдашних монархов франции, естественно, что посол отказать не мог и «с удовольствием» согласился.

Вся персидская делегация сославшись на «неотложные государственные дела» в срочном порядке ретировалась в первый же вечер, после того как высокопоставленный посол увидел свою опочивальню с «шевелящимся» от живности матрасом.

В итоге за половину суток прибывания «в гостях» персам пришлось сжечь ВСЮ одежду, что была на них, при них и в повозках на постоялом дворе и были обриты на лысо практически ВСЕ.

http://raznogo.com/shokiruyushhie-fakty-o-gigiene-v-srednie-veka/

начало: http://www.kaponovo.ru/articles/chai-iz-trav.html

http://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani

Добавить комментарий